Анна Володина
Проект «Овощи, выращенные в огороде»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. Знакомство детей с огородом нужно для того, чтобы знакомить детей с природой, и её сезонными изменениями. Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, подсолнухов, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше
Темочки:
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
всего в проектной деятельности. Технология проектирования формирует у детей навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками,
воспитателем и родителями. Участие детей в экологическом проекте “ Овощи выращенные в огороде ” обогащает их знания и представления об овощах, их вкусовых качествах, развивает поисковую, исследовательскую, трудовую деятельность и творческие способности. Оснащенная таким образом эколого – развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой. Укрепляет интерес детей, создает положительный настрой.
Значительно расширяет диапазоны живого общения воспитанников с природой, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта. Проблемные вопросы: 1. Какие условия необходимы для благоприятного развития овощных культур? 2. Какое значение имеют овощи для здоровья человека? ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур. Расширять представление об овощах : о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания, истории их появления). Способствовать поиску новой информации об уже известных овощах. Систематизировать знания о труде людей. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Дети старшего возраста, родители, воспитатели. ТИП ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: Краткосрочный. Ожидаемые результаты реализации проекта : 1. Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы. 2. Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления). 3. Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности. 4. Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей. 5. Сплочение детей, родителей и воспитателей.
План мероприятий в рамках проекта.. Сбор информации: подбор иллюстраций художественной литературы; рассматривание энциклопедий; разгадывание и загадывание загадок изготовление дидактических игр «Наш огород», «Вершки-корешки».. Беседа на тему «Овощи нашего огорода».. Рисование овощей.. Лепка овощей.. Показ детьми старшей группы сказки «Репка» для детей младшей группы.. Круглый стол - выступление старшей медсестры перед детьми с сообщением «Где живут живые витамины».. Оформление газеты «Удивительные овощи». (Дети совместно с воспитателем).
Методы проекта :
Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;
Словесные: Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки;
Практические: Наблюдение, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
Наглядные: Показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.
ЭТАП - ОСНОВНОЙ:
- НОД «Рассматривание семян»- отличительные особенности семян.
- Чтение стихотворений об овощах и фруктах.
- Рисование по трафарету «Овощи».
- «Почему растут растения» - выявить что необходимо для роста растений.
- НОД «Составление рассказа, что из чего вырастет».
- Чтение Д. Родари «Чипполино».
- НОД лепка «Овощей».
- Дидактическая игра «Узнай по описанию» (овощи).
- Опыт: рассада без воды.
- Составление рассказа описания картины (как все начиналось и что появляется потом).
- Инсценировка русской народной сказки «Репка».
- Беседа «О витаминах».
- Дидактическая игра «Что растет в огороде, а что в саду».
- Опыт: «На свету и в темноте».
- Чтение К, Чуковского «Чудо – дерево».
- Дидактическая игра «Вершки и корешки».
- Беседа «Что будет, если не пропалывать огород?»
- Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
- Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».
- Аппликация «Овощи на тарелки», - Рисование «Овощи в корзине». - Лепке «Урожай на грядке».
- Привлечение семей к осенней выставке «Что у нас выросло».
Приложение № 1
Загадки про овощи Половина всех блюд, которые мы употребляем в пищу готовятся с добавлением различных овощей. В каких-то семьях их едят больше, в каких-то меньше – в любом случае, овощи являются одними из тех «предметов», с которыми дети знакомятся в первую очередь. Мало того, что овощи можно увидеть, потрогать, так их еще можно и на зуб попробовать, а если еще и дача есть или огород, то совсем хорошо – можно даже посмотреть как они растут. Отгадывая загадки, ребенок учится пользоваться своими знаниями, применять их. Также он получает навык сравнивать предметы, находить в них что-то общее, и включая свою детскую фантазию он учится образно мыслить.
*** Что за скрип? Что за хруст?Это что еще за куст?Как же быть без хруста,Если я …! (Капуста)
*** И зелен, и густНа грядке вырос куст. Покопай немножко:Под кустом …. (Картошка)
*** Кругла да гладка,Откусишь – сладка. Засела крепкоНа грядке …. (Репка)
*** Подставив солнышку бочок,Лежит на грядке …. (Кабачок) *** Кто в земле укрылся ловко?Это рыжая …. (Морковка)
*** Вот зеленый молодец. Он зовется …. (Огурец)
*** Он на солнце греет бок,Дарит нам томатный сок. Любят люди с давних порКрасный, спелый …. (Помидор)
*** В огороде вырастала,Под дождями мокла,Созревала-созревалаИ созрела …. (Свёкла)
*** Заставит плакать всех вокруг,Хоть он и не драчун, а …. (Лук)
*** Вся украшена цветами,На нее взгляните сами. Эти белые соцветья. В сухарях обжарим детям. (Цветная капуста)
*** Что за чудо в огороде?Под листком ракушка вроде. Он волнист со всех сторон. Что за овощ? …. (Патиссон)
*** Приготовить на обедТы не сможешь винегрет,Если овоща такого. У тебя на грядке нет. (Свекла)
*** Белый зубчик от простудыПожевать совсем не худо. От простудных от болезнейНету овоща полезней. (Чеснок)
*** Она бывает черной,Она бывает белой. За хвост из грядки дёрнул. И со сметаной сделал. (Редька)
Приложение № 2
Дидактические игры:
«Кто больше назовёт полезных продуктов питания»
Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.
Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображено на картинке, полезный этот продукт или нет.
«Овощи и фрукты»
Цель игры: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. .
Оборудование: макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов.
Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).
«Узнай на вкус»
Цель игры: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели.
«Что сначала, что потом»
Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.
Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта. Игра знакомит с привычными каждому ребенку продуктами: шоколад, масло, яичница, хлеб, сосиски ит. д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.
«Чудесный мешочек»
Цель игры: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.
Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал).
«Чьи семена?»
Цель игры: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
Приложение № 3
Конспект по экологическому воспитанию на тему
«Как растут растения».
Цель:
Уточнить представления детей о росте и развитии растений.
Задачи:
Установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
Учить детей сажать растения: сделать углубление, правильно вложить семена, присыпать землей, полить из лейки.
Учить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.
Воспитывать интерес к выращиванию растений.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь, входит Незнайка с искусственными цветами, но очень грустный.
Воспитатель: Незнайка, ты почему такой грустный?
Незнайка: Решил я сделать доброе дело для малышей, а у меня ничего не получилось. Я придумал подарить малышам цветы, чтобы у них в группе было красивее, и воздух был чистым. Я купил в магазине вот эти цветы и принес их малышам. Но воспитательница младшей группы сказала: «Зачем ты Незнайка принес искусственные цветы?» Посмотрите, разве они искусственные? листочки и стебельки у них зеленые, а цветы какие яркие, красивые. Я думаю, что мои цветы самые настоящие, живые, не искусственные. Все это чепуха!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться и докажем ему, что его цветы не живые.
-Чем отличаются живые цветы от искусственных? (живые растут, их надо поливать, у живого появляются новые листочки и т. д.)
Незнайка: Ох, что-то я устал, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (потягивания—руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп. (правой рукой коснуться левой ступни)
Там морковь у нас растёт. (потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. (приседания)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. (потягивания — руки в стороны)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. (потягивания — руки вперёд)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки. (дети садятся)
Воспитатель: Ребята, а что такое семена?
-Для чего они нужны? (семена необходимы, чтобы выросло растение).
-Давайте покажем Незнайке разные семена. (Рассматривание семян)
Незнайка: И вы хотите сказать, что из этих крошек что-нибудь вырастет? Чепуха! Никогда ни поверю я этим сказкам!
Воспитатель: Да, Незнайка, вот из такого зернышка может вырасти не только цветок, но и целое дерево. У каждого растения есть свои семена, и сейчас ребята тебе расскажут, из какого зернышка что вырастет. (Показ семян и их растений)
Незнайка: И вот из такой шишечки вырастет целая сосна? А, я знаю, как она вырастет, я положу шишку в коробочку, накрою платочком и скажу: «крибле - крабле-бумс» и сосна вырастет, правда?
Воспитатель: Ребята скажите Незнайке, помогут ли эти волшебные слова вырасти растению? Расскажите и покажите Незнайке, как надо вырастить растение. (Работа со схемой)
Воспитатель: Теперь ты Незнайка понял. Чем отличается живой цветок от искусственного?
Незнайка: Да, понял, мои цветы поливать не надо, корня у них нет, листики у них не вырастут и семян у них никогда не будет, потому что они искусственные.
Воспитатель: Незнайка, а сейчас мы с ребятами тебе покажем, как надо сажать растение. Посмотрите, у меня есть мелкие семена. А от какого растения они вы узнаете, если отгадаете загадку:
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)
Воспитатель: Да, это редис, и сейчас мы с вами ее посадим. Давайте пройдем к столам, там для всех стоят горшочки с землей. Возьмите палочку и в середине сделайте углубление, только не очень глубокое, опустите туда семена и аккуратно присыпьте землей, а теперь немного полейте из лейки водой. Потом эти горшочки мы поставим на солнце, будем поливать и наблюдать, что же у нас вырастет.
Незнайка: Ребята, мне пора уходить. Большое вам спасибо, я сегодня у вас узнал так много интересного и нужного. До свидания!
Игра «Повар и овощи». В. Я решила стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. И сейчас я превращу вас в овощи.
Раз, два, три, четыре, пять — Начинаем мы играть. Руками похлопаем, ногами потопаем. Покружились, покружились. И в овощи превратились. Каждому ребёнку прикрепляется эмблема какого-либо овоща.
