Евгения Скидина
Проект «Огород на окошке»
Проект «Огород на окошке».
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный
Сроки проведения: март - апрель
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Публикация «Проект „Огород на окошке“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Программное содержание:
Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Цель проекта : развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выход проекта :
Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
срок Познавательно-исследовательское развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Работа с родителями
Март-апрель Опытно-экспериментальная деятельность:
«Строение растений»,
«Рост и развитие растений»,
«Земля, какая она?»,
«Вода и росток»,
«Солнце и росток»,
«Проращивание семян».
НОД по экологическому развитию:
Тема. Посадка лука. Чтение небольших стихотворений про овощи.
Цель: закрепить знание о потребности растения в земле, закрепить представление о последовательности трудового процесса, воспитывать желание и умение слушать стихотворения про овощи, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание. Воспитывать интерес к труду в природе.
Опыты:
-узнаем, какая земля;
-вода и растения;
-солнце и растения;
-человек и растения. Самомассаж на тему «Овощи».
Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика) .
Пальчиковые игры: «У Лариски две редиски», «Капуста».
Беседы:
«Что такое «Огород на окне»,
«У Луки и Лукерьи»,
«Растения – это жизнь»,
«Семена»,
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Отбор и посев семян.
Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
Настольная игра «Парные картинки», «Овощи». Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
Рассматривание различных семян.
Раскрашивание картинок «В огороде я расту»
Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
Рисование на тему: «Лук от всех недуг».
Цель: вызвать у детей интерес к результатам своего труда по выращиванию зеленого лука, желание нарисовать его красками; учить самостоятельно располагать изображение в определенной части листа бумаги, аккуратно пользоваться красками.
Лепка на тему: «Овощи: большие и маленькие».
Цели: развивать умения детей задумывать содержание лепки, доводить замысел до конца; развивать творчество, воображение, воспитывать самостоятельность.
Аппликация на тему: «Зайкин огород».
Цели: закрепить знания о месте произрастания овощей, закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму, формировать умения наклеивать готовые формы овощей, развивать чувство коллективизма.
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. Подвижные игры: «Овощи», «Урожай». Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи». Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород на окне» для закрепления знаний о растениях (овощах, которые можно вырастить. Изготовление книжек-малышек по теме «Овощи и фрукты»