ирина мусатова
Проект «Осень в гости к нам пришла»
▼ Скачать
Тип проекта : познавательно-творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, родители, воспитанники.
Актуальность проблемы: Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу. Природу важно воспринимать всей душой. Всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красок, звуков, запахов. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Публикация «Проект „Осень в гости к нам пришла“» размещена в разделах
В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения, в своей работе мы использовали разнообразные методы и формы. Чтобы включить всех детей в совместную деятельность мы использовали утренний сбор. Он помог нам создать радостное настроение у малышей, дал возможность для развития у малышей речи, движений, воображения, наблюдательности. Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку, поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у малышей интерес и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, вызывать эстетический отклик на красоту осени, развивать доброту и любознательность. Мы должны научить малыша смотреть и видеть, знать и любить и, беречь природу.
Цель проекта : Ознакомление детей с природой, формирование осознанно бережного отношения к ней.
Задачи проекта :
Формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе (разноцветные листья на деревьях, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев).
Познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени. Вызывать у детей интерес к иллюстрациям в книгах.
На основе расширения ориентировки в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь по теме.
Воспитывать доброту чувства, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанное с красотой природы.
Воспитывать стремление отразить свои яркие впечатления в рисунках и лепке. Учить передавать образ осени доступными способами художественного творчества.
Различать сенсорное свойства: величина (большой, маленький, цвет (желтый, красный, зеленый, синий, качества (мокрый, грязный)
Предполагаемый результат:
Ранний возраст – самый благоприятное время для накопления знаний об окружающем мире. Проект поможет заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе над проектом дети научаться наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления – листопад, холодный дождь, ветер, познакомятся с качествами природного материала, у детей активизируется словарь (научатся называть цвет осенних листьев, разовьется зрительное и слуховое внимание, укрепится сила мышц рук).
Осень – время адаптации детей к условиям детского сада. Общение с природой даст заметный оздоровительный эффект, поможет снять психологическую напряженность, стресс, настроит детей на доброжелательное отношение ко всему живому.
Перспективный план реализации проекта
Этапы Содержание работы Участники проекта
Подготовительно-аналитический Составление перспективного плана совместной работы с детьми и родителями
Подбор материала и оборудования для ООД, бесед, игр с детьми, стихи, загадки.
Ознакомление родителей с идеей проекта, привлечение к участию, разъяснение цели данного проекта.
Индивидуальное консультирование родителей по участию в реализации проекта.
Формулировка проблемы для детей: наблюдение, беседа, рисование, лепка. Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Практический Утренний сбор: Позывной для утреннего сбора (колокольчик, приветствие: «Доброе утро!» (доброе утро глазки, носик, ротик и т. д.)
Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим», «Дождик- дождик: кап-кап-кап» «Дождик лей».
Игры на дыхание: «Вертушка», «Чей листочек раньше улетит».
Беседы: «Осень в гости к нам пришла», «Осень золотая», «Чудесные листья», «Ветерок», «Встречаем щедрую осень».
Рассматривание картины «Осень»
Наблюдения: «Наблюдение за дождем», «Наблюдение за ветром», «Наблюдение за листопадом», «Наблюдение за состоянием погоды».
Чтение художественной литературы: А. К. Толстой «Осень», Г. Лагждынь «Дождик считает: Кап-кап-кап», Р. Н. С. «Репка»
Дидактическая игра: «Разложи листочки по цвету», «Чудесный мешочек»
Сюжетно-ролевая игра: «Кукла Маша одевает осеннюю одежду на прогулку»
Лепка: «Падают, падают листья на дорожку»
Рисование: «Дождик-дождик: кап-кап-кап»
Оттиск смятой бумаги «Краски осени»
Подвижные игры: «Солнышко и дождик, «Кружатся листочки»
Проведение музыкального развлечения «Репка».
Просмотр спектакля по Р. Н. С. «Репка»
Оформление коллажа «Осень в гости к нам пришла».
Составление консультации для родителей «Что интересно знать о природе малышам» Родители и дети
Воспитатель, воспитанники
Воспитатель, воспитанники
Воспитатель
Музыкальный руководитель
Родители
Воспитатель.
Презентационный Презентация рисунков «Краски осени». Воспитатель, воспитанники
Рефлексивный Творческий отчет: Выставка поделок «Что нам осень подарила?».
