Юлиана Куркова
Проект для старшей группы «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект познавательно – исследовательской, творческой направленности
С детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Продолжительность: 2 месяца
Программные задачи:
Публикация «Проект для старшей группы „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Познавательные: расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений; обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений; познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени : петрушки, укропа, зелёного лука; формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями;
Специальные: Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление).Продолжать развивать наблюдательность-умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям; воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование: ящики с землёй, семена растений, лейки, лопатки.
Ход проектной деятельности.
Актуальность проекта : влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения».
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребёнка.
Гипотеза: Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать. Изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Цель проекта :
Расширять представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Формировать положительное отношение к труду.
Практическая значимость: пополнение банка данных новыми педагогическими разработками, конспектами.
Педагогическая значимость: подбор актуальных форм и методов работы с детьми и взаимодействие ДОО с семьей.
Новизна проектной деятельности : целенаправленное разностороннее изучение темы проекта.
Задачи проекта :
Расширить знания детей о культурных растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, лук, огурец).
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ожидаемый результат:
Дети познакомятся с культурными растениями.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Создание в группе огорода на подоконнике.
Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
Задачи: Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Содержание деятельности педагога, работа с детьми:
Изучение методической литературы по теме проекта.
Составление перспективного плана, разработка конспектов разнообразных видов деятельности.
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
Разбивка огорода на подоконнике.
Изготовление табличек с названием растений и датой посева.
Подборка загадок, пословиц, поговорок об овощах.
Работа с родителями:
Сбор семян, необходимых для посадки и создание коллекции семян овощных растений. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Консультация для родителей «Как привлечь ребенка дома к посадке и уходу за растениями дома.» Изготовление книжек малышек про огород и все, что на нем растет. Конкурс рисунков, фотовыставка «Как у нас на огороде» конкурс поделок из овощей и фруктов. Создание мини-библиотечки «Советы огородникам и садоводам». Создание презентации по реализации проекта «Огород-круглый год»
Результат деятельности: Сформулирована тема исследования, подобраны необходимые практические и теоретические материалы, составлен план предстоящей проектной деятельности.
Основной этап:
Реализация проекта, совместная деятельность педагога и детей, привлечение родителей.
1. Беседы с детьми познавательного характера Дидактические игры, чтение художественной литературы. Создание картотеки стихов, загадок, пословиц и поговорок по данной теме.
2. Наблюдение за ростом растений и составление алгоритма ухода за растениями в уголке природы. Заполнение Дневников наблюдений детьми.
3. Проведение опытов и экспериментов с целью установления связи: растения – вода, растения – почва, растение – тепло, растение-свет. Выявление благоприятных условий для роста растений на окне и в природе.
4. Знакомство с пословицами, поговорками и загадками об овощах. Физминутки пальчиковые игры, подвижные игры «Пугало», «Наш веселый огород», «Я садовником родился». Театрализованная деятельность: «Спор овощей» и инсценировка «Репка». Изготовление масок овощей для инсценировки.
5. Просмотр презентаций с детьми «Части растений», «В мире семян», «Узнай овощ?» и «Загадки с грядки»
Результат деятельности:
Родителями собранны семена, необходимые для посадки и создание коллекции семян овощных растений. Изготовлены книжки малышки про огород и все,что на нем растет. Так же участвовали в конкурсе рисунков, «Как у нас на огороде» конкурсе поделок из овощей и фруктов. Создана мини-библиотечка «Советы огородникам и садоводам».
Дети узнали, разновидность и особенность семян. Познакомились с особенностями прорастания и ухода за посаженными нами семян.
Заключительный этап:
Задачи: анализ результатов проектной деятельности, подведение итогов.
Содержание деятельности педагога, работа с детьми и родителями:
Высаживание саженцев в огород на улице. Фото выставка детей из экспериментального уголка.
Особенности проведения проектной деятельности : В ходе осуществления проекта был проведен цикл обучающих мероприятий с детьми в различных видах деятельности.
Результаты проектной деятельности в форме презентации были представлены родителям на собрании.
Таким образом, итогом проектной деятельности стали определенные достижения, актуальные для всех участников образовательного процесса.
Для педагога: Пополнение педагогической копилки: картотека стихотворений, пословиц, загадок об овощах, создание библиотеки о разных видах семян и овощей, выстраивание доброжелательных отношений со всеми участниками образовательного процесса.
Для детей: Пополнение и расширение знаний, обеспечение эмоционального комфорта пребывания ребенка в ДОО. Дети познакомились с разнообразными семенами овощей. Также воспитанники с родителями в ходе реализации проекта, делились с нами своими мини-огорадами и знаниями о них.
Для родителей: Формирование доверительных детско-родительских взаимоотношений, привлечение родителей к взаимодействию с педагогом и ДОО, раскрытие творческого потенциала родителей и привлечение их к единому творческому процессу с детьми.
Использование результатов проектной деятельности :
Данные альбомы для рассматривания были использованы педагогами «МБДОУ» при ознакомлении детей овощами в других возрастных группах (средней и подготовительной). Конспекты мероприятий, консультации и другие методические наработки нашли свое отражение в планах педагогов сада.