Cветлана Вавилова
Проект «Педагоги и родители: взаимодействие в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди самых значимых для человека ценностей, одно из ведущих мест в его жизни занимает семья. Не секрет, что в 21 веке экономических трудностей и проблем многие родители стали больше уделять внимание своей работе, бизнесу, и детям не хватает тепла, заботы и просто внимания. И мы, педагоги, очень часто испытываем трудности в союзе с родителями. Не всегда хватает взаимопонимания между родителями и педагогами, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между взрослыми в большей степени отражается на ребёнке.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в детском саду?
Публикация «Проект „Педагоги и родители: взаимодействие в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь дошкольнику. Именно этот факт педагоги группы и специалисты нашего ДОУ, имеющего статус учреждения коррекционного вида, учитывают при организации коррекционно - развивающей работы с детьми, и организационно- просветительской работы с родителями, непосредственно охватывая семью каждого нашего воспитанника.
Вся система работы по данному вопросу строилась на принятии семьи, как первого и самого главного лица в воспитании и образовании ребёнка. Только участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить успешное развитие детей, ведь кто как не родители лучше всего знают возможности своего ребёнка и заинтересованы в успехе дальнейшего его развития.
Для достижения результата сотрудничества были
отобраны наиболее эффективные формы привлечения родителей к коррекционно-образовательной работе с детьми и определены пути решения поставленной проблемы, через реализацию проекта.
Цель проекта:
Создание условий для оптимальной работы ДОУ и семьи в решении задач по воспитанию и образованию ребёнка.
Создание единого воспитательно-образовательного пространства: ребёнок - детский сад-семья.
Задачи:
• Разработать механизмы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями.
• Активизировать роль семьи, как основного субъекта в воспитании детей.
• Определить уровень родительской компетентности в вопросах физического развития своего ребёнка.
• Формировать у родителей определённый уровень знаний и умений в оказании помощи по коррекции речи у своих детей.
• Способствовать просвещению родителей, самостоятельности в оценке развития ребёнка и его будущих перспектив.
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений с педагогами ДОУ.
Поскольку в совместной работе педагогов с родителями важна система, а не разовые мероприятия, то реализация проекта велась по направлениям исходящих из программы воспитания и обучения в детском саду в свете требований ФГТ:
• Использование технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
• Осуществление дифференцированного подхода к вопросам развитию речи детей.
• Развитие познавательных интересов старших дошкольников в подготовке к школьному обучению.
Методы:
• Диагностика социального статуса семей.
• Анализ результатов тестирования и анкетирования
• Составление плана работы с родителями на время реализации проекта.
• Иформационно - просветительская пропаганда.
• Практические мероприятия с участием родителей группы.
Принципы:
• Не поучать, а приглашать к сотрудничеству.
• Находиться в партнёрской позиции с родителями.
• Вести конструктивный диалог с членами семьи.
• Учитывать пожелания и предложения родителей.
Новизна:
заключается в использовании новых, интересных форм работы с родителями. Привлечения родителей к активной жизни группы и детского сада. Совместное решение коррекционных задач. Оказания помощи в понимании партнерских отношений: ребёнок - детский сад - семья.
Вид проекта
: долгосрочный
Срок реализации:
в течение учебного года
Участники проекта:
воспитатели группы,
родители, специалисты ДОУ
Ожидаемый результат:
- Проведение праздника с участием родителей группы
«В группе дружно мы живём – скоро в школу все пойдём!»
- Выпуск родительским активом группы газеты
«Знакомьтесь – наша группа!»
Организационно – информационный этап проекта
Информационно-аналитический блок
- определение проблемы
- постановка целей и задач проекта
- определение актуальности выбора темы
- разработка этапов реализации проекта
- подбор форм и содержания
Изучение нормативной базы
- Закон РФ «Об образовании».
- Типовое положение о ДОУ.
- Семейный кодекс РФ.
- Декларация прав ребёнка.
- Конвенция о правах ребёнка.
Изучение литературы, подбор материала
для педагогической пропаганды
- составление плана работы с родителями на год;
- определение направлений работы с семьями
воспитанников;
- разработка тематических групповых собраний;
- подбор консультационного материала;
- оформление материала для представления
в родительский уголок, ширм и папок –
передвижек.
Обследование семей воспитанников
- составление демографической карты;
- составление визитной карточки группы
«Давайте познакомимся»;
- изучение социального положения семей;
- определение категорий семей;
- выявление условий проживания и
и жизнедеятельности детей в семьях.
Диагностический блок
сентябрь
Опрос родителей о прохождении адаптационного периода.
сентябрь
Мониторинг запросов и потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах.
октябрь
Анкетирование «Хорошо ли Вы знаете своего ребёнка».
Цель: Выявление знаний родителей о всестороннем развитии ребёнка.
