Антонина Лихачёва
Проект «От зёрнышка до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«От зёрнышка до каравая»
Введение
Известно, что ознакомление детей с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Поэтому поводу К. Д. Ушинский писал, что использование несложных экспериментов, проводимых с предметами, объектами живой и неживой природы, дает детям возможность исследовать их свойства и признаки, развивать умение самостоятельно думать, а затем выражать свои мысли.
Задачи педагогов и родителей:
Публикация «Проект „От зёрнышка до каравая“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
— как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, с первых шагов формировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и граж-данином общества;
— воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за свою Родину;
— развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость за землю, на которой живешь, уважение к ней.
Основы гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематической работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Для реализации поставленной задачи мы обратились к проектной деятельности. Технология проектирования — уникальное средство, позволяющее реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка, в педагогике понимается конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном процессе, анализировать процесс и результат своей деятельности.
Проанализировав основные воспитания старшего дошкольного возраста, мы разработали проект «От зернышка до каровая» который знакомит детей с процессом выращивания хлеба, формирует представление о содержании труда людей, участвующих в его изготовлении. Занятия, включенные в проект, помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь и страну богаче.
Хлебом и солью встречали и зли русские люди всякого желанного гостя и подносили хлеб-соль дорогому, любимому человеку, которому желали доказать почтение и покорность. Мы знаем, что в хлебе заложен труд земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб — общее богатство, и мы должны испытывать к нему уважение.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Актуальность
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до каравая.
Также этот проект ставит перед собой профориентационную задачу: познакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба. Кроме этого проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Надеемся, что этот проект позволит сблизить детей и родителей в процессе подготовки домашнего задания.
Участники проекта воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи:
обогатить познавательный опыт детей
сформировать систему знаний детей о производстве хлеба
развивать у детей нетрадиционное решение
дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом
совершенствовать трудовые навыки детей
воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу
приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
Разработка проекта :
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план работы.
Планируемый результат:
знание детей информации о злаковых культурах;
понимание детьми ценности и пользе хлеба
знание детей о производстве хлеба
умение детей применять трудовые навыки
понимание детьми важности труда хлебороба
умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении
проявление заботы и уважение к труженикам села, бережного отношения к хлебу.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
1. Создание перспективного плана;
2. Анкетирование детей на начало и конец проекта;
3. Чтение сказок народов мира о хлебе:
- «Пирожок» Норвежская сказка
- «Колобок» Русская народная сказка
- «Колосок» Украинская сказка
- «Три ржаных колоска» Шведская сказка
(Серия русских народных сказок «Золотые серпы»)
Заучивание стихов, закличек, прибауток
II. Этап:
1. Беседы о хлебе:
2. Работа с родителями.
3. Анкетирование родителей на начало и конец проекта.
Совместный поиск информации родителей и детей о хлебе:
- Пословицы
- Поговорки
- Изготовление тряпичной куклы «Крупеничка»
3. «От зернышка до муки»
Знакомство с сельскохозяйственной техникой: сеялка, комбайн, культиватор, трактор;
Рассматривание и сравнение колосков пшеницы и ржи;
Процессом выращивания зерна ;
Процессом уборки;
Процесс превращения зерна в муку;
4. Совместные рисунки детей и родителей о «хлебе»
5. Создание мини-музея «Хлеб всему голова»
6. Эксперимент: «От зернышка до муки, от муки до хлеба»
7. Опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением – ветряная мельница)
III. этап: заключительный:
Завершение проекта -
- презентация мини-музея «Хлеб – всему голова»;
- выставка детских работ;
- диагностика.
Организационная деятельность: довести до участников проекта важность данной проблемы.
Образовательные области: коммуникация, познание, здоровье, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Перспективное планирование
Детская деятельность Формы и методы организации
совместной деятельности
Двигательная Подвижная игра: «Калачи»
Физкультминутки:
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
Экскурсия на пекарню
Экскурсия в хлебный магазин.
Игровая деятельность Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки» «Когда это бывает».
Хороводные игры: «Каравай», «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош»
Познавательные занятия:
«Откуда хлеб пришел?»
«Как мы будем беречь хлеб» «Как выращивают хлеб».
Игра: «Что для чего». «Кто больше».
Дидактическая игра: «Сложи правильно». «Откуда на стол хлеб пришел».
Художественное творчество, Коллективная аппликация. «Волшебные колоски». Рисование «Золотое море».
Лепка «Колосок»
Коммуникативная Отгадывание загадок:
Беседы о хлебе:
Что такое злаки и из чего пекут хлеб?
Пшеница.
Рожь.
Военный хлеб.
Почему нужно беречь хлеб.
Чтение художественной литературы Чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», рассказ К. Паустовского «Теплый хлеб». О девочке которая наступила на хлеб» Г. Х Андерсен. М. Глинской «Хлеб» И. Тонконог «Старик- полевик». В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Т. А. Шорыгина «Сказка о пшеничном зернышке».
Заучивание стихотворений:
В. Данько «Откуда хлеб пришел»
В. Степанов «Полюшко поле»
П. Руденко «Хлеб»
Заучивание пословиц, поговорок:
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Что летом уродится, все зимой пригодится»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
«Не бери хлеба больше, чем можешь съесть»
«И обед не в обед, коли хлеба нет»
«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»
«Хлеб ногами топтать-народу голодать» и др.
Исследовательская деятельность Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Превращение зерна в муку.» Сделаем муку, как наши предки». Опыт «Где лучше растет зернышко».» Угадай на вкус». «Угадай, что в мешочке».
Трудовая Посадка семян 3-х зерновых культур;
Уход за растениями. Ведение дневника наблюдений. Зарисовка стадий развития пшеницы, ржи и овса,
Измельчение зерен в муку.
Уборка своего рабочего места
Социализация Сюжетно-ролевая игра «Хлебное поле».
Драматизация сказки «Колосок»;
Сюжетно – ролевые игры: «Пекари», «Магазин». Творческая, сюжетно –ролевая игра «Трактористы».
Дидактические игры: «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус»
Здоровье Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему
Познание Конструирование комбайна,
Сеялки, трактора, плуга, бороны из деталей конструктора «Сельскохозяйственные машины». .Э. Емельянова «Как наши предки выращивали хлеб». Э. Емельянова «Хлеб». Э. Емельянова «Расскажите детям о хлебе».Подбор иллюстраций о труде хлеборобов,изготовление настольно –печатных игр.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением уборки зерна и выпечки хлеба
Знакомство с профессиями пекаря, кондитера
Показатели результативности проекта :
- Расширили представления детей об окружающем мире;
- Систематизировали знания о производстве хлеба;
- Научились бережно относится к хлебу;
- Познакомились с сельскохозяйственной техникой;
- Закрепили знания о труде взрослых;
- Научились анализировать, сравнивать и обобщать;
- Обогатили речь новыми словами: сеятель, ветреная мельница, борона, комбайн, культиватор, сеялка, хлебороб;
- Научились общаться, сотрудничать друг с другом, договариваться, работать в группе;
- Поняли, что нужно ценить и уважать труд людей.