Наталия Лебедева
Проект «Откуда чай пришёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : групповой, краткосрочный (01.12-10.12.2021)
Вид проекта : информационный, практико- ориентированный.
Актуальность:
2021 год объявлен в нашей стране Годом народного единства.
Народ един, когда уважает друг друга независимо от пола, возраста, достатка, национальности.
Каждый народ, чтобы жить осмысленно и с достоинством, должен любить и уважать свою страну, свою родину, свой народ. Патриотическое воспитание дошкольников- одно из важных направлений работы нашего детского сада. Начинается оно с воспитания любви к семье, детскому саду, друзьям, городу. Важное звено патриотического воспитания дошкольников- приобщение к народному творчеству, народным традициям. Всё, что пришло от бабушек и дедушек ассоциируется у детей с теплом и уютом. Поэтому работа патриотическому воспитанию в нашем детском саду наполнена радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми.
Темочки:
15 декабря весь мир отмечает достаточно молодой праздник День чая. Чаепитие- одна из многовековых традиций русского народа. И мало, кто задумывается, что, наливая очередную чашечку чая, мы следуем традициям наших предков. Этому прекрасному напитку мы и хотим посвятить наш проект.
Цель проекта : воспитание уважения к историческому наследию России через приобщение детей к народной культуре и традициям.
Задачи проекта :
1. Расширять знания о русских народных традициях, приобщать к ним дошкольников.
2. Воспитывать толерантное отношение к традициям и культуре народов другой национальности.
3. Обогащать знания о традициях русского гостеприимства и чаепития.
4. Познакомить с историей чаепития на Руси.
5. Познакомить детей с чайной атрибутикой, историей её возникновения на Руси.
6. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор детей.
7. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Участники проекта : дети старшей группы комбинированной направленности (присутствуют дети с ОВЗ, обусловленными ТНР, родители, специалисты ДОУ.
Технологии, использованные при реализации проекта :
- технология личностно- ориентированного взаимодействия;
- технология развивающего обучения;
- игровые технологии;
- информационно- коммуникативные;
- здоровьесберегающие.
Формы и методы работы:
- занятия;
- беседы;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов;
- продуктивная деятельность (рисование, лепка из солёного теста, аппликация);
- чтение художественной литературы;
- театрализованная деятельность;
- игры (дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные);
- просмотр презентаций и мультфильмов;
- тематические выставки;
- взаимодействие с семьёй.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформирован устойчивый интерес к народным традициям.
2. У детей развиты представления о традициях чаепития на Руси, истории её возникновения.
3. Дети владеют информацией о чайной атрибутике.
4. Дети знают и используют в игре и в повседневной жизни правила гостеприимства и этикета.
5. У родителей сформирован устойчивый интерес к совместной деятельности с детьми по сохранению народных традиций.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный - обсуждение целей и задач проекта, сбор информации, наглядного и дидактического материала, подбор художественной литературы и видеоматериала. Выявление уровня знаний детей по данной теме.
2. Основной-проведение запланированных мероприятий.
3. Заключительный - подведение итогов, оформление продуктов проекта, трансляция опыта проделанной работы.
Механизм реализации проекта :
Беседы:
• "Чайная история" Цель: познакомить детей с историей появления этого напитка в России;
• "Иван Иваныч Самовар" Цель: познакомить со старинной чайной посудой- самоваром, его разновидностями;
• "Чайная церемония" Цель: познакомить детей с традициями чаепития на Руси;
• "Чай пить- здоровым быть" Цель: познакомить детей с целебными свойствами чая.
Рассматривание картин и составление рассказов по ним:
• К. Коровин "За чайным столом";
• К. Маковский"За чаем";
• Б. Кустодиев"Купчиха";
Рассматривание тематических альбомов:
• "Чайная посуда";
• "Где и как растёт чай";
• "Какой чай зовут Иваном?";
• "Травка- вкусна и полезна!";
Просмотр презентаций:
• "Как чай попал в чашку?";
• "Чай, чай, ну- ка выручай!";
• "Чайные церемонии".
Чтение художественной литературы:
• В. Кужелёв"Сказка о том, как Иван- чай день прогнал";
• Д. Хармс "Иван Иваныч Самовар";
• К. Чуковский "Муха-Цокотуха", "Федорино горе";
• М. Горький"Самовар";
• Ю. Щербаков"Весёлый чай";
• Д. Шульгина "Приходите на чашечку чая";
• Стихи, потешки, песенки о чае.
Прослушивание частушек про чаепитие, песни:
"Наш красавец- самовар" (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского)
Дидактические игры:
• "Какой чай? Какое варенье?" Цель: учить образовывать прилагательные от существительных;
• "Что лишнее?" Цель: учить определять лишний предмет при заваривании чая;
• "Четвёртый - лишний" Цель: учить классифицировать предметы по заданному признаку;
• "Что стоит на твоём столе?" Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов "над", "под", "перед" ,"за",закреплять умение ориентироваться на плоскости;
• "Угадай по запаху" Цель: учить определять по запаху вид чая и добавки, входящие в его состав;
• "Чайные рифмы" Цель: учить подбирать слова- рифмы, способствовать развитию словотворчества.
Дыхательная гимнастика:
"Горячий чай", "Кипит вода" Цель: способствовать развитию правильного речевого дыхания.
Артикуляционная гимнастика: Цель: выработка определённых положений органов артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков.
"Чашка", "Вкусное варенье", "Блинчик"
Пальчиковая гимнастика; Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить речь с движением. "Чайник", "Чай", "Посуда"
Сюжетно- ролевые игры: Цель: учить воплощать в игре полученные знания и умения, вести ролевой диалог.
"Чаепитие у зайчика Антоши", " Магазин "Чай", "Фабрика"Русский чай", "Поможем маме накрыть на стол"
Продуктивная деятельность:
• Рисование с натуры "Чайник для бабушки". Цель: создание условий для развития умений у детей рисовать с натуры соблюдая пропорции, располагать рисунок по всему листу бумаги.
• Аппликация "Чайный куст" Цель: закрепление умения создавать не сложную объемную композицию
• Лепка из солёного теста "Конфетки, бараночки. " Цель: Создание объемных поделок из соленого теста и их декоративное оформление по замыслу.
Экспериментирование:
Цель: развивать познавательную активность.
• "Завариваем чай";
• Окрашивание салфетки разными видами чая";
• "Чай и лимон".
Работа с родителями:
• Папка- передвижка "15 декабря- международный День чая";
• Консультация "10 чайных рекомендаций", "Домашний этикет".
• Изготовление родителей и детей книжек- малышек с рецептами чая.
• Семейный фотоконкурс "Мы за чаем не скучаем!"
• Участие родителей в оснащении РППС по теме проекта.
Заключение
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, знакомя с традициями родной страны и других стран, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет уважать культурные ценности других народов и станет носителем черт русского характера.
В силу психологических особенностей дошкольников, трудно знакомить их с историей, т. к. у них ещё отсутствуют чёткие представления о времени. Данный проект является творческим методом ознакомления детей с частью истории русского народа и его традициями.