Борисова
Проект «Первоцветы»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34
Проект
«ПЕРВОЦВЕТЫ»
Конкурс «Улыбки весенней капели19»
Автор: Борисова Наталья Александровна,
воспитатель МБДОУ д/с № 34,
специалист I квалификационной категории
г. Сарапул
2019
Проект : «Первоцветы»
Ознакомление дошкольников с природой является одно из важных задач в работе с детьми.
Публикация «Проект „Первоцветы“» размещена в разделах
Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Планета не может жить без растений, так как они не только очищают воздух, но и лечат людей от болезней.
Основы экологического мировоззрения, начала экологической культуры, определенная система ценностей закладывается в дошкольном возрасте.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.
Продолжительность: 1месяц.
Актуальность проекта :
Тему проекта подсказала нам Весна, а точнее её признаки. Беседуя с детьми, выяснилось, что дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Никто из детей не смог объяснить, почему первоцветы нуждаются в защите и охране. Не всегда точно и полно могут объяснить значение слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Из этого следует, что дети имеют недостаточный уровень знаний по данной теме. И тогда мы решили узнать как можно больше о первоцветах вообще и о первоцветах нашего края в частности. Оказалось, что почти все первоцветы занесены в «Красную книгу растений».
Участники: воспитатель и дети подготовительной группы,родители
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: формирование представлений о первоцветах, навыков ресурсосбережения и экологически грамотного поведения
Задачи:
В работе с детьми
Образовательные:
1. Закрепить и расширить знания детей о первоцветах в целом и раннецветущими растениями на территории детского сада, в городе, в его окрестностях, их особенностями, разнообразием, средой обитания, характером взаимодействия с насекомыми и животными.
2. Расширять и обогащать активный словарь детей по данной теме;
3. Вызывать желание узнать историю цветов, их легенды, целебные свойств.
4. Активизировать познавательную деятельность.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие;
2. Развивать умение ориентироваться в пространстве;
3. Развивать монологическую и диалогическую речь;
4. Развивать творчество, фантазию;
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к первоцветам.
2. Поощрять нравственное взаимоотношение между сверстниками:
В работе педагога:
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды:
1. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта (создание дидактических игр, картотеки стихов, загадок, создание «Красной книги первоцветов», «Лэйтбука»).
2. Привлечение к проекту семьи.
3. Организация природоохранной акции «Берегите первоцветы!»
Принципы:
- принцип целостности - единство и интеграция всех сторон развития, средств, путей;
- принцип доступности содержания литературных произведений, познавательной литературы;
- принцип преемственности – взаимодействие с ребенком в условиях дошкольного учреждения, семьи;
- принцип активности – реализация знаний детей в разных видах деятельности;
- принцип деятельности – ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний;
- личностно – ориентированный принцип – исходить из возможностей каждого ребенка.
Ожидаемый результат:
1. У детей сформируются знания о первоцветах; произрастающих на территории Удмуртии; появится интерес к получению новых знаний.
2. Знание детьми 6-8 первоцветов, и их биологических особенностей.
3. Будут созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о первоцветах
4. Оформление на территории детского сада уголка леса с цветами – первоцветами.
5. У детей появится желание оберегать цветы
6. Активное участие родителей в процессе реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный
- Определить актуальные знания детей о первоцветах, весенних цветах.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Методическое обеспечение проекта.
- Изготовление дидактических пособий по теме. Обеспечение проекта наглядными материалами.
- Информационное обеспечение проекта.
- Опрос родителей по данной теме.
- Анализ имеющегося материала по данной теме.
- Разработка плана реализации проекта.
2. Практический
- Работа по технологической карте
Технологическая карта
Участники проекта Совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей
I неделя
Педагог и дети Беседа о первоцветах.
Рассказывание «Легенды и сказания о цветах».
Слушание музыкальных произведений:
Иоганн Штраус вальс: «Сказки Венского леса»,
Игра с элементами трудовой деятельности «Посажу я семена».
Психогимнастика «Весенние цветы». Экологические игры: «К названному цветку беги», «Узнай по описанию», “Я и лес”, “Что где растет?”
Раскрашивание силуэтов первоцветов.
Сюжетно – ролевая игра: «Цветочный салон».
Родители Консультация для родителей «Первоцветы».
Папка – ширма: «Первоцветы рядом с нами».
II неделя
Педагог и дети Презентация для детей «Первоцветы».
Чтение легенд и сказок о первоцветах.
