Ольга Панченко
Проект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Лечебные травы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект образовательной деятельности для детей подготовительной группы
«Лечебные травы»
Цели:
Дать знания и закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать игровое творчество, смекалку. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы - описания.
Публикация «Проект образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Лечебные травы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Задачи пректа:
-Для детей : Собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений, загадки, стихи, рассказы о лекарственных растениях
-Для педагогов: Отобрать нужную информацию, разучить стихи и песни с детьми. Организовать деятельность детей, подготовить методический материал
-Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, изготовление газеты "Бабушкины рецепты", помощь в подборе информации.
Участники проекта :
воспитатели, дети, родители,
Продолжительность проекта 1 месяц.
Проблема:
Ограниченные возможности детей в общении с природой.
Расширить представление детей о лекарственных растениях (экскурсии, наблюдения).
Планируемый результат:
Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.
Для проведения исследования понадобиться:
Тетради и альбом для оформления результатов наблюдений.
Карандаши, фломастеры.
Фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений.
Высушенные растения и плоды.
Оборудование для приготовления салата и чая, посуда для дегустации.
Этапы работы над проектом :
-выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой
-Сбор фотоматериала, иллюстраций с изображением лекарственных растений (с описанием).
-Разучивание песен и стихотворений.
-чтение литературных произведений, беседы, занятие, экскурсия, наблюдения, рисование, дидактические игры, развлечение
-Цикл занятий по проекту «Лечебные травы»
-Выставка стенгазеты «Бабушкины рецепты»
Чтение литературных произведений.
Чтение отрывков из рассказа "Огород на опушке" А. Стрижева.
Чтение А. Онегова "Тропинка полевая",
Ю. Дмитриева "Кто в лесу живет и что в лесу растет",
Н. Павловой "Загадки цветов",
А. Плешакова "Зеленые страницы" и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширение кругозора
«Ознакомление детей с лекарственным растением подорожник»
Программные задачи:
1. Обогатить знания детей о лекарственном растении – подорожник, его целебных свойствах, применении в медицине.
2. Развивать умение детей, замечать лекарственные растения в природе
3. Воспитывать бережное отношение к растениям, формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано.
Словарная работа:
Прикорневая розетка, листья с темными прожилками, медонос, соцветия похожие на колосок, упругий стебель.
Предшествующая работа:
1. Наблюдение за растением на территории детского сада
2. Высадка подорожника на грядку лекарственных трав
3. Уход за растением на грядке (полив, рыхление)
4. Рассматривание альбома «Лекарственные травы»
Методическое обеспечение:
Плакат с изображением строения подорожника, картинки подорожника в природе, растения подорожника.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент (приход бабушки Лукерьи).
Бабушка Лукерья. Ребята, так сегодня спешила к вам, чтобы рассказать об одном растении. Вы так часто его встречали и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растет возле дорог. Никто не вспомнил его название? Это подорожник.
2. Основная часть.
Чтение стихотворения «Подорожник»
Подорожник у дороги
Дружно топчут наши ноги.
Вот козленок пробежал,
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом,
А ему все нипочем.
И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей).
1. Как называется растение, которое мы рассмотрели?
2. Из каких частей состоит? (корень, стебель, листья, соцветие)
3. Где чаще всего растет подорожник?
4. Какая часть подорожника считается лечебной?
Я вижу ребята что вы уже много знаете о подорожнике. Послушайте сейчас и мой рассказ об этом удивительном растении.
Листья у подорожника жесткие, стебель упругий, тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зеленым. Листья плотные, овальной формы, с темными прожилками. Посмотрите из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава – подорожник растет много лет. От листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий, высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете что? «семена».
- Как вы думаете, почему подорожник больше всего растет у дороги? (рассуждения детей). Правильно семена прилипают к обуви людей, и к копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена там, и вырастет это растение. Не зря подорожник в народе называют «скорая помощь», «аптека у дороги». При порезах, ранках, ушибах, поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.
