Ирина Стрекаловская
Проект для детей 5–6 лет «От зёрнышка до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, в предметах, созданных руками человека, в общественной и собственной жизни.
Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять большое внимание комплексному изучению природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек - это часть природы и должен беречь и уважать окружающий мир.
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „От зёрнышка до каравая“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Хлеб – это не просто продукт сделанный руками человека, а это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. Хлеб - посол мира и дружбы между народами. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы он всегда был на нашем столе? Тема хлеба никогда не теряла своей актуальности. Хлеб всегда рядом с людьми, он помогает жить, даёт силы для работы, ему отведено главное место на столе. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб -кормилец остаётся самым большим богатством на земле. Почтительное отношение к хлебу, к нелёгкому крестьянскому труду определяет уровень культуры человека и общества в целом.
К сожалению, в наше время дети имеют недостаточное представление о хлебе, о его полезных свойствах. Не знают профессий людей, связанных с его производством. Плохо употребляют его в пищу, порой небрежно относятся к нему. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми и создать проект «От зернышка до каравая».
Цель проекта :
Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей сельского хозяйства.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения хлеба, со старинными русскими обычаями, связанными с ним;
- Расширить знания детей о процессе выращивания и значении хлеба в жизни человека, его изготовлении.
- Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, агронома, пекаря, продавца. Показать значимость сельскохозяйственной техники и хлебопекарного оборудования.
2. Развивающие:
- Развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
- Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и
умозаключения.
3. Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
- Воспитывать желание делиться полученными знаниями.
4. Во взаимодействии с родителями: выстроить совместную работу по формированию целостного представления о хлебе.
Участники:
Дети, воспитатели, родители.
Партнёры проекта
ГДБ МУК «Котласская централизованная библиотечная система» .
Возраст детей : 5-6 лет
Тип проекта
Познавательно - исследовательский, творческий, долгосрочный (месяц).
Формы организации деятельности:
Для детей : занятие «Откуда хлеб пришел»;
- совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность детей, выставки работ, экскурсия, мастер-класс, исследовательская деятельность.
Для родителей: Консультации, беседы, мастер-класс, участие родителей в выставке «От зернышка до каравая», создание «Кулинарной книги».
Методы и приемы
Словесные, наглядные, игровые, практические,исследовательские
Материально-технические ресурсы
Для реализации проекта «От зернышка до каравая» нам понадобилось следующее:
1. Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации ".
2. Информационные ресурсы: методическая литература по вопросу формирования целостного представления детей старшего дошкольного возраста о хлебе, интернет-ресурсы.
3. Материально-технические ресурсы: материалы к НОД и совместной деятельности с детьми, компьютер, проектор.
4. Условия реализации проекта : группа, ГДБ МУК «Котласская централизованная библиотечная система».
Предполагаемый результат
Воспитанники получат знания о том, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас. Осознают, что хлеб – это итог большой работы людей различных специальностей сельского хозяйства; приобретут представления о ценности хлеба и будут, бережно относится к нему.
Родители заинтересуются совместной работой по формированию целостного представления о хлебе.
Риски реализации проекта
- Возрастные и личностные особенности детей;
- Незаинтересованность родителей данной темой.
Продукт проектной деятельности
Детские работы, выполненные в технике пластилинография «Золотые колоски», мукосолька «Эх, баранки-калачи», материал для выставки «От зернышка до каравая», рисунки «Каравай», сборник рецептов «Кулинарная книга», картотека «Пальчиковая гимнастика», наглядный материал к совместной деятельности
Основные этапы реализации проекта
Реализация проекта осуществляется в ходе нескольких этапов:
Подготовительный этап:
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств;
- сбор информации по теме: изучение методической литературы по вопросу формирования целостного представления детей старшего дошкольного возраста о хлебе;
- подготовка материала и оборудования;
- составление плана работы;
- информация для родителей о предстоящей деятельности.
Ответственные: воспитатели группы.