Дидактическая игра «Отгадай загадки и найди цветок»,
Чтение художественной литературы: Н. Усова «Фиалка», «Ландыш», Сказка «Двенадцать месяцев», П. Соловьев «Подснежник».
Экскурсия на участок с первоцветами.
Панно «Весенняя полянка» (бисероплетение).
Д/упр. «Отбери и назови цветы, которые знаешь». Дидактические игры: «Собери цветок», «Назови первоцвет на заданный звук», “Как растет цветок?”
Рисование «Первоцветы».
Аппликация «Подснежник», «Мать-и-мачеха», «Гиацинт» (Подгруппами).
Родители Совместная практическая деятельность с детьми и родителями (изготовление поделок) «Первоцветы».
Подготовить с детьми сообщения о лекарственных цветах Удмуртии.
III неделя
Педагог и дети Беседа «Красная книга».
Чтение художественной литературы:
рассказа М. Пришвина «Золотой луг»;
сказки И. Ревю «Весенняя мать - и - мачеха»; стихотворений:
А. Полетаев «Мать - и – мачеха».
Сочинение писем первоцветам.
Опыты «Исследование мать - и - мачехи», «Из чего состоят одуванчики?».
Проблемная ситуация: «Что мы можем сделать для того, чтоб в «Красной книге растений» стало меньше страниц?» Рисование на песке (пескотерапия) и мозаика из цветных камней «Цветы».
Игры – пазлы: «Первоцветы!»
Лото «Цветочек–цветочек, где ты растешь?».
Домино «Цветы».
Игра малой подвижности «Не ошибись».
Родители Выставка «Сбережем первоцветы – вестники весны!»
Рисование редких цветов с детьми «Страницы Красной книги».
Разучивание стихотворений о первоцветах.
IV неделя
Педагог и дети Развлечение «Путешествие в цветочный мир».
Слушание музыки: Вивальди 1 концерт «Весна», Чайковский «Времена года» «Весна», «Вальс цветов».
Беседа «Цветы в легендах»
Изготовление Красной книги первоцветов.
Вечер загадок и ребусов «Первоцветы – вестники весны».
Чтение художественной литературы: «Лесной ландыш» Ирис Ревю
Повторная экскурсия на участок с первоцветами.
Экологическая акция «Берегите первоцветы». Рисование «Первоцвет на ладошке».
Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков.
Просмотр познавательной и художественной литературы.
Игры-хороводы: «Веночек», «Мак-маковистый»
Родители Оформление плакатов «Сбережем первоцветы – вестников весны!»
Презентация плакатов.
Оформление на территории детского сада уголка леса.
Конкурс стихов «Весна, весна на улице»
Формы работы:
- дидактические игры;
- экскурсии;
- наблюдения;
- интегрированные занятия;
- продуктивные виды деятельности;
- акции;
- вечера загадок, решение проблемных ситуаций;
- слушание музыки;
- развлечения.
Методы:
Словесные – чтение художественной литературы, вопрос – ответ, беседа, пересказывание, сообщения, презентация проектов;
Наглядные – рассматривание иллюстрации, просмотр мультфильмов, просмотр презентаций;
Практические – рисование, раскрашивание, лепка, конструктивно-модельная деятельность, опытническая деятельность;
Поисковые – работа с энциклопедиями, Интернет, проектная деятельность.
3. Заключительный
Подведение итогов, мониторинг знаний детей.
Итоговые мероприятия:
Развлечение «Путешествие в цветочный мир».
Выставка рисунков «Удивительные первоцветы».
Конкурс стихов «Весна, весна на улице».
Выводы:
Родители и дети получили знания о интересных фактах из истории первоцветов, изготовлена книжка «Красная книга первоцветов» родного края.
В группе произошла смена развивающей среды.
К детям пришло осознание того, что природа окружает их везде, причем, природа не только существует, но и нуждается в помощи и защите людей.
В группе проведена выставка экологических плакатов и поделок «Сбережем первоцветы!»
В детском саду проведена акция «Берегите первоцветы!»
Список используемой литературы:
1 Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 190
2 Лопатина А., Скребцова М. Сказы Матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. – М. : Амрита, 20011 – 256 с.
3 Османова Г. А. Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы. – СПб. : КАРО, 2008 – 272с.
4 Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : Детство-пресс. 2004 – 208с.
5 Ушакова О. Д. Красная книга России: Растения/Словарик-справочник школьника. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008 – 64с.