В. Кто ты? Расскажи про себя. «Я капуста зелёная, круглая, твёрдая и т. д.»
Игра «Назови верно». Суп из гороха — гороховый. Из фасоли — Сок из моркови — Из тыквы — Запеканка из картофеля —
Игра «Посчитай-ка». В. Едем, едем мы домой на машине грузовой, Эй, ворота отворяй, едет с поля урожай. Вот приехала машина домой, давайте посчитаем, сколько овощей она привезла. Чтение стихотворения.
Раз, два, три, четыре Дети овощи учили. Лук, редиска, кабачок, Хрен, морковка, чесночок. Итог занятия.
Приложение № 5
Игра-соревнование «Угадай-ка» по теме: «Овощи» Цель. Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах. Задачи:
- закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», и названия различных овощей;
- закрепить знания о художественных произведениях, об овощах и уметь их использовать;
- расширить знания детей о картофеле и капусте;
- развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;
- активизировать словарь детей: упражнять в образовании прилагательных от основ существительных, подбирать существительное к прилагательному
- воспитывать умение выслушивать ответы других детей;
- воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа.
- Чтение художественных произведений «Репка», Дж. Родари «Чиполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н. Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стихотворение Ю. Тувима «Овощи».
- отгадывание загадок.
Материалы к занятию.
- разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи.
- корзина для овощей;
- жетоны (в форме овощей); Разделить детей с помощью считалки на две команды.
Ход занятия.
Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.
- Что у вас получилось?
- Как одним словом можно назвать эти картинки? овощи - Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах)
Вот вы и узнали тему нашего занятия «Овощи» . У нас получилось две команды: команда 1 и 2. мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает». Условия игры:
1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.
2. Друг другу не подсказываем и перебиваем. Овощ в свою корзину.
В конце игры посчитаем очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.
1 Задание. Отгадай загадку. Загадка для команды овощей
1 команда. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»
А теперь для другой команды:
2 команда. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи – иди и ищи.
1 команда. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.
2 команда. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.
1 команда. Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь сладко.
2 команда. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)
2. Задание. Кто больше назовет овощей.
Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет.
Начинает команда 1.
3. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.
- Команда 1. «Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, вареники)
А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.
А еще у картофеля есть опасный враг – колорадский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.
- Команда 2: «Что можно приготовить из капусты? (щи, тушеная капуста, салат из капусты, квашеная капуста, пирожки из капусты). Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, вареники. А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».
Физкультминутка.
А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно. * * *
Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости.
(отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску,
(имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко.
(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай,
(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай.
(руки развести в стороны, направив их движение к себе
Продолжаем нашу игру.
4 .Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:
Это стихотворение для команды 1.
Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий
Помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?
Стихотворение для команды 2.
- Послушав стихотворение, ответьте на вопрос: «Из чего хозяйка готовила суп?» Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!
- Из чего хозяйка готовила суп?
5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах.
Большой (что) – кабачок, картошка.
Маленькая (что) – редиска, морковка.
Круглый (что) – помидор, горошек.
Зеленый (что) - огурец, помидор, кабачок
Сладкая (что) – морковка.
Твердый, (что). Длинный (что, Сочный (что). Горький (что). Вкусное (что). Хрустящий (что).
6. задание. Игра «Доскажи словечко». Слушает и отвечает команда 1.
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков (горох)
Команда 2
И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.
В деревнях растет и в селах чудо-солнышко - (подсолнух)
Команда1
Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок под названьем ….(кабачок)
Команда 2
Кругла да гладка, откусишь – сладка.
Засела крепко на грядке (репка)
Команда 1
Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …
Команда 2
Верите – не верите, мы родом из Америки.
В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)
А сейчас я буду произносить стишок, а вы подскажите последнее слово.
Команда 1 Ор-ор-ор сорвали красный …помидор
Команда 2 Ец-ец-ец съели вкусный …огурец
Команда 1 Жан-жан -жан лежит на грядке ….баклажан
Команда 2 Бус-бус - бус мы разрезали арбуз. 7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы узнаем кто любит и знает сказки.
1. Скажите в названии каких произведений встречаются овощи? «Репка», Дж. Родари «Чиполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н. Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стихотворение - Ю. Тувима «Овощи»
2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах :
- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут…»
- «Коровушка – матушка, меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят.»
Вот и закончилась наша игра-соревнование.
Время подвести итоги. Посчитаем очки, можете вместе со мной. Итак, команда 1 набрала … очков, а команда 2 посчитаем…. очки. Победила команда …. все хорошо поработали, правильно отвечали.
- А какие задания оказались для вас самыми интересными?
- Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?
На этом наше необычное но, очень увлекательное занятие закончено.
Спасибо всем кто принимал участие в нашей игре. Награждение участников.