Основной этап:
Ответственные: воспитатели группы, работники ГДБ.
Занятие «Откуда хлеб пришел»
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба
Задачи: Познакомить с историей возникновения хлеба;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитывать бережное отношение к хлебу
Совместная деятельность
«Золотые колоски»
Обучить детей изображению колоска нетрадиционным способом пластилинографией.
Расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде.
Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с пластилином. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
«Каравай»
Закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
Развивать изобразительные навыки, образное представление.
Воспитывать эстетический вкус.
«Опытная станция»
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Превращение зерна в муку (кофемолка ручная, электрическая).
Замешивание теста.
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»
«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»;
«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»;
«Какой бывает хлеб»;
«Пшеница – спутница и кормилица человека»
Формировать представления о процессе выращивания хлеба. Показать значимость сельскохозяйственной техники и хлебопекарного оборудования.
Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Чтение художественной литературы о хлебе:
Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;
М. Глинская «Хлеб»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
И. Токмакова «Что такое хлеб»;
С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»;
С. Михалков «Булка».
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Закреплять знания детей о хлебе. Развивать слуховое восприятие, умение отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы. Развивать мышление, память. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Хлебный магазин»;
«Кулинария».
Развивать игровые умения детей.
Дидактические игры:
• «Назови профессию»;
• «Что, где растет»;
• «Что из какой муки испекли?»;
• «Четвертый лишний»;
• «Что сначала, что потом»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• «Как превратить муку в тесто?»;
• «Назови ласково».
Закреплять полученные знания.
Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»;
Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки», «Мы пшеницу сеем»
Экскурсия выходного дня «Хлеб-всему голова»
Совместная деятельность детей и родителей.
Мастер-класс
«Эх, баранки-калачи»
Закреплять умения детей работать с соленым тестом, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемом образе.
Закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
Развивать моторику пальцев рук. Способствовать развитию творческого воображения детей через использование в работе природного материала.
Воспитывать эстетический вкус.
Заинтересовать родителей в совместном изготовлении поделки нетрадиционными техниками. Содействовать сплочению детей и родителей группы на основе общих интересов.
Выставка «От зернышка к караваю».
Развитие эстетических чувств художественного восприятия художественно-творческих способностей.
Вовлечь родителей в совместную работу по формированию знаний о хлебе.
Фотовыставка «Странички кулинарной книги»
Способствовать обмену интересов детей и родителей в художественно-творческой деятельности.
Результативный этап:
В заключительной части проекта организована в группе выставка «От зернышка до каравая».
Цель выставки: развитие эстетических чувств художественного восприятия художественно-творческих способностей.
Вовлечь родителей в совместную работу по формированию целостного представления о хлебе.
Ответственные: воспитатель, дети, родители.
Достигнутые результаты и эффекты
Проект «От зернышка до каравая» реализовал поставленные задачи:
Воспитанники познакомились с историей возникновения хлеба, со старинными русскими обычаями, связанными с ним.
Имеют представления о процессе выращивания и значения хлеба в жизни человека, его изготовлении. Знают о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, агронома, пекаря. Рассказывают о значимости сельскохозяйственной техники и хлебопекарного оборудования.
В ходе познавательно – исследовательской деятельности рассуждают и делают выводы.
Бережно относятся к хлебу.
Родители заинтересовались совместной работой по формированию целостного представления о хлебе. 80% семей с желанием приняли участие в выставке поделок «От зернышка до каравая», фотовыставке «Странички кулинарной книги», а также в совместной экскурсии выходного дня в ГДБ. Родители поделились своими положительными впечатлениями с педагогами группы.
Пополнена ППРС группы материалами для совместной и самостоятельной деятельности детей.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект ориентирован на формирование целостного представления о хлебе. Полученные результаты и опыт реализации проекта можно использовать, как основу для обобщения передового педагогического опыта, повышения профессионального мастерства.
Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.
3. Сайт: «Родная тропинка: развитие ребенка от рождения до школы»
rodnaya-tropinka.ru