Татьяна Вакульчик
Перспективно-тематическое планирование формирования познавательной активности старших дошкольников в процессе игр
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ»
Вакульчик Т. Н.
Воспитатель МБДОУ № 175
Актуальность проекта определена тем, что настоящее время предъявляет требования не только к знаниями человека, но и к его умению добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Поэтому у детей уже в дошкольном возрасте появляется высокая потребность к восприятию информации об окружающем мире, отмечается настойчивость, требовательность и активность в получении такой информации.
Публикация «Перспективно-тематическое планирование формирования познавательной активности старших дошкольников в процессе игр» размещена в разделах
Познавательная активность - деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями, сложное психическое образование.
Познавательная активность рассматривается в связи с познавательной деятельностью и определяет познавательную активность как положение готовности к познавательной деятельности, как состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.
Разработанный проект «В гостях у Старичка-Лесовичка» долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев,
Вид проекта – познавательно-творческий.
Для систематизации деятельности по проекту, мы разработали тематическое планирование с использованием игр с природным материалом (см. в конце текста)
Цель проекта повысить эффективность формирования познавательной активности у старших дошкольников в процессе использования природного материала
Мы предположили, что формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста повысит свою эффективность, если:
- определены условия и содержание игр с природным материалом в процессе формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
- рассмотрены формы и методы формирование познавательной активности у старших дошкольников средствами игр с природным материалом.
Особенностью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других.
Мы определили условия формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста :
. - своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом;
- стимулирование и развитие познавательной активности во всех сферах деятельности ребенка;
-отбор форм и методов работы с детьми
учет личностных особенностей ребенка
Основу познавательной активности старших дошкольников составляет стремление понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а так же законы их функционирования. И помочь в этом процессе могут игры с природный материалом.
Для организации и проведения игр с природными материалами необходимо было создание условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. Прежде всего, при организации пространственной предметно-развивающей среды (ППРС) нам было необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования. В игровом уголке устанавливается специальный стол с углублениями для поддонов, в которые по мере необходимости и в соответствии с целями и задачами игры наливается вода, насыпается сыпучий материал (песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы). Здесь же стоят контейнеры с доступной пониманию детей маркировкой.
Организовывая и проводя руководство играми с природным материалом, мы опирались на возрастные особенности старших дошкольников. Больше внимание уделялось играм, в которых дети учились связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развивались математические представления, сообразительность.
Как игровой метод обучения игры с природным материалом используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей. Принципы отбора игр остаются постоянными: доступность правил, материала, возможность вариативностим заданий, эмоциональное воздействие на детей. Мы собрали картотеку игр с природным материалом, в которых ставятся различные задачи развития речи, формирования элементарных математических представления, памяти, внимания и т. д. Были разработаны конспекты проведения таких игр.
Результатом творческой деятельности становились выставки поделок из природного материала, которые мы организовывали при окончании природных сезонов: осенью была организована выставка «Дары осени», организовали и провели совместное с родителями развлечение «Осенние игралочки» с использованием игр с природным материалом; зимой была организована выставка «Украшения для елочки», весной – «Огород на окне». Большую роль в подготовке материала для игры детей с природным материалом нам оказали родители. Вместе с детьми они собирали листья, каштаны, орехи и другой природный материал.
Для родителей мы провели собрание «Как поддерживать познавательную активность ребенка», составили консультацию «Игры с песком». С целью повышения педагогического мастерства воспитателей мы составили рекомендации «Правила работы и проведения игр с природным материалом».
Результаты проекта доказывают, что систематическая организация игровой деятельности с природным материалом становится эффективным средством формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. У дошкольников экспериментальной группы значительно повысился уровень- познавательного интереса, внимания; уровень мыслительной деятельности; способность к оригинальному решению задач, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
неделя Название игры Цель игры Работа с родителями
сентябрь 1 Знакомство с песком и глиной Дать представление, что песок сыпучий, а глина слипается комочками Родительское собрание «Природа в развитии детей дошкольного возраста»
Экскурсия в парк. Сбор листьев для гербария.
2 Сравнение частичек песка и глины Дать представление, что песок состоит (из зернышек-песчинок). Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
3 Как песок и глина пропускают воду Знакомить со свойствами песка и глины, умение использовать их в игровой деятельности
4 Волшебные фигуры Уточнение представлений о геометрических фигурах Оборудование: песочница или контейнер с мелким песком, листы бумаги по числу детей
октябрь 1 Куличики
Уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов
Оборудование формочки разных цветов и форм по числу детей, совочки по числу детей. Консультация «Особенностях
познавательной
активности
дошкольников»
Экскурсия в сквер К. Хетагурова. Сбор каштанов и желудей
2 Построим забор
Уточнение знаний о геометрических фигурах и формах предметов. Упражнения в различении фигур и формах природного материала
3 Рыбаки
Развитие цветовосприятия и цветоразличения.