Оформление результатов проекта с приложением рисунков «Краски осени», консультации для родителей, конспекта занятия по лепке «Летят, летят листья», конспект музыкального развлечения и Р. Н. С. «Репка» Родители, дети
Воспитатель, музыкальные руководители
Итоги проекта :
Умение детей называть характерные признаки осени.
«Осень в гости к нам пришла»
Педагоги
Родители
Беседы, рассматривание картины, наблюдения, чтение художественной литературы
Прогулка по аллеи с наблюдением за осенним изменением в природе.
Составление консультации для родителей.
Мастерим поделки из природного материалак: «Что нам осень подарила?»
Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, рисование, лепка, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра, подвижные игры с листочками
Проведение игры: «Собери букет листьев»
Проведение музыкального развлечения «Репка»
Просмотр русской народной сказки «Репка»
Читать дома детям стихи, потешки про осень
Литература. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы». – М. : Сфера, 2014г. О. А. Соломенникова «Занятия по познавательному развитию» МОЗАЙКА – СИНТЕЗ Москва 2012г.. Е. А. Янушко. Рисование с детьми раннего возраста. (1-3года) Москва 2006 г. Мозаика-Синтез.. Т. С. Комарова “Детское художественное творчество”. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 2005 г. Мозаика-Синтез.
Конспект занятии по лепке во 2 группе раннего возраста
«Падают, падают листья»
Цель: учить детей создавать рельефные изображения из пластилина - отщипывать кусочки желтого, красного, оранжевого цвета. Прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к составлению длинной «дорожки» из отдельных пластилиновых «картинок». Развивать чувство цвета, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.
Материалы: Полоски бумаги коричневого цвета (для дорожки); пластилин желтого, оранжевого и красного цвета; салфетки бумажные и матерчатые; кукла; осенние листья для создания игровой ситуации.
Ход занятия
Воспитатель вводит детей в творческую ситуацию: слегка подбрасывает осенние листочки так, чтобы они опустились на стол, показывает куклу, ставит ее на осенние листья и начинает передвигать. Будто кукла идет по осенним листьям, в это время читает стихотворение: Листья желтые летят, Падают, кружатся. И под ноги просто так, Как ковер ложатся.
Воспитатель предлагает сделать для куклы дорожку. Показывает дорожки (листочки) бумаги коричневого цвета. Выкладывает вместе 3-4 полоски и поясняет, что это дорожка, по которой будет гулять кукла. Предлагает детям взять полоску и показать, как кукла будет гулять по дорожке. Дети имитируют ходьбу – ставят на бумажные полоски пальчики (указательный и средний) и перебирают ими, будто «ножки шагают по дорожке». Затем педагог сообщает, что осенью на дорожку падают листочки. Отщипывает кусочки пластилина желтого, оранжевого и красного цвета ( комментирует: «как помидорчик», «как солнышко», «как апельсин», прикладывает к бумажной полоске и примазывает пальчиком. Дети наблюдают и включаются в творческий процесс – отщипывают кусочки пластилина и примазывают к своим полоскам. В конце занятия воспитатель помогает детям составить одну длинную дорожку (которую желательно замкнуть в кольцо). Показывает, как кукла гуляет по дорожке.
Нетрадиционная техника рисования во второй группе раннего возраста
Оттиск смятой бумаги" "Листья жёлтые летят"»
Цель: развивать творческие способности детей средствами нетрадиционных техник рисования. Задачи: Вызвать интерес к рисованию. Формировать умение рисовать смятой бумагой. Закрепить знания детей о цвете (желтый, красный, зеленый, оранжевый). Развивать творческие способности; моторику рук. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. Создавать положительный эмоциональный настрой. Предварительная работа: Наблюдение за листопадом на прогулке, игры с осенними листочками, чтение стихов про осень. Оборудование, материалы: Листы бумаги А4 с нарисованным деревом без листьев, краски гуашевые в тарелочках (красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов, влажные салфетки, бумага для рисования, красивые осенние листья разного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что наступила осень. Осенью с деревьев опадают листья. Показывает детям букет из осенних листьев разного цвета и читает стихотворение В. Берестов «Осень» Вот на ветке лист кленовый, Нынче он совсем как новый Весь румяный, золотой. Ты куда, листок, постой!