Физкультминутка:
3. Рисование подорожника детьми
4. Ребята давайте с вами рассмотрим наши рисунки. Скажите, с каким растением мы сегодня познакомились? (подорожник). Из каких частей состоит растение? (корень, стебель, листья, прикорневая розетка). Какую пользу приносит растение?
Ребята вы постарались сегодня. У всех у вас получились красивые рисунки подорожника.
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширение кругозора.
Ознакомление детей с лекарственным растением лопух
Программные задачи:
1. Продолжать учить детей узнавать лекарственное растение лопух.
2. Продолжать знакомить детей с его целебными свойствами, местом произрастания. Развивать познавательный интерес.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа:
Крепкий стебель, листья с темными прожилками, репейное масло, репьи.
Предшествующая работа:
Рассматривание лопуха в природе, изготовление поделок из репейника, рисование растения.
Методическое обеспечение:
Альбом «Лекарственные травы», гербарий.
Содержание организованной деятельности детей :
1. Организационный момент
Приход бабушки Лукерьи в гости к детям.
2. Основная часть
Баб. Лукерья. Рада встречи с вами. А сейчас я покажу вам одно растение. Я уверена вы его знаете. Вот посмотрите (показывает).
Что это за растение? (лопух). Да обыкновенный лопух, который мы встречаем в огороде, и вдоль дорог, и в канавах. Давайте вспомним, из каких частей состоит растение? (корень, стебель, листья, цветы). А сейчас мы его рассмотрим. У лопуха довольно крепкий, высокий стебель. Листья ярко-зеленого цвета, крупные, округлые, с темными прожилками. Ребята, помните мы с вами, изготовляли поделки, из колючих серо-розовых комочков. Вспомните, как называют эти комочки? Это цветы лопуха. Давайте их внимательно рассмотрим. В каждом маленьком цветочке, мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчел и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух – медоносом. Ребята, а кто знает какую пользу приносит лопух? (рассуждения детей). Изумрудно-зеленые листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям. Если вы поранились – приложите лопух к ранке, и она заживет быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура, а под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком, и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Еще из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.
А как вы думаете, почему лопух растет везде? (предположения детей).
Правильно колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, за одежду людей, разносятся ветром. Где упадет маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Все самое обычное бывает полезным.
Физ. Минутка:
3. Лепка лопуха на пластинах.
4. Рассматривание работ детей.
Ребята все вы постарались, и хорошо выполнили работу. Давайте вспомним, с каким растением мы сегодня познакомились? Какую пользу оно приносит? Из каких частей состоит? Бабушка Лукерья еще придёт к нам в гости и расскажет о лекарственных растениях.
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширение кругозора.
Ознакомление детей с лекарственным растением зверобой
Программные задачи:
1. Учить детей узнавать в природе и на картинке растение зверобой
Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью.
2. Развивать умение делать простейшие умозаключения.
3. Развивать интерес к изучению лекарственных растений
Воспитывать любовь к природе.
Словарная работа:
Золотисто-желтые цветы, соцветия похожие на метелочки, пятилепестковые цветы.
Предшествующая работа:
1. Уход за растением на грядке.
2. Рассматривание альбома и гербария «Лекарственные растения».
Методическое обеспечение:
Картинки лекарственных растений, в том числе зверобоя.
Содержание организованной деятельности детей :
1. Организационный момент
Воспитатель: ребята посмотрите на картинки перед вами. Как вы думаете, что это за растения? (рассуждения детей). Сегодня мы будем говорить об одном из лекарственных растений – зверобой.
2. Основная часть
Чтение стихотворения:
Цветок этот дорогу окаймляет
Узкой ярко-желтой полосой
Сердце мое радует, пленяет
Он своею солнечной красой
Выйду на дорогу полевую
В воздухе разлит душистый зной.
Замечтаюсь, наклонюсь, сорву я
Зверобоя венчик золотой.
Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Давайте рассмотрим это растение. У зверобоя прямой ветвистый стебель, довольно высокий, листья небольшие, светло-зