Воеводина Людмила Александровна
Проект парциальной образовательной программы «Секреты тестопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с деть-ми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.
Публикация «Проект парциальной образовательной программы „Секреты тестопластики“» размещена в разделах
Существенную роль в этом направлении играет совместная художе-ственно-творческая деятельность дошкольника. Особое влияние на развитие личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности оказывают за-нятия декоративной лепкой (лепка - самый осязаемый вид художественного творчества).
Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благо-даря лепке. Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: вообра-жение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же инте-ресно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображени-ем, а название этому "танцу" рук –лепка! Занимаясь лепкой, ребенок не толь-ко овладевает практическими навыками, необходимыми для успешного обу-чения в школе, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, формирует эстетические вкусы, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приуча-ется творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Специфику лепки определяет материал. Процесс лепки из глины значи-тельно отличается от процесса лепки из пластилина, воска или бумажного те-ста. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в со-временном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сде-ланное своими руками. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Мучное тесто – это такой материал, который успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непри-нужденно. Этот материал для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес.
Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою самобытность, помогает реализовать свой творче-ский потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Парциальная образовательная программа «Секреты тестопластики» реализуется в рамках образовательной области «Художественно – эстетиче-ское развитие», в рамках которой происходит, удовлетворение потребности в освоении новых техник художественно-творческой деятельности, новых впечатлениях, желания сделать что-либо своими руками и стремления позна-вать окружающий мир, свойства предметов.
Программа обеспечивает учёт специфики условий осуществления об-разовательной деятельности, потребностей и интересов детей.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе тестопластики.
Задачи:
1) формировать у детей старшего дошкольного возраста потреб-ность в освоении новых техник художественно-творческой деятельности;
2) развивать эстетическое восприятие, навыки анализа объемных форм и их отображения в лепке;
3) формировать представления о свойствах нового материала и осо-бенностях техники создания творческих образов.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы
Основополагающими подходами к построению и реализации образова-тельной деятельности по Программе стали :
1. Системно – деятельный подход (реализация потребности в практиче-ской деятельности, направленной на запланированный результат, достиже-ние цели и оценка как результата, так и процесса деятельности, деятельность выступает в роли средства субъектности ребенка.
2. Культурологический подход (создание культурной среды, форми-рующей творческую личность, способную создавать материальные и духов-ные ценности, способную к культурному саморазвитию и самосовершенство-ванию, где человек выступает субъектом культуры; это означает, что он яв-ляется существом творческим, стремящимся к культурному преобразованию окружающей реальности.
В основу программы заложены следующие принципы из п. 1.4 Феде-рального государственного образовательного Стандарта дошкольного об-разования.
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, об-щества и государства (лепка сувениров новогодние, рождественские, обере-гов, подарков для членов семьи, друзей; ознакомление старших дошкольни-ков с трудом взрослых);
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (ком-муникативной, изобразительной, познавательно – исследовательской);
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (экспериментальной, познаватель-но - исследовательской, продуктивной);
- принцип природосообразности : постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом природных задатков, возрастных особенностей и индивидуальных способностей, формирование творческого потенциала личности.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана про-грамма
Программа рассчитана на реализацию в группах старшего дошкольно-го возраста (от 5 до 6 лет) и основывается на особенностях развития до-школьников указанной возрастной группы.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ин-теллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Раз-витие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребе-нок не наблюдал непосредственно. К старшему дошкольному возрасту за-метно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.
Происходит постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, развитие самостоя-тельности в познании интересного, развитие процесса общения, самосозна-ния.
Общение для старшего дошкольника имеет самостоятельную ценность, это вид деятельности, который отражает стремление ребенка к сопережива-нию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстниками. Занятия различными видами художественной деятельности становятся основой для полноценного и содержательного общения детей с взрослыми и сверстника-ми.
Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.
Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может моделировать предметы окружающего мира, создавать реальный продукт, в котором пред-ставление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в объекте. Созданный в ходе художественной деятельности продукт отражает представление ребенка об окружающем его мире и эмоциональное отноше-ние к нему, нацеливает ребёнка на поиск новых, творческих решений.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей, формируется познавательная активность и социальная мотивация.