Раздает детям по одному листочку. Посмотрите на эти листочки. Вспомните, какого цвета становятся листья на деревьях осенью? (желтые, красные, оранжевые) Посмотреть, как он закружится в воздухе (подбрасывают осенние листики, следят, как они кружатся, летят). Когда листья летят - это явление природы называют листопад. Листочки хотят потанцевать с ребятами.
Физкультминутка: Листья осенние тихо кружатся (кружатся) Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (поглаживают ладошки друг о друга) Будто опять закружиться хотят (поднимают руки вверх и плавно ими машут)
Рассматривание картины.
Ребята посмотрите внимательно на эту картину.
1. Что изображено на ней? (Воспитатель показывает на деревья.) (Деревья).
2. Что растет на деревьях? (Листья)
3. Какого цвета листья на деревьях, земле? (Желтые, красные, зеленые)
4. Много ли листьев на деревьях?
Когда ветер дунул и листочки полетели, получился «листопад». Вот их сколько много. Правильно листочков много.
Да ребята, на картине много красивых, ярких листочков.
Мы с вами тоже будем рисовать красивые, осенние листочки. А рисовать листочки мы будем смятой бумагой. Воспитатель подзывает детей к столу. Располагайтесь поудобней. На столе у каждого малыша лежит картинка с деревом без листьев, стоят тарелочки с краской (закрепляют знание цветов). Маленький листочек бумаги возьмите в ладошку и сомните в комочек. Опускаем комочек в краску желтого цвета и прикладываем его к дереву. Убираем комочек, и посмотрите, остался отпечаток от комочка – это и есть осенние листочки (2-3раза). Теперь опустим комочек в краску красного цвета и приложим к дереву (2-3раза). Воспитатель помогает каждому ребенку аккуратно опустить комочек в краску и приложить его к листу бумаги. По окончании вытирают руки влажными салфетками.
Пальчиковая гимнастика: Вышли пальчики гулять (шагают пальчиками по столу) Стали листья собирать, (собирают листики в ручку) Красный листик, Желтый листик, Будем их сейчас считать (хлопают в ладоши) Сколько листиков собрали Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимают руки вверх, делают «фонарики»)
Итог: - Посмотрите ребята, какие красивые получились осенние деревья. Эти деревья будут долго нас с вами радовать своей красотой.
После занятия для закрепления знаний об осенних явлениях воспитатель проводит игру «Мы – осенние листочки».
Конспект занятия по рисованию во второй группе раннего возраста «Дождик, дождик кап-кап-кап»
Цель: Учить изображать дождь цветными карандашами (фломастерами). Учить рисовать струйки дождя в виде штрихов или прямых линий – вертикальных или слегка наклонных. Закрепить знание цветов.
Ход занятия:
Педагог входит в группу с зонтиком и читает стихотворение:
- Посмотрите-ка, ребята,
Что это за штучка?
Это в небе голубом
Появилась тучка.
Тучка плачет,
Дождик скачет –
Тоненькие ножки.
Оставляет за собой
Мокрые дорожки. (Стихотворение автора)
- Ребята! Вам понравилось стихотворение? О чем оно?
Дети: О дождике.
- А что это за тоненькие ножки и мокрые дорожки?
Дети размышляют, педагог одобряет их ответы.
- Да, ребята, наступила дождливая осень. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе сыро и холодно, кругом лужи. А какие вещи пригодятся нам, чтобы мы не промокли?
Дети: Куртка, резиновые сапоги, зонтик.
- Зонтик у нас уже есть, поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик».
Подвижная игра.
Правила игры: по сигналу взрослого: «солнце» - дети «гуляют», прыгают, бегают; по сигналу «дождик» - собираются под зонтиком рядом со взрослым. (2-3 раза)
- Ребята, вам понравилась игра? Правда, тучка и дождик у нас совсем не грустные, а веселые? Дети отвечают.
- Тогда давайте нарисуем, как из тучек идет дождик!
Педагог объясняет и показывает последовательность и способы рисования:
- Какой карандаш надо выбрать для рисования дождика? Правильно, синий, берем карандаш так, чтобы ему было удобно, и чтобы карандаш слушался! Вот так, щепоткой, тремя пальцами. Из тучки на землю льет дождь. Нарисуем дождь длинными прямыми линиями. сверху вниз, до самого нижнего края листа, вот так.
