Татьяна Балалаева
Проект «Огород на окне» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Огород на окне»
Татьяна Балалаева
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 2 месяца (апрель – май)
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность темы
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму»
Китайская пословица
Публикация «Проект „Огород на окне“ в младшей группе» размещена в разделах
Весна – это пора пробуждения природы и начало огородного сезона. Поскольку мы живем в селе, почти в каждом доме на окошке появляется рассада. А она такая разная: у одной тоненькие стебелечки, у другой – толстенькие. А листики? И круглые, и овальные, и ажурные, и гладкие, и мохнатенькие. И как же хочется это все не только рассмотреть, но и потрогать, понюхать, полить. Но детям строго-настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А ребенок познает мир, активно взаимодействуя с ним, а не пассивно наблюдая.
Беседуя с детьми, выяснила, что дети называют овощи, знают, где они растут, понимают, что мамы и бабушки высаживают рассаду в огороде, сеют семена. Но как выглядят эти семена, как появляются росточки, как вырастает рассада, какие условия нужны для нормального роста овощей дети имеют отрывочные представления.
Так появилась идея создать в детском саду огород на окошке. В нашем огороде малыши смогут сами посадить и вырастить растения. В ходе наблюдений за их ростом, опытнической деятельности ребятишки смогут понять, что жизнь зеленого создания зависит от наличия солнечного света, тепла и почвы. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, эстетического, социально-личностного, развития ребенка. Привлечение дошкольников к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Цель проекта: Создание условий для развития интереса у детей младшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской, трудовой деятельности в процессе выращивания огородных растений. Формирование экологической культуры.
Задачи:
Формировать у детей представления о посадочном материале;
Расширять представления детей об овощных, цветочных культурах; об особенностях строения и условиях роста растений;
Формировать умение ухаживать за огородными культурами;
Развивать любознательность, наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя поливать, рыхлить почву.
Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Работа над проектом включает три этапа:
1. Подготовительный этап
- Беседа о пользе овощей, зеленого лука, укропа, листового салата.
- Создание мотивационной ситуации. Приход из леса зайчихи, которая всю зиму питалась корой. Теперь она очень слабенькая. Как ей помочь? Подведение к идее создания огорода на окошке. Что нужно для создания огорода? Где это взять? Решили попросить помощи у родителей.
- Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить задачи проекта. Вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Консультация для родителей: «Огород на окне».
- Предложить родителям приобрести для проведения проекта необходимые материалы: контейнеры, землю, посевной материл для огорода на окне; изготовить пугало для огорода.
- Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома, привлечь к наблюдению за ростом лука малышей.
- Подбор художественной литературы: сказки, стихи, потешки, пословицы, загадки; дидактических игр, иллюстраций.
- Организация предметно – развивающей среды
2. Основной этап (исследовательский)
- Рассматривание семян (помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, укроп). Выявление их многообразия: круглые, овальные, большие, маленькие, гладкие, шершавые, разных цветов.
- Рассматривание земли для посадки. Определение ее свойств: цвет – темный, при поливе темнеет; рассыпается, мокрая - держит форму.
- Посев и посадка семян лука, моркови, укропа и пр.
- Оформление огорода на окне.
- Уход за посаженными культурами – полив, рыхление, удаление сорняков.
- Наблюдение за ростом растений.
- Опыты: наблюдение за семенами гороха, кукурузы, бобов (одни сухие, другие – замоченные в воде); лук в темном месте без полива, лук в темном месте с поливом, лук на солнечном месте поливом.
- Срезка лука и укропа на обед.
- Продуктивная деятельность:
• Лепка «Морковки большие и маленькие»;
• Рисование «Лучок»;
• Аппликация «Солим огурцы»;
• Конструирование «Огород для мишки».
- Игровая деятельность:
• Дидактические игры – «Во саду ли, в огороде», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Что где растет?», «Найди пару», «Целое и часть», «Доскажи словечко».
• Игровая ситуация «Сварим из овощей суп»
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».
• Подвижные игры: «Собери овощи в корзинку», «Вершки и корешки».
- Коммуникативная деятельность:
Чтение: О. Емельянова «Что растёт на огороде», С. Виталий «Огород», В. Сутеев «Яблоко», С. Сирена «Огород», русская народная сказка «Репка», А. Максакова «Посадила в огороде», белорусская народная сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», К. Чуковский «Огород», стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» пер. шотл. И. Токмаковой, потешки, загадки, пословицы об овощах, фруктах.
3. Заключительный этап
- Итоговая беседа с детьми «Урожай у нас неплох».
- Презентация проекта.
- Высадка рассады в огород на улице.
- Работа с родителями:
• Предложить мамам и папам привлечь своего ребёнка к посадке и уходу за растениями в своем огороде, выделив для этой цели небольшую грядку для малыша.
• Консультация для родителей «Что растет на огороде…»