В старшем дошкольном возрасте процесс заинтересованности и резуль-тативности ребенка в деятельности становится наиболее выраженным. Старшим дольникам присущи навыки в собственной практической деятель-ности.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного воз-раста Программы
Освоение детьми Программы предполагает достижение следующих ре-зультатов:
1) ценностное отношение к продуктам творческой деятельности как своим, так и своих товарищей;
2) устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности и навыки общения по поводу процесса и по результатам этой деятельности;
3) способность к самостоятельному замыслу и реализации замысла, навыки планирования собственной деятельности; умение сформулировать вопрос или просьбу о помощи в случае затруднения;
4) владение приемами работы с материалом и различными техниками создания творческих образов для дальнейшего их использования в самостоя-тельной деятельности, в быту;
5) потребность вовлечения в исследовательскую, дизайнерскую дея-тельности сверстников, членов семьи.
1.6. Обоснование выбора содержания Программы
Содержание программы «От рождения до школы» не предполагает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с новым материалом для детского творчества и новой техникой - тестопластикой, как одного из видов декоративно – прикладного творчества. Между тем, именно художе-ственно – творческая деятельность, способствует развитию зрительного вос-приятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе; расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками, содействует духовному и интеллек-туальному развитию дошкольников.
Содержание парциальной программы разработано в контексте инва-риантной части основной образовательной программы, содержит техноло-гии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечиваю-щая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Разно-образие видов деятельности (изобразительная, художественно - речевая, те-атрализованная) позволяет формировать ценностные ориентиры: любовь к декоративно – прикладному искусству, приобщение их к богатому культур-ному наследию русского народа, гуманное отношение к человеку и его тру-ду.
1.7. Формы подведения итогов реализации Программы
Изучение результатов освоения детьми Программы осуществляется в процессе:
1) наблюдения художественно-творческой деятельности детей, резуль-таты наблюдения фиксируются в Карте наблюдения;
2) изучения качества продуктов творческой деятельности детей;
3) наблюдения процесса общения детей со сверстниками по поводу ре-зультатов творческой деятельности.
Результативность образовательной деятельности по Программе оцени-вается по результатам участия в конкурсе «Мы фантазеры» на уровне ДОУ.
Участие детей в организации выставки продуктов творческой деятель-ности и проведение экскурсий для посетителей выставки (родителей, сотруд-ников ДОО, детей других групп детского сада).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Модуль/Тема Объём ОД (в мин.) Способы реализации Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности
Модуль 1. Секреты тестопластики
1.1 Эксперименты по изучению свойств муки (соли, воды). 25 мин Работа в малых подгруппах:
Проведение экспериментов по изучению свойств элементов теста для лепки в малых подгруппах детей (по 4 человека). Коллек-тивное обсуждение результатов эксперимен-тов.
Подгрупповое экспериментирование по определению необходимой дозировки эле-ментов в составе теста.
Групповая деятельность: работа с альбомом
«Декоративно- прикладное творчество» Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление страничек для группового альбома «Секреты мастерства» (приёмы и способы лепки из солёного теста).
Коммуникативная деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек из солёного теста, обмен собранной информации (краткие фрагменты) и обсуждение информации.
Экспериментальная деятельность детей по изуче-нию свойств составляющих тесто материалов, определению оптимальной дозировки для изго-товления теста для лепки
Коммуникативная деятельность - диалоги «Как правильно замесить тесто», о свойствах муки, со-ли, воды (по результатам экспериментов).
Игровая деятельность – дидактическая игра «Ка-кая, какое, какой».
Познавательно-исследовательская деятельность: изучение состояния готового теста.
1. 2 Осенние дары: овощи и фрукты (замешивание теста и изготовление объемных форм) 25 мин Групповая деятельность: обследование му-ляжей, описание детьми приемов лепки раз-личных объемных форм.
Коммуникативная деятельность: беседы о форме, пропорциях цвете овощей и фруктов.
Чтение художественной литературы: чтение сти-хов о фруктах и овощах
Коллективное обсуждение оптимальных пропорций состава для лепки скульптуры. Создание простейшей скульптурки из приго-товленного теста.
Работа в малых подгруппах:
Самостоятельное изготовление теста для лепки по рецепту (в малых подгруппах). Игровая деятельность – дидактическая игра «Съе-добное, несъедобное».
Сюжетно -ролевая игра «Магазин».
Музыкально -художественная деятельность: про-слушивание музыкальной зарисовки «Что нам осень принесла».
Художественно-творческая деятельность: изготов-ление поделки «Осенний натюрморт».
1.3 Картина из теста на тему :
"Осенний пейзаж" 25 мин Групповая деятельность, прогулка по участ-ку детского сада для рассматривания осен-них деревьев.
Совместная деятельность педагога и детей по определению рациональных средств изго-товление элементов пейзажа
Коммуникативная деятельность: Беседа о деревьях осенью, рассматривание иллюстраций с изображе-нием деревьев.
