Людмила Басова
Проект «Осенины на Руси» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 92
Проект в подготовительной группе
Воспитатели: Басова Людмила Борисовна
г. Тверь 2022 год
Вид проекта : творческий, познавательный. Продолжительность: долгосрочный (сентябрь- октябрь). Участники проекта :
• музыкальный руководитель,
• воспитатели,
Темочки:
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
• дети группы,
• родители воспитанников.
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с
народными праздниками.
Задачи:
-Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
-Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
-Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор, восприятие пейзажной живописи. - Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
-Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи;
-Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, читать произведения, инсценировать;
-Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания, самостоятельности и активности, инициативности в общении;
-Показать взаимосвязь устного, изобразительного, театрального и музыкального искусств;
-Дать детям возможность почувствовать себя хранителями национальной культуры, фольклора, традиций России;
Актуальность проекта :
В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной
культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением.
Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной
культуры. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои
чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной
литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, основная направленность праздников – воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.
Ожидаемые результаты:
-Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.
-Знание русских народных подвижных игр.
-Знание русских народных сказок, потешек, закличек.
- Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным традициям.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный. Цель: Определить основные направления работы.
-Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта.
-Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта.
- Пополнение методической копилки по теме проекта.
2 этап – основной. Цель: Провести мероприятия проекта по приобщению детей к народной культуре.
- Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами;
- Беседа «Каша – матушка наша»; -Беседа «Матушка - Осенины»; -Беседа «Хранитель домашнего очага-Домовой»; - Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» ;
- Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Времена года»;
-Игры «Ручеёк», «Мы капустку рубили»,«Собери картошку»,р. н. и. «Кто с нами?», р. н. и. «Ремешок»;
-Инсценирование р. н. п. «В сыром бору тропина», р. н. п. «Ваня – простота»; - Пальчиковая игра «Как у бабушки Наташи»; - Чтение произведений: Н. Сладков «Осень на пороге», И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Птицы и листья»; -Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»; - Презентация «Ярмарка» ; -Презентации про народно-обрядовые праздники на Руси : «Рябинник», «Капустница», «Кузьминки»; - Презентация «История деревянной ложки на Руси»; - Рассматривание картин русских художников: И. Прянишников «Возвращение с ярмарки», К. Трутовский «По дороге на ярмарку»; - НОД «Золотая осень» (рассказ по картине- пейзажу И Левитана); - НОД «Знакомство с картинами И. Шишкина»; - НОД «Дары осени» (с презентацией) ; - НОД «Улетают журавли» (с презентацией); - НОД «Хохломские ложки»; -Составление сценария фольклорного праздника «Осенины на Руси» ; -Обучение приемам игры на деревянных ложках; -Разучивание песен об осени, народные игры, танцы для праздника «Осенины на Руси»; -Знакомство детей с манерой исполнения игровых песен, стараясь добиваться от детей передачи праздничной атмосферы ярмарки. ; - Обсуждение выбора народных костюмов для детей.
3 этап – заключительный. Цель: Обобщение полученного опыта.
- Подведение итогов проекта.
-Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.
- Проведение фольклорного праздника «Осенины на Руси».
Используемая литература:
1. А. Я Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
2. И. Н. Головачева «Народные игры». ООО Редакция журнала «Музыкальная палитра». 4/ 2006.
3. Н. А. Минулина «Покровская ярмарка». «Музыкальный руководитель» 5/ 2006. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
4. Г. М. Науменко «Раз, два, три, четыре, пять - мы идем играть». Москва. «Просвещение» 1995 .
5. М. А. Давыдова «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников». Москва «Вако» 2007.
6. А. В. Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». Владимир 1995.
7. «Конспекты комплексно-тематических занятий», подготовительная к школе группа, Н. С. Голицына, 2013 г.
8. О. С. Ушакова, «Развитие речи детей, 5-7 лет», 2011 г.
9. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» подготовительная группа, 2014 г.
10. Гирченко И. А. «Подвижные игры», 2008 г. 11. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». 12. Арсенина Е. Н. Музыкальные занятия. Подготовительная группа. Учитель, 2011.-319с; 13. Куракина Л. Т. Играем, сочиняем. Музыкально-творческие игры - занятия с шумовыми инструментами для осенних праздников; 14. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Осенние праздники и забавы для детей. -М. : ТЦ «Сфера»,1999.-128; 5 15. Радынова О. П. Природа и музыка. Конспекты занятий и развлечений «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7 лет. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-80с. 16. Адаскина О. Н. Русский фольклор. / О. Н. Адаскина– М. : АСТ, 2001. - 256 с.
17. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учеб. пос. / В. П. Аникин - М. : МГУ, 1969. - 95 с. 18. Богомолова М. И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М. И. Богомолова - Тольятти, 2008. - 71 с. 19. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. / Л. А. Иванцова - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с. 20. Картушина М. Ю Русские народные праздники в детском саду. / М. Ю. Картушина– М. : Творческий центр «Сфера», 2007. – 320 с. 21. Князева О. Л., Махаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / О. Л. Князева, М. Д. Махаева– СПб. : Издательство «Детство – Пресс», 2006. – 365 с. 22. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно– обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с. 23. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М. : Издательство: Центрополиграф, 2001. – 224 с. 24. Покровский Е. А. Русские народные игры: Образовательные проекты. / Е. А. Покровский. – М. : Сфера, 2009. – 192с. 25. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. «Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет- М: «Мозаика-Синтез», 2006.
26. А. Н. Афанасьев «Народный календарь» 27. Боброва, А. А. В мастерской у дедушки Василия [Текст]. / А. А. Боброва// Музыкальный руководитель. – 2014. - №4. – С. 25-31 28. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. : Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада[Текст]. Н. Г. Кононова -М. : Просвещение, 1990. -108с. 29. Рытов, Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты: Учеб. -метод. пособие/Д. А. Рытов, - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 382с. нот. ил. 30. Федорова, Г. П. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст]. /Г. П. Федорова - СПб. : Детство-пресс, 2000. - 122 с., нот. ил.