В процессе рисования педагог следит, правильно ли дети держат карандаш.
Музыкальное развлечение «РЕПКА». Осеннее развлечение во 2 группе раннего возраста «Ладушка»
. Баба: Жили с дедом не тужили, огород мы посадили, Ждали сбора овощей, чтоб порадовать гостей. Дорогие гости, заходите, да на огород мой поглядите! Ой, как же это так случилось, ничего не выросло! А это еще что? Репа: (поет свою песню). Баба: Ребята, кто это? – репка Репа: Что же это, я одна совсем выросла? Никаких друзей? Ой, как мне скучно, как мне грустно! (плачет). Баба: Репка, не плачь! Хочешь мы с тобой будем дружить? Репа: А вы умеете веселиться и играть? Баба: Конечно, мы сейчас для тебя песню споем! («Дождик»). Репа: ох, как мне понравилось! Баба: Повеселились, пора и делом заняться! Какое время года сейчас, кто знает? –осень. Правильно. А значит пора урожай собирать.
Репа: сейчас посмотрим, знаете ли вы, что в огороде растет
(игра «сбор урожая»)
Баба: Вот молодцы, настоящие помощники!
(появляется Кошка)
Кошка: Здравствуйте! Мяу! Лежала я на окошке, смотрю гости у нас в огороде.
Баба: Да, мы тут с Репкой играем, чтоб ей нескучно было.
Кошка: О! Играть я очень люблю! Вы во что играете?
Баба: овощи собираем.
Кошка: Ничего вы в играх не понимаете.
Репа: А как же ты играешь?
Кошка: Что может быть веселее, чем танцевать с осенними листочками?
(танец с листочками)
(выход Мышки, тащит пакет)
Кошка: Так-так. Это куда же мы собрались, еще и с таким большим пакетом?
Мышь: Я иду к своим друзьям-мышатам, мы будем играть на музыкальных инструментах.
Репа: А я тоже хочу играть! Тоже хочу играть на инструментах со своими друзьями. Можно?
Мышь: Давайте попробуем!
Баба: ты нам помоги.
(музыкальные инструменты)
Репа: спасибо тебе, Мышка, нам очень понравилось играть на музыкальных инструментах. Может ты еще немного с нами поиграешь?
Мышь: конечно, ведь с вами так весело! Я очень люблю игру «Кошки-мышки», вы умеете в неё играть?
Кошка: я очень хорошо умею, ведь это мое призвание-ловить мышей.
Баба: сейчас все ребятки превратятся в мышек, как мышки пищат? – молодцы. Кошка будет спать, а мышки гулять, но как только кошка проснется, мышки сразу побегут в свои домики за мамочек прятаться, чтоб кошка не поймала. Поняли?
(игра «Хитрый кот»)
Баба: лужи перепрыгиваем, чтоб ножки не промокли, а как только услышите дождик скорее бегите под зонтик!
(игра «Дождик и лужи»)
Репа: а давайте теперь про меня песню споем и станцуем? Вставайте все в круг.
(Кукутики «Репка»)
А теперь, мои новые, любимые друзья давайте прощаться, а бабушка для нас приготовила угощение.
Спектакль по мотивам р. н. с. «Репка»
Цель: знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
–знакомить с театром;
– усилить взаимодействие между детьми разного возраста;
– расширят представление об осени.
Ведущий: Посадил Дед репку.
Выходит Дед и садит репку.
Выросла репка большая пребольшая. Решил Дед вырвать репку. Тянет, потянет, вытянуть не может.
Позвал Дед Бабку.
Дед: Бабка!
Выходит Бабка
Ведущий: Стали они вместе тянуть репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Бабка внучку.
Бабка: Внучка!
Выходит Внучка
Ведущий: Стали они вместе тянуть репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Внучка Жучку.
Внучка: Жучка
Выходит Жучка
Ведущий: Стали они вместе тянуть репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку.
Жучка: Кошка!
Ведущий: Стали они вместе тянуть репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Кошка Мышку.
Кошка: Мышка!
Ведущий: Стали они вместе тянуть репку. Тянут- потянут, тянут-потянут и вытянули репку.
Все: Тут и сказку конец, а кто слушал – молодец.
Ведущий: А вы, ребята вставайте, да с героями сказки танец начинайте.
Танец «Веселый зоопарк