Раиса Коткина
Проект «Откуда хлеб пришел?» (старшая разновозрастная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Откуда хлеб пришел?»
Выполнила: воспитатель
Коткина Раиса Ивановна
МДОУ «Новоакшинский
детский сад»
Краткосрочный проект «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»
Тип проекта : познавательно- исследовательский, творческий.
Сроки реализации: с 9 по 13 ОКТЯБРЯ 2019г.
Участники проекта : дети, воспитатели.
Публикация «Проект „Откуда хлеб пришел?“ (старшая разновозрастная группа)» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Возраст детей: старшая разновозрастная группа
Цель проекта : сформировать у детей представление о ценности хлеба. Воспитать бережное отношение к хлебу и труду хлеборобов.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека.
2. Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб.
3. Закрепить названия профессий людей растящих хлеб.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям, работающим в полях.
Проблема: недостаточные представления о производстве хлеба; о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
Актуальность: По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол. Сколько труда нужно приложить, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если ребенок будет знать, сколько затрачено сил для того, чтобы вырастить хлеб, то будет бережнее относиться к нему.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
1этап. Разработка проекта.
1. Определить тему и цель проекта.
2. Провести опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о ценности хлеба. Поставить определённые задачи.
3. Определить сроки проекта.
4. Подобрать источники информации.
2 этап. Основной.
Беседы: «Профессия-хлебороб», «Зерновые культуры», «Пословицы о хлебе», беседы о бережном отношении к хлебу. Рассматривание сюжетно-тематических картин «Уборка хлеба», «Хлебобулочные изделия».
Чтение художественной литературы:
-чтение украинской народной сказки «Колосок»,
-М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
-чтение «Моя мама пахнет хлебом.» В. Сухомлинский
-заучивание и чтение стихотворений «Хлеб» (С. Погореловский, «Каравай» (Л. Кузьмина, «Комбайнер», «Хлебороб», «Агроном» (О. Зыкова)
-чтение пословиц и поговорок о хлебе
Рисование: по сказке «Колобок».
Лепка: «Хлебобулочные изделия»
Аппликация: «Хлебные колосья в вазе».
Просмотр видеофильма «Про хлеб».
Русские народные игры: «Каравай».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы- хлеборобы», «Булочная»,
Дидактические игры: «Что –сначала, что –потом», «Что можно испечь из муки?», «Сложи картинку и назови».
Исследовательская деятельность: «От зерна к колосу»
3этап. Заключительный.
НОД
Тема: «Его величество хлеб»
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» Цель: закрепить знания детей о ценности хлеба для человека, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда – прежде всего, бережное отношение к хлебу. Расширять речь как средство общения. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов. Воспитывать самостоятельность, навыки дружелюбного общения.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, психогимнастика, отгадывание загадок, проговаривание пословиц.
Оборудование: презентация «Путь хлеба».
Предварительная работа:
• заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе;
• чтение художественной литературы М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Глинская «Хлеб»,
• рассматривание серии сюжетных картин «Уборка хлеба».
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
Ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей)
Хлеб издавна символизирует народное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Хлеб – непременный участник и повседневной еды, и праздничного застолья. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вспомните поговорки о хлебе.
• “Без соли, без хлеба – половина обеда”,
• «Будет хлеб, будет песня»
• “Гречневая каша – матушка наша, хлебушек ржаной - отец наш родной”
• «У кого хлеб родится, тот всегда веселиться»
• “Худ обед, когда хлеба нет”.
Воспитатель: А какие хлебобулочные изделия вы знаете?
А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит?
Сейчас внимание на экран. (Презентация «Путь хлеба»)
Ранней весной на поля выходят трактора. Поле нужно вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”. Чтобы быстро засеять огромные поля работают другие машины - сеялки.
В тёплой, мягкой земле крошечные зёрна прорастают, появляются всходы, которые наливаются в колосья. Летом все поле в колосьях.
Когда наступает осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. В поле выходят комбайны, чтобы собрать урожай.
На машинах зерно везут на элеватор. Это – это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.
Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из муки пекари пекут хлеб.
. Психогимнастика.
Воспитатель. Представьте, что мы на поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю вас в землю (присядьте).Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли,росли и стали колосками (медленно поднимают руки).Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках).Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, опустите голову, руки, плечи, туловище, опуститесь на пол).Ну вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).А теперь изобразите колоски-толстячки, превратились в колоски-худышки. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)
Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.
Игра «Какой колосок»
Колосок из зерна пшеницы (какой) – пшеничный.
Колосок из зерна ржи (какой) – ржаной.
Колосок из зерна овса (какой) – овсяный.
Колосок из зерна гречихи (какой) – гречишный.
Колосок из зерна ячмень (какой) – ячменный.
Колосок из зерна кукурузы (какой) – кукурузный.
Игра «Новые слова»
Образуйте новые слова от слова «хлеб».
• Крошки хлеба (какие) - хлебные.
• Посуда для хлеба (что это) – хлебница.
• Квас из хлеба (какой) - хлебный.
• Человек, который печет хлеб – хлебопек.
• Прибор для резки хлеба – хлеборезка.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение С. Михалков «Булка»
Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол
«Я пекарь» - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
• Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
• Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)
• Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)
Получить хлеб – это долгая и трудная работа, которой занимается много людей. Поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.
Запомните правила:
v Берегите хлеб, он дорого достается.
v Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.
v Никогда не бросайте хлеб.
v Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Ребята, хотите побыть пекарями? Мы сейчас пойдем на экскурсию на нашу кухню и вместе с нашим поваром приготовим плюшки!
Итог деятельности: Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал, что…” (Ответы детей).
Не кидайте хлеб, уважайте труд людей