Галя Рогожникова.
Проект «Огород на окне» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
УНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД «Звездочка».
Краткосрочный проект в средней группе на тему «Огород на окне».
Воспитатели Рогожникова Г. В. реализация проекта с 3 апреля по 18 апреля.
Криводановка.
Публикация «Проект „Огород на окне“ в средней группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Тип проекта : информационно – творческий; групповой.
По содержанию: обучающий.
Участники. Дети 4 - 5 лет, воспитатели группы, родители.
Актуальность. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Предмет исследования. Культурные растения: огурец, помидор, перец, баклажан, горох, фасоль, укроп, лук.
Цель. Формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
3. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет,
тепло, вода).
4. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
5. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
6. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения;
7. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
8. Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
9. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
10. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
11. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Продолжительность. Краткосрочный. Гипотеза. В условиях группы можно вырастить урожай на окне. Этапы работы над проектом : 1. Подготовительный: сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Маленькие садоводы», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа. Изготовление ЛЭПБУКА.
I. Подготовительный этап
Сбор информации, материалов по теме. Подбор художественной литературы: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы об овощах. Разработка цикла наблюдений, занятий.
Сбор информации по теме совместно с родителями.
Сбор информации по теме совместно с детьми.
II. Практический этап
Подготовка и проведение опытов, бесед.
Установка связей: растения - земля, растения - вода, растения - человек. (беседа с детьми)
Подготовка и чтение художественной литературы об овощах: поговорки, потешки, стихи, загадки, сказки, рассказы.
Подготовка и показ иллюстраций, картин на овощную тематику. Подготовка, дидактических игр, подвижных игр.
Дети наблюдали за ростом овощных культур, проводили опыты, эксперименты. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Участие в занятиях, дидактических играх, беседах.
Помощь детям в посадке семян.
Чтение с детьми литературы об овощах: сказки, рассказы, пословицы.
Просмотр с детьми мультфильма «Чиполино».
III. Заключительный этап
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Подготовка дидактических игр: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,
«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Оформление стенгазеты для родителей о проделанной работе.
Анализируют и обобщают полученный результат.
Дидактические игры: "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,
«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Участие в оформлении стенгазеты.
Просмотр оформленной педагогом и детьми стенгазеты «Огород на окне».
Приложение №1
Беседа с родителями «Огород на окне».
Приложение № 2 Художественная литература: Р. Н. С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи».
Приложение № 3. Поговорки: Огород – для семьи доход. «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)». Загадки: Редис. Красная мышка. С белым хвостом в норке сидит Под зелёным листом Снаружи красна, Внутри бела, На голове хохолок - Зелёненький лесок. Чеснок. Маленький, горький Луку брат. Взрастает он в земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуёшь Даже маленькую дольку - Будет пахнуть очень долго. Репа. Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь. Семя. Лежало на свету, Бросилось в темноту, Да и там покоя нет: Как бы вырваться на свет.
Приложение № 4. Стихи: А. Максакова
Посадила в огороде; Помидоры и картофель, Чуть свеколки, огурцов. Для братишек сорванцов. Помидор сорвал Алешка. Вот и сыта стала кошка. А Максим ест огурец. Наш мальчишка молодец. Он на грядке сидит ловко. Вот и вырвана морковка. Ест морковку кошка, кот, Кто зашел к нам в огород. Всех мальчишки угощают. Витамин есть заставляют.
Т. Казырина
А у нас в огороде порядок Мы вскопали много грядок. Как на первой горох, Уродился, не плох! На второй зеленый лук, Он и лекарь, он и друг. А на третьей грядке, Салат играет в прятки.
Приложение № 4 Дидактические игры: «Вершки и корешки»
Воспитатель берё т 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).
«Что сначала, что потом». Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность. Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами) яблоко. Ход игры. Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.
«Закончи предложение». Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас. Материал. Мяч. Ход игры.
Огурец овальный, а тыква… Лук горький, а морковь… Огурец зеленый, а свекла… Редиска мелкая, а редька… Кабачок большой, а тыква… Помидор кислый, а чеснок… Морковь в земле, а помидор… Помидор круглый, а морковь
Приложение № 5. Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика) 1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз. 2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу. 3. Яблоки кислые. Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык. 4. Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой". 5. Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу. 6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад. 7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад. 8. Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика). Пальчиковая игра «В сад идем мы погулять» Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Раз, два, три, четыре, пять. В сад идем мы погулять: За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. Самомассаж пальчиков «Фрукты» (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга. На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы) Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы) Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы) Но купили мы арбуз — (большие пальцы) Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх).
Приложение №6 «Овощи фрукты с нашей грядки».
Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия; глаголов связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей и фруктов. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить составлять описательные рассказы.
Материалы: фланелеграф, иллюстрации с изображением овощей, фруктов. Муляжи или свежие овощи и фрукты. Нарезанные мелкими кусочками овощи и фрукты.