октябрь
Анкетирование «Формирование связной речи детей через сказки и рассказы».
Цель: Выявление использование родителями детской художественной литературы в формировании навыков рассказывания.
ноябрь
Тестирование «Поговорим о здоровье».
Цель:- Определение знаний о роли и значении закаливающих процедур, правильного питания в жизни человека.
- Выявление знаний родителей о роли здорового питания и образа жизни.
Основной этап проекта
Содержательно-практический блок
сентябрь
Статьи в родительский уголок
-«Растим будущих первоклассников»
-«Скоро в школу»
-«Несколько слов об интеллектуальной готовности к школе»
- «Условия школьного обучения»
-«Я большой»
сентябрь
Практикум для родителей
«Что нужно знать о навыке письма»
Цель: Показать этапы подготовки к овладению навыками письма.
сентябрь
Консультации:
-«Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с окружающей действительностью».
-«Причины трудностей в развитии речи»
октябрь
Оформление папки передвижки
«Играя, учимся говорить».
(рекомендации учителя - логопеда ДОУ)
октябрь
Беседа «Помогаем осваивать детям формулы словесной вежливости».
Цель: - Закрепить правила поведения и этикета.
- Развивать способность детей к общению, адаптации и толерантности в обществе.
ноябрь
Тренинг «Развитие коммуникативных способностей дошкольника».
Цель: Подвести участников группы к сотрудничеству, добиваться сближения и взаимопонимания.
ноябрь
Организация мини-библиотеки педагогической литературы - «Дошкольники и речь».
- А. Бондаренко «Словесные игры в детском саду и дома»
-О. Дьяченко «Чего на свете не бывает»
-В. Цвынтарный «Играем пальчиками, развиваем речь», «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».
-Т. Е. Киселенко «Сам себе логопед. Уроки домашней логопедии».
-Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит».
Цель: Пропаганда и педагогическая помощь в понимании особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
декабрь
Выставка работ изготовленных родителями и детьми группы - «Страна чудес».
Цель:
-Привлечение родителей группы к проявлению творческих способностей.
-Оформление родительского уголка, групповой комнаты к новогоднему празднику.
декабрь
«Круглый стол» по обмену опытом семейного воспитания по физической культуре
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Цель: - Обмен формами и приёмами семейного воспитания по физическому развитию детей.
- Создание условий для развития двигательной активности.
декабрь
Семинар - практикум "Помогаем осваивать социальную роль школьника"
Цель: Помочь понять и усвоить ценности, правила и нормы необходимые в дальнейшем для школьного обучения.
январь
Дискуссия «Закаливающие процедуры как средство профилактики простудных заболеваний».
Цель:- Показать роль и влияние закаливающих процедур на детский организм.
-Познакомить родителей с разными видами закаливания.
январь
Оформление фоторепортажа
«Растём, закаляемся и спортом занимаемся!»
(подбор фотографий совместных занятий спортом детей и родителей для оформления стенда в раздевалке группы)
январь
Консультация для родителей «Спортивные игры в жизни дошкольников».
февраль
Мини - консультация для категории многодетных семей «Создание благоприятного микроклимата в многодетной семье».
Цель: - Формировать умение чувствовать и понимать своего ребёнка.
-Применять потенциал многодетной семьи в социализации детей.
февраль
Шпаргалка для родителей «Десять нельзя и можно
для взрослых»
(основные принципы воспитания нравственно – волевых качеств дошкольников)
февраль
Практический урок для родителей «Весёлый тренинг».
Цель: Ознакомление родителей с комплексом игр и упражнений для занятий с детьми дома».
март
Ширма «Математика в детском саду»,
«Зачем детям математика?», «Давайте поиграем».
март
Составление лекотеки развивающих игр
«Любознайка».
Цель: Подбор развивающих игр для последующего использования их родителями в играх с детьми дома.
апрель
Ширма в родительский уголок «Как развивать память ребёнка».
апрель
Экспресс-опрос «Готовность ребёнка к школе».
Цель: Выявление уровня подготовки детей к школьному обучению.
май
- Проведение праздника с участием родителей и
детей группы «В группе дружно мы живём – скоро в школу мы пойдём!»
- Выпуск родителями газеты «Знакомьтесь – наша группа!»
Заключительный этап проекта
Контрольно-оценочный блок
- отзывы родителей группы о работе педагогов группы и специалистов ДОУ;
- анкетирование родителей;
«Детский сад глазами родителей и детей»
- оценка активного участия родителей во время
проводимых в группе и детском саду мероприятиях;
Литература:
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.
2. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? –
М. : Сфера, 2005.
4. Дергачева О. М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О. М., 6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
5. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов, 1987. – 288 с. – М. : Педагогика,1987.-288
6. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». – М. : Новая школа, 1995.