Екатерина Редок
Проект «Песни военных лет» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Песни военных лет» для старшего дошкольного возраста
Подготовила Редок Е. Г. музыкальный руководитель МБДОУ №62 "Яблонька" г. Брянск
Актуальность
Образовательный проект посвящён 75-летию Великой Победы.
Песни являются лирической летописью времени. Прошло 75 лет со дня Победы, но песни того далекого и грозного времени звучат и сегодня, потрясая сердца.
Публикация «Проект „Песни военных лет“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Военные песни. Песни военных лет
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Песни. Все материалы на тему песен
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Я решила начать знакомство детей с этой темой на примере песен, которые были написаны в тяжелые годы войны и после её окончания.
В наше время воспитание патриотических чувств ребенка является одной из актуальных задач современного дошкольного образования. Молодое поколение мало знает об этой войне, о её героях и подвигах. Родители не задумываются о том, что их дети могут вырасти в неведении о той «зловещей» трагедии, которая произошла 75 лет тому назад. Поэтому педагогам ДОУ отводится особая роль, ведь как писал В. А. Сухомлинский, от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины.
Близится очередной Юбилей Победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, ветеранов той войны остаётся всё меньше. В скором времени дети не смогут узнавать о событиях тех страшных дней от самих участников. Безусловно, останется множество записей об их жизни, подвигах. Останутся фотографии, письма. Но не всегда архивные материалы могут передать чувства, эмоции. И здесь нам помогут произведения лирического жанра: стихи и песни.
Военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Цель проекта :
• обогащение патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
• познакомить детей с песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны
• приобщать к прошлому и настоящему через связь поколений
• исследование военной песни и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
• познакомить с историей Великой Отечественной войны на примере песен военных лет.
• углублять знания детей о роли песен в жизни людей, о песни как памяти народа.
• подвести к восприятию музыкальных произведений о войне.
• воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свой народ, уважение и признательность за совершённый подвиг народа в годы ВОВ.
• воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, уважение к ветеранам.
Формы реализации проекта :
• Слушание песен ВОВ.
• Беседы об истории создания, содержания прослушанных песен.
• Использование видео, картин, архивных фотографий.
• Слушание в сравнении. Выбор любимого произведения.
• Рисование по мотивам прослушанных песен.
• Представление песен на празднике "День Победы".
• Исполнение песни "Катюша" для приглашённых.
Предполагаемый результат проекта :
Дети познакомятся с песнями военных лет, полюбят их, проникнутся патриотическими чувствами, будут бережно относиться к художественно-творческому наследию, будут продолжать проявлять познавательную активность в изучении истории нашей Родины.
Планирование музыкальной деятельности
1 неделя марта
• "Священная война" муз. А. В. Александрова
• "Тёмная ночь" муз. Н. Богословского
Прослушивание сообщения Левитана о начале войны, краткий рассказ о ВОВ, использование наглядности, беседы об истории создания песен.
2 неделя марта
• "Служили два товарища" муз. Ф. Зильхера
• "В землянке" муз. К. Листова
Рассматривание иллюстраций, беседа о важности дружбы, любви, чтобы дома солдата ждали родные. Слушание в сравнении.
3 неделя марта
• "Катюша" М. Блантер
• Музыкальная угадайка
Рассматривание иллюстраций к песне. Заучивание песни в семье. Узнавание по музыкальному фрагменту. Прослушивание любимого произведения.
4 неделя марта
• "Бухенвальдский набат" муз. В. Мурадели
• "Казаки в Берлине" муз. Дм. И Дан. Покрасс
Краткий рассказ об истории создания песен, беседа по содержанию, наглядность, слушание в движении, рисование по мотивам прослушанных произведений.
1 неделя апреля
• Песня «Землянка»
Знакомство с историей песни «Землянка»; прослушивание песни; рассматривание картин подобранных к песне.
2 неделя апреля
• История песни «Враги сожгли родную хату…»
Рассматривание иллюстраций, беседа о важности дружбы, любви, чтобы дома солдата ждали родные. Слушание в сравнении.
3 неделя апреля
• Песня «Соловьи»
Прослушивание композиции и просмотр ведео - файлов к ней. Обсуждение.
4 неделя апреля
• Песня «Эх, дороги»
Краткий рассказ об истории создания песен, беседа по содержанию, наглядность, слушание в движении, рисование по мотивам прослушанных произведений.
Май
Каково значение фронтовой лирики в наше мирное время?
Особое свойство искусства: художественной литературы, музыки - заключается в том, что мы, читая, слушая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как б я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи и песни о войне - это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они — почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи.
Заключение
Воспитанники узнали много интересных фактов из истории создания песен, с удовольствием слушали их и пели, рисовали к ним иллюстрации.
Выяснили, что песни бывают разные :
Патриотические песни. Песня-призыв защищать Родину («Священная война»)
Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с женами, детьми, матерями, родственниками («Прощайте, скалистые горы», «Вечер на рейде»)
Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме, семье («Темная ночь», «Синий платочек»)
Шуточные и задорные песни и частушки. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале («Катюша», «Смуглянка», «Песенка фронтового шофёра», Частушки)
Победные песни. В них поется о победе советского солдата над врагом. («Дорога на Берлин»)
Литература
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. : Просвящение, 1989. – 270 с.
2. Веретенникова Н. Патриотическое воспитание средствами музыки и невыдуманного рассказа //Музыкальный руководитель. - 2017. - №5.
3. Гогоберидзе А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста; М., 2005.
5. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
6. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Владос, 2000. — 304 с
7. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
8. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
9. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. — М. : Академия, 1998. — 240 с.