Чтение художественной литературы: чтение рас-сказа А. Н Плещеев «Четыре художника».
Музыкально- художественная деятельность: разу-чивание песни «Осень» И. Мазнина.
Продуктивная деятельность: поделка из соленого теста «Подарок другу»
Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление страничек для выставки – «Мы фан-тазеры».
Модуль 2. Новогодние сувениры
2.1 Новогодние сувениры (елоч-ки, звездочки, изготовленные с помощью из форм для вы-печки). 25 мин Групповая деятельность: рассматривание те-матических альбомов на тему «Новогодний декор». Обсуждение элементов декорирова-ния.
Познавательно- исследовательская деятельность:
Эксперимент с тестом «Как белое тесто превраща-ется в цветное».
Коммуникативная деятельность:
Беседа об основных способах украшения поделок (пуговицы, бисер и т. д).
Игровая деятельность: Пальчиковые игры.
2.2 Подсвечник (кот, собака, бе-лочка). 25 мин Коллективное обсуждение сходства и разли-чия в строении - кота, собаки, белочки.
Работа в малых подгруппах: изучение под-свечников в образе животных, выделение из образа животного характерных особенностей и характерных черт. Чтение художественной литературы: Игры, по-тешки, загадки.
Художественно- творческая деятельность: Изго-товление и украшение поделок.
Дизайнерская деятельность: Оформление выставки детских поделок «Волшебное тесто».
Игровая деятельность: игровые упражнения «На что это похоже?»
2.3 Новогодние магниты (сне-жинки). 25мин Коллективная деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением разных форм снежинок.
Работа в малых подгруппах: обсуждение способа изготовления снежинок (с помощью формочек или картонных шаблонов). Коммуникативная деятельность: беседа о форме, размере, цвете снежинок, разгадывание загадок.
Чтение художественной литературы: стихи М. Клокова «Снежинки», А. Твардовский «Танец снежинок».
Продуктивная деятельность: Изготовление подел-ки.
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Что предмет расскажет о себе»
Музыкальная деятельность: прослушивание спо-койной музыки во время изготовления и украше-ния поделки.
Модуль 3. Пасхальные сувениры
3. 1 Пасхальное яйцо 25 мин Работа в малых подгруппах: обсуждение и отбор наиболее выразительных работ для со-здания собственного образа.
Самостоятельное изготовление теста для лепки по рецепту. Создание скульптуры из приготовленного теста. Коммуникативная деятельность: Рассказывание и рассматривание слайдов с изображением разных пасхальных яиц из разных материалов.
Экспериментальная деятельность: Показ изготов-ления овальных форм из соленого теста.
Продуктивная деятельность: Украшение изделий с помощью предметов дающий оттиск (пуговицы, колпачки от фломастеров и ручек).
Игровая деятельность: Народная игра «Катание яиц».
3.2 Подставка для яйца – куроч-ка, цыпленок, петушок. 25мин Совместная деятельность детей: Создание скульптур «курочки, цыплёнка, петушка». Рассматривание их формы и характерных особенностей.
Работа в малых подгруппах: рассматривание разных подставок для яиц изготовленных из разных материалов. Коммуникативная деятельность: беседа «Для чего нужны подставки для яйц».
Познавательско-исследовательская деятельность: Изучения состояния готового теста.
Продуктивная деятельность: организация выстав-ки «Чудо - подставка».
3. 3 Пасхальные куличи 25 мин Коллективное взаимодействие:
Взаимодействие детей с родителями по сбо-ру информации о способах украшения кули-чей.
Работа в малых подгруппах: обсуждение по-лученной информации.
Коммуникативная деятельность:
Рассказывание и рассматривание иллюстраций, фотографий, скульптурных изделий на тему: «Пасха», «Куличи».
Экспериментальная деятельность: Показ приемов изготовления кулича из соленого теста.
Чтение художественной литературы: чтение сти-хов о пасхе, куличе.
Продуктивная деятельность: украшение кулича –печатками, штампиками и т. д.
Игровая деятельность: с. р. игра «Весёлое чаепи-тие».
Дизайнерская деятельность: оформление рецептов приготовления и украшения семейного кулича
3.4 Оформление выставки поде-лок из теста «Сказочное те-сто» Групповая деятельность: Взаимодействие детей с родителями изготовление рамочек для своих работ. Продуктивная деятельность: украшение рамочек
из природного материала из ракушек, желудей, пе-рьев.