Ход праздника:
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришла бабушка Федора.
Бабушка Федора: Здравствуйте ребята! Решила я для своих друзей праздник устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что ничего-то я, Федора не знаю и не умею! Я к вам пришла за помощью, вот сколько всего принесла. (Показывает детям картинки, на которых изображены овощи и фрукты). Для начала помогите разобраться, где тут овощи, а где фрукты, какого они цвета, какой формы. Дети по очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и фрукты, говорят, что они взяли, и кладут на один поднос овощи, а на другой фрукты.
Воспитатель: Бабушка Федора, а ты знаешь, где растут овощи?
Бабушка Федора: Нет, конечно!
Воспитатель: Ребята! Какие овощи растут в земле?
Дети называют, а педагог выкладывает на фланелеграфе овощи (баклажан, кабачок,
тыква капуста редиска, огурец, помидор, горох, лук, чеснок)
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их
убирают.
Воспитатель: Помидоры.
Дети: Срывают.
Воспитатель: лук.
Дети: выдёргивают.
Воспитатель: Баклажаны.
Дети: Срезают.
Воспитатель: репу.
Дети: выдёргивают.
Воспитатель: тыкву.
Дети: срезают.
Воспитатель: морковь.
Дети: выдёргивают.
Бабушка Федора: Прежде чем начать готовить с овощами что-нибудь, что надо сделать? (дети – мыть). Обязательно мыть? А зачем? (Ответы детей). А какие овощи необходимо почистить? (репу, свёклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель). И всё сразу варят? (нет).
Воспитатель: Не торопись, бабушка Федора. Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (помидоры, огурцы, редиску, капусту, репу, морковь). А что можно из них приготовить? (салаты). А какие овощи можно есть и сырыми и варёными? (капусту, морковь, помидоры, репу).
Бабушка Федора: А что можно приготовить на первое? (овощной суп). Из каких овощей?
Воспитатель: А какую зелень мама добавляет в овощной суп? (укроп, петрушку).
Бабушка Федора: А на второе что приготовить? Кашу можно? (кашу из тыквы). А котлеты? (морковные, капустные, свекольные). Из картофеля, что можно приготовить? Из кабачков и баклажанов, что можно приготовить? Прекрасно, но у нас столько овощей, много ещё останется. Что же с ними делать? (засолить).
Воспитатель: Ребята, давайте покажем и расскажем бабушке Федоре, как солить капусту.
Проводится физкультминутка. Дети хором произносят стихотворение и сопровождают
его соответствующими действиями.
Мы капусту рубим,
Мы капусту трём,
Мы капусту солим,
мы капусту жмём.
Воспитатель: Перед вами иллюстрации с изображением овощей. Посмотрите на них,
решите, кто каким овощем на огороде будет, и поиграем в огород.
Дети: Есть у нас огород,
Там морковка (редиска, свекла) растёт-
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, морковь (редиска, свекла,
Сюда спеши,
Ты немного попляши.
Под весёлую музыку пляшут сначала дети- моркови, затем дети –редиски.
Воспитатель: теперь все поспешите, в гости приходите.
Бабушка Федора: А ещё я хочу приготовить соки.
Воспитатель: Дети, давайте скажем бабушке Федоре, какие соки у неё получатся, я буду называть фрукт, а вы будете говорить, какой сок из него получится. (яблоко – яблочный)Что можно приготовить из фруктов на зиму (Варенье, цукаты, сушёные фрукты). Перед каждым из вас иллюстрация с изображением овоща и фрукта. Скажите бабушке Федоре, как вы их будете употреблять в пищу. (Огурец съем сырым, а из апельсина сделаю сок и выпью.)
Бабушка Федора: Я вам вкусный сюрприз приготовила. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща или фрукта, а вы мне расскажите, что вы попробовали – овощ или фрукт, как он выглядит, какой на вкус, что из него можно приготовить. Бабушка Федора раздаёт детям кусочки фруктов и овощей. Каждый ребёнок рассказывает о фрукте (Овоще, который он попробовал.
Бабушка Федора: Спасибо, ребята! Сегодня я узнала много интересного и многому научилась.
Стала поваром сегодня,
Чищу, режу, варю репу,
Свёклу тру, картошку жарю,
Могу сварить я вкусных щей
И котлет из овощей.
Мои друзья будут довольны. До свидания!
Воспитатель: До свидания, бабушка Федора. Приходи к нам ещё в гости, поможем, чем сможем.
Приложение №7 Работа с родителями Консультация для родителей «Растим зеленый лук» Предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, луковицы для посадки. Домашние задания: просмотр и обсуждения мультфильма «Веселый огород», выращивание дома на подоконнике зеленого лука, составление рассказов о том, как сажали и ухаживали за луком в домашних условиях, расширение представлений об употреблении зеленого лука в пищу.