Костина Ирина
Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта :
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
При разработке проекта мною учитывались :
Публикация «Проект „Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- концепция А. В. Запорожца об амплификации развития ребенка дошкольного возраста;
- идея единства личности и среды Л. С. Выготского.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков.
Изучая историю родного города Пензы, я сделала для себя много открытий, а также решила рассказать о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, нашим дошколятам. Так, был разработан проект по краеведению «Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста», направленный на изучение истории родного города, с активным вовлечением детей в поисковую и исследовательскую деятельность и привлечением к сотрудничеству родителей.
Актуальность проекта заключается в том, что в современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влиянии на патриотическое воспитание дошкольников.
Успешность познавательного, нравственного, эстетического развития дошкольников при знакомстве с историей родного края, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром, систематизации и углублению знаний практическим путём через все детские виды деятельности.
Для достижения поставленной цели подобраны следующие формы работы взаимодействия с детьми:
- совместно с детьми создан мини-музей «Мой родной город Пенза»;
- обогащена предметно-развивающая среда группы по ознакомлению с родным городом с привлечением помощи родителей;
- оформлены макет города и улиц, фотовыставки детей и членов их семей;
- систематизирована подборка материалов из газет и журналов о Пензе, стихов поэтов Сурского края и произведений писателей г. Пензы с использованием материалов из архивов библиотеки №8;
- организован цикл выставок детских рисунков по произведениям писателей и поэтов г. Пензы, проведена фотовыставка: «Портретная галерея известных людей города».
- оформлены красочные альбомы по темам: «Поэты и писатели города Пензы», «Достопримечательности города», «Символика Пензы», «Народные промыслы пензенских умельцев», «Здравницы нашего города».
Непосредственно образовательная деятельность по данному направлению реализуется через организацию различных видов детской деятельности, стимулируя детский интерес к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, создавая необходимую мотивационную ответственность для формирования личности ребёнка.
Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны и должен овладеть культурой, сформировавшейся к настоящему времени, поэтому необходимо, чтобы осваиваемые ребенком знания, стали основой для формирования гражданской позиции растущего человека.
Содержание проекта отражает комплексно-системный подход к изучению родного города, что позволяет дошкольникам увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения детей к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.
Проект призван дать дошкольникам достаточно полное представление о родном г. Пензе. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации непосредственной образовательной деятельности нацелены на выработку у старших дошкольников навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой. Использование ИКТ в образовательном процессе раскрывает перед педагогами огромные возможности:
- мультимедийная среда намного выше по информативной плотности, в сравнении с традиционными формами передачи информации, что позволяет соединить важную информацию с красочным иллюстративным материалом;
- мультимедийная подача материала способствует лучшему восприятию предложенного материала дошкольниками.
Краеведческий проект рассчитан на изучение детьми старшего дошкольного возраста в рамках организации непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Считаю, что метод проекта позволяет детям лучше усвоить многообразный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает педагогу развиваться как творческой личности.
Проект осуществлялся с сентября 2016 года по май 2017 года.
Проект состоит из 4 блоков :
- «Природа пензенской области»
- «Заповедники и парки»
- «Духовная святыня»
- «Культурное наследие».
Цель проекта : формирование у дошкольников чувства сопричастности к истории г. Пензы, при поиске и создании новых форм и методов подачи материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным городом в соответствии с ФГОС.
Задачи:
-знакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города;
-пробуждать у детей живой интерес к истории города, основываясь на организации эмоционально-образного восприятия тех или иных исторических явлений, объектов;
-формировать у детей элементарные представления об историческом прошлом г. Пензы через историю своего народа;
-воспитывать и развивать у дошкольников чувство любви к родному городу и уважение к заслугам людей, прославивших Пензу.
-учитывать интеграцию образовательных областей, развивать в социально- личностном, познавательно-речевом, физическом и художественно-эстетическом направлений.
Практическая значимость проекта состоит в том, что он обогащает дошкольную практику организации занятий по истории родного края в дошкольных образовательных учреждениях
Проект разделён на блоки. Все они познавательны и интересны. Формы подачи материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть вопроса, развивать любознательность, проявлять свою активность. Способствует развитию умения видеть проблемы, как одного из базовых умений исследователя.
Непосредственно образовательная деятельность строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей, предусматривает развития их творчества.
Участниками проекта являются дети 5-6 лет старшей группы. Проект предусматривает активное участие родителей, детей и педагогов.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем учитываю следующие принципы:
- принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий уголок, подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города;
- принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;
- принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др. ;
-принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Пензы.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап.
Цель: разработка и составление схемы реализации проекта, плана работы; подбор и изучение методической литературы по ознакомлению с родным городом; проведение мониторинга освоения детьми данной проблемы с учетом ФГОС.
2. Практическая деятельность детей.
Цель: формирование практических умений и навыков при решении поставленной цели.
Эффективное влияние организации работы познавательной деятельности с детьми на формирование у дошкольников элементарных представлений о родном крае.