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. «Секреты тестопластики»
Тема 1.1. Свойства муки, соли и воды
Содержание темы:
Свойства воды: текучесть, бесформенность, прозрачность, без запаха, принимает любую форму, в которую ее наливают, способность растворять вещества.
Свойства соли: сыпучесть, растворимость, крупная, мелкая, соленая.
Свойства муки: белого цвета, легкость, мягкость, сухость, сыпучесть.
Опыт № 1: Экспериментирование с мукой и солью (растворимость соли в воде; нерастворимость муки в воде) : Вывод: соль растворяется в воде, а мука нет; соль тяжелее муки.
Опыт № 2: Экспериментирование с солью и водой (соль кристаллизирова-лась)
Опыт № 3: Экспериментирование с мукой и водой (Выводы о приобретен-ных свойствах новых материалов. Поиск оптимальной дозировки элемен-тов для изготовления материала для лепки).
Формы, способы, методы
Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление вы-ставки в детском саду «Секреты мастерства» (рецепты и поделки прине-сенные родителями и их детьми из соленого теста).
Коммуникативная деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек из солёного теста, обмен собранной ин-формации (краткие фрагменты) и обсуждение информации.
Игровая деятельность – дидактическая игра «Какая, какое, какой».
Познавательно-исследовательская деятельность: экспериментирова-ние (проведение опытов с водой, солью и мукой, изучение свойств гото-вого теста.
Средства образования и развития
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народных игрушек из солёного теста (образцы игрушек, поделок, сувениров из солёного те-ста).
Литературный ряд: загадывание загадок о воде, соли, муке.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, цикл слайдов иллюстративного материала «Народные игрушки из солёного теста», «чу-десный мешочек» для дидактической игры.
доски, упаковочная пленка, салфетки – бумажные и тканевые для фильтра, измерительная ёмкость, воронка, мерная ложка, стеклянные и одноразовые стаканы.
Взаимодействие участников образовательных отношений
Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей, взаимодействие детей с другими детьми по обмену информации.
Совместное взаимодействие детей и родителей по оформлению стра-нички для группового альбома «Секреты мастерства».
Виды деятельности детей:
Познавательно – исследовательская деятельность (опыты, экспери-менты с водой, солью и мукой, изучение состояния готового теста).
Коммуникативная деятельность (беседы «Как правильно замесить те-сто», о свойствах муки, соли, воды, выводы по результатам эксперимен-тов).
Продуктивная ( подготовка материалов для изготовления сувенира: замешивание соленого теста)
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
Воспитатель создает благоприятные условия для самореализации каждого ребенка в процессе образовательной деятельности (удовлетворе-ние потребности в познании и создании продукта, в процессе продуктив-ной деятельности, в дизайнерской деятельности (оформление продуктов творческой деятельности для выставок).
Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации программы в детском саду имеются: весь необхо-димый материал для изготовления поделок из соленого теста :(столы, кле-енки, фартуки, салфетки, специальные ножи для резки теста и изготовления рисунков на изделии, компьютер, DVD проигрыватель, электронные но-сители, уголок экспериментирования, дидактический материал: иллюстра-ции, фотоматериалы и изображением работ из солёного теста.
Научно-методическое обеспечение Программы
В процессе разработки программы ориентировалась на содержание нормативно-правового обеспечения современного дошкольного образо-вания. Нормативная база представлена следующими документами:
1. Федеральный государственный образовательный Стандарт приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнау-ки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
2. Образовательная программа Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад «Дарование», разработана на основе комплексной общеобразовательной программы «Из детство в отрочество».
Время и сроки реализации Программы
В течение года, во второй половине дня, 1 раз в неделю, объем 25 минут в старшей группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Дидактические и наглядные пособия:
- предметы народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, фили-моновская игрушка, матрешки);
- репродукции живописных произведений;
- скульптуры малых форм;
- фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур для вырезыва-ния
шаблоны, формочки для выпечки, формочки для кексов, формочки для игр с песком
- мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрыва-ния (пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.);
- доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
- салфетки - бумажные и тканевые, клей ПВА;
- различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
- инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста : расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
- печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ра-кушки и т. д. ;
- трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, кол-пачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
- соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
- природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т. д.);
- бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ни-ток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т. д.);
- кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломасте-ры.
Фотоматериалы:
- Семейные фото с изображением поделок из солёного теста.
Фонотека:
- грамзаписи и аудиозаписи
Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в групповой комнате. Данная стена оформ-ляется работами детей в рамочках.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
(презентация прилагается)