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, 4 ведерка разных цветов.
4 Камешек. Цель: актуализация словаря по заданной лексической теме.
Оборудование: камешек.
ноябрь 1 Секретики
Цель: совершенствование навыков ориентировки в пространстве.
Оборудование: Квадратный кусок прозрачного пластика, разноцветные геометрические фигуры, желуди, каштаны, мелкие фигурки, карта-схема поиска «секретика».
Семейный проект «Дары осени» (поделки из природного материала
Организация выставки поделок из природного материала
2 Необычная рыбалка Совершенствовать умение считать и отсчитывать определенное количество объектов природного материала
3 Искатели сокровищ
Развитие усидчивости, внимания.
Оборудование: пластмассовые сита, совочки, ведерки, разноцветные бумажные колпачки (по числу детей, природный материал (желуди, каштаны, фасоль, морские камешки)
4 Золотой орех Развитие зрительного внимания.
Оборудование: три абсолютно одинаковых пластмассовых ящичка или контейнера с крышками, грецкий орех, выкрашенный бронзовой краской.
декабрь 1 Морские камешки
Развитие математических представлений
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого возраста проводится игра. размещение рекомендаций на информационно стенде, сайте ДОО по созданию
развивающей среды в домашних условиях.
2 Минеры и саперы Развитие зрительного внимания.
Оборудование: небольшие резиновые игрушки-пищалки, детские грабли.
3 Прятки Развитие зрительного внимания.
Оборудование: Совочки, шишки, желуди, ракушки, детские грабли, песочные часы
4 По порядку разложи Развитие тактильной чувствительности.
Оборудование: ведерки разного размера с природным материалом на каждого ребенка.
январь 1 Водичка, водичка.
Развитие первичных естественно-научных представлений.
надувной бассейн или ванночка с теплой водой, прозрачные пластиковые сосуды, контейнеры с глиной и песком, ковш, совки. Семейный проект «Поможем птицам зимой»
2 Найди пару Разложить «шапочки» желудей вверх на стол, а затем переворачивать по две. Если они совпадают, то ребенок забирает их и получает еще ход. Если же нет – ход переходит к другому игроку. Задача – набрать как можно больше «шапочек».
3 Мозаика
Развитие зрительного внимания и конструктивного восприятия.
Оборудование: карточка с образцом узора для каждого ребенка,
4 Венок
Развитие пальцевой моторики, творческого воображения, конструктивного. восприятия.
Оборудование: полевые цветы, карточка со схемой плетения венка.
февраль 1 Замок Снежной Королевы Развитие меткости.
Оборудование: снежки, снежные комки, магнитная доска и фломастеры для рисования Консультация «Игры с природным материалом в условиях семьи»
2 Считай по порядку! Совершенствование математических представлений, формирование навыков порядкового счета.
Оборудование: снежные комки разного размера.
3 Колобки
Развитие ловкости, меткости.
Оборудование: изображение Колобка на листе пластика с прикрепленной под ним корзиной, выполненной по типу баскетбольной, но с дном; грецкие орехи по числу детей.
4 Рисуем следами закрепление представлений о том, что снег уплотняется и на нем можно оставлять следы
Материал: снег
март 1 Найди похожее Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребенка, многообразен. Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Мастер-класс «Играем с природным материалом»
2 Искатели сокровищ
Развитие усидчивости, внимания.
Оборудование: пластмассовые сита, совочки, ведерки, разноцветные бумажные колпачки по числу детей, природный материал (желуди, каштаны, фасоль, морские камешки и т. п.).
3 Дорисуй Развитие воображения и фантазии. Так же в этой игре можно использовать разные варианты, так например: на листке бумаги и приклеить один листок дерева, а ребенок должен дорисовать или также использовать природный материал,
4 Как я называюсь Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенным словом «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия;
апрель 1 Что изменилось?» Смотреть и запомнить расположения. Задача определить что изменилось.
Размещение рекомендаций на информационном стенде, сайте ДОУ «Огород на окне»
2 Узнай меня Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления;
3 «Кукольный обед»
формирование у детей элементарных математических навыков, развитие мелкой моторики.
Материал: стаканчики разного размера, с водой разного цвета
4 Узнай на ощупь Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задачи позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира;
май 1 Кто скорее?
Уточнение знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: капитанские повязки или нагрудники с нарисованными на них фигурами, песок для «рисования» фигур. Родительские встречи, позволяющие рассказать о собственных хобби «Волшебные сказки природы»
2 Найди похожее Уметь группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее;
3 Загадки старичка Лесовичка
развитие естественно-научных представлений.
Оборудование: разноцветные контейнеры от «киндер-сюрприза», листочки с загадками, корзинка.