Рассказ педагога «Мой город» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям).
Беседа о флаге, гербе Пензы, Прослушивание гимна.
Рассматривание карты города, рассказ воспитателя о достопримечательностях города.
Изготовление познавательных альбомов.
Рисование на тему «К юбилею города Пенза»; «Город, в котором я живу».
Рассматривание схем, улиц. Разучивание стихов и песен о городе.
Беседа о профессиях родителей «Я люблю свой город, где я живу».
Составление сообщений детей (вместе с родителями) об исторических местах города и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы).
Рассматривание фотографий о родном городе.
Викторина «Что ты знаешь о природе Пензенского края. Оформление альбомов о городе Пензе.
Дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь», «Заколдованный город».
Народные игры.
Беседа о народных приметах.
Рассказы детей о родном крае. Викторина «Писатели и поэты Сурского края».
Изготовление фотоальбомов: «Мой город», «Профессии наших родителей»
Знакомство с духовным наследием города Пензы.
Беседа: «Писатели и поэты родного города».
3. Заключительный (аналитический) этап
Цель: формирование у детей элементарной компетентности в вопросах истории родного края, умения рассуждать и строить элементарные умозаключения.
Презентация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ.
Обработка результатов по реализации проекта.
Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем
Проект предусматривает организацию активных форм проведения НОД, использование иллюстративных и интерактивных презентаций, применение индивидуальных и групповых творческих работ, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Методическое:
Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», 2008.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы., Т. С Комаровой, М. А. Васильевой, - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Материально-техническое:
- фотоаппарат;
- видеомагнитофон
- компьютер.
- телевизор
- уголки по краеведению в группах
- макеты
- картины
- альбомы, иллюстрации.
Мониторинг освоения детьми данной проблемы с учетом ФГТ
- дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ);
- исторические документы, фотографии;
- аудио, видео версии сказок и исторические хроники;
- методическая, краеведческая, художественная литература;
- буклеты, наборы открыток.
Оценка результатов проекта :
Для выявления промежуточных и конечных результатов проведен мониторинг, который выявил высокий уровень знаний у детей о родном городе.
Познавательная ценность :
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного города.
Умственная ценность:
Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного города.
Перспектива: Продолжение работы в этом направлении.
Создание учебного фильма о родной Пензе для помощи в воспитании и обучении детей дошкольного возраста воспитателям ДОУ и города.
В результате реализации данного проекта предполагается обучение и информационная поддержка детей дошкольного возраста и их родителей.
Мониторинг
Оценка усвоения проекта проводилась с помощью мониторинга. Помимо этого учитывалась активность участия дошкольников в образовательной и самостоятельной деятельности.
Беседы проходили в спокойной и доверительной обстановке. В ходе бесед были использованы наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видеоматериалов, которые являлись подсказками ответов на вопросы.
Анализ полученных результатов показал:
- знания дошкольников о родном городе поверхностны;
- у детей не сформирован интерес к истории и достопримечательностям родного города и края и представления о наиболее значимых событиях и традициях города;
- недостаточно развита предметно-развивающая среда, которая могла способствовать формированию у детей дошкольного возраста интереса к познанию родного города.
Сравнительный анализ уровня сформированности знаний детей показал следующие результаты:
- детей стало отличать чувство собственного достоинства, которое выражается в умении отстоять свою точку зрения, в понимании своих возможностей, своего места в окружающем мире, в чувстве ответственности перед собой и другими;
- произошли значительные изменения отношения родителей к воспитанию своего ребенка и к детскому саду. Таким образом, детский сад стал источником развития интереса и приобщения к истории города, народной культуре, традициям, природе родного города не только детей, но и их родителей;
- сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, предпочтению в выборе игр, познанию нового, в желании экспериментировать;
- наблюдается положительная динамика по всем изучаемым направлениям.
- у детей появился интерес к городу, в котором они живут, что отражается не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках, сюжетно-ролевых играх детей.
- проявляется гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
-у детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного города;
- заметно изменились взаимоотношения детей, наблюдается большее внимание и взаимоуважение друг к другу;
- дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, фотографии, альбомы, соотносить увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. В самостоятельных работах по рисованию, лепке, конструированию стали проявлять инициативу и творчество.
- удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – «роль пассивного потребителя образовательных услуг».
Родители принимают активное участие в сборе материала о родном городе и обогащению предметно-развивающей среды группы.
Список используемой литературы:
1. Авершин В. И. История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста. – Пенза, 2002.
2. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С. 8-9
3. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская. - М. : ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
4. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005
5. 2. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. - 2008.- №1.- C. 17-23.
6. 3. Михайлова, Е. Нравственно-патриотическое воспитание / Е, Михайлова // Ребенок в детском саду. - 2005.- №5.- C. 38-42.
7. 4. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2003.- №6.- C. 45
8. 5. Сакавичене, О. Патриотическое воспитание дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2006.- №2.- C. 14-18.; №3.- C. 24-26.