Лия Медянцева
Экологический проект «Пчела — для жизни дана» для среднего и старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Пчела для жизни дана!»
Вид проекта : практико-ориентированный проект с элементами творчества
Участники проекта : дети среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : 1 месяц
Актуальность проблемы:
Публикация «Экологический проект „Пчела — для жизни дана“ для среднего и старшего возраста» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей 3 - 4 лет недостаточно знаний о насекомых, в том числе о пчелах. «Если исчезнут пчелы, то все живое на планете погибнет через 3–4 года», – к такому выводу давно пришел физик Альберт Эйнштейн. Не хочется думать о плохом, но пчел с каждым годом действительно становится все меньше и меньше.
Цель проекта :
формирование у детей осознанно правильного отношения к миру насекомых
Задачи:
• формировать у детей элементарные представления о пчелах и их строении, пчелиной семье, способах передвижения, о пользе пчел в природе и для человека;
• расширить представление детей о продуктах пчеловодства (мед, прополис, воск, перга) и использовании их человеком;
• обогащать словарь детей в процессе знакомства с пчелами (улей, соты, нектар, пчеловод, пасечник, пасека);
• познакомить детей с профессией пчеловода;
• способствовать развитию познавательной активности и навыков исследовательской деятельности.
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• воспитывать бережное отношение ко всему живому;
• закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;
• привлечь родителей к участию проекта.
Предполагаемый результат:
• расширение представлений о насекомых или расширение кругозора детей средствами музейной педагогики
• расширение представлений детей о продуктах пчеловодства и их пользе для человека, с профессией пчеловод.
• словарь
• освоение детьми навыков поисково-исследовательской работы, сбора материала.
• формирование знаний по истории и культуре
• развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде
• проявление активности и самостоятельность в разных видах детской продуктивной деятельности в соответствии с собственными замыслами.
• развитие позиции защитника природы у детей совместно с родителями – нетерпимость к поступкам других людей в случае нарушения ими правил поведения в природе.
Первый этап – подготовительный.
• предварительная работа поисковая работа по подбору материала по теме «Пчелы»;
• создание развивающей среды;
• Подготовка презентации «знакомьтесь пчелка»;
• подбор литературы, аудиозаписей, иллюстраций;
• подбор стихов о пчелах для заучивания;
• подбор загадок и пословиц о пчелах;
• подбор экологических игр;
• изготовление атрибутов к подвижной игре «Медведь и пчелы», «Пчелы»;
• подборка мультфильмов про пчел;
• создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;
Второй этап – реализация проекта.
Просмотр презентации «Пчелы»
Экскурсия в экологический музей. Рассматривание макета пасеки и строения улья.
Виртуальная экскурсия в музей пчеловодства на территории Федерального научного центра пчеловодства в г. Рыбное. (Я 16.01. поеду в музей на экскурсию, сделаю презентацию-экскурсию)
Рассматривание альбома «работа в институте пчеловодства»
Экологические занятия «Дружная пчелиная семья». «Какой полезный мед», «Как Мишка с пчелами подружился» (правила поведения в местах обитания пчел).
Беседы: «Интересные факты из жизни пчел», «Как пчелы строят соты», «Откуда пчелы берут воск?», «Как пчелы передают друг другу информацию?», «Кто такие трутни?». «Кто такой пчеловод», «Продукты пчеловодства», «Какие бывают сорта меда и от чего это зависит?» «Какие медоносные растения произрастают в нашем крае?»,
Беседы-рассуждения:
«Чем мы можем помочь пчелам?», «Где найти нектар?» (подводить к тому, что надо больше высаживать цветов, «Для чего обрабатывают поля?»
Чтение художественной литературы:
Чтение сказок:
С. Младова «Как пчелы домик строили»
В. Бонзельс «Приключения пчелки Майи»
И. А. Халифман «Они летают по заданию»
К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках»
Чтение и заучивание стихов и четверостиший о пчелах; Саша Черный «Про пчел», Д. Бедный «Пчела», С. Михалков «Муха и пчела», М Бородицкая «Разговор с пчелой», Н Добронравов «Пчела»
Просмотр мультфильмов:
«Пчела Майя».
«Жу – жу – жу» (о доброй трудолюбивой пчелке).
«Вини – Пух и все, все, все» фрагмент из мультфильма 6: 41-7:53).
«Медовый переполох»
Пословицы и поговорки:
• «Маленькая пчела человека большому уму учит»;
• «Трудолюбивее пчелы никого нет»;
• «Одна пчела много меду не наносит».
• «Цветы без пчел, а пчелы без цветов не живут»;
Дидактические игры:
«Найди пчелу», «Домик для пчелы»
«Собери картинку» из нескольких частей»
«Посади пчелу на цветок» (высокий, низкий, по цвету)
«Кто лишний?»
Настольно-печатные игры:
«Польза или вред от пчелы?»
«Что сначала, что потом»
«Орудия труда пчеловода»
Игра – ассоциации «Что представляешь ты когда… ?»
Игра- драматизация «На лесной поляне»
Исследовательская деятельность:
Опыты по определению качества мёда.
Изготовление восковой свечи. (из воска с настоящих сот).
Исследование «Полезные – вредные цветы» или «Где найти нектар?» (подводить к тому, что надо больше садить цветов и использовать меньше химических препаратов -O-) (свежие цветы и цветы обработанные дезинфицирующим средством -O- Или опрыснутые чем-нибудь невкусным. Дети определяют по внешнему виду, запаху, под микроскопом).
Поисково-иследовательская деятельность:
«Пропала пчелиная семья» (из бумаги, подручного материала на макете воспроизвести сценарий, что пчел не стало и как это отразиться на всем живом на земле (по экологической цепочки погибаю (исчезают) следующие живые существа). Остановиться когда дойдет до человека задать большой вопрос)
Художественное творчество:
Рисование на тему: «Пчелка на цветочке», красками «Цветы для пчелы»
Аппликация «Пчелки летят» (на голубом фоне, объемная аппликация «Деревья с цветами, а потом с плодами»
Лепка: «Пчелы», «Соты»
Конструирование «Пасека», «Соты» (из бумаги)
Изготовление атрибутов к игре-драматизации «На лесной поляне»
Изготовление пособий для дыхательной гимнастики «Пчелки летят»
Подвижная игра «Медведь и пчелы», «Пчелы»
Работа с родителями: Организация совместной поездки детей и родителей в музей пчеловодства на территории Федерального научного центра пчеловодства в г. Рыбное. Консультация: «Оказание первой помощи при укусах пчелами». Изготовление буклета «Правила безопасного поведения в местах обитания пчёл». Выставка-конкурс работ «Улей для пчелы»
Третий этап – заключительный
Изготовление альбома «Пчела для жизни дана!»
Выставка улей, совместные поделки с родителями.
Литература.
1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М: Просвещение, 2002 г.
2. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2003 г.
3. Большая энциклопедия природы. – М. : ООО «Мир книги», 2004г.
«Познакомься, это букашки». – М. : «Махаон», 1999.
Интернет ресурсы https://poemata.ru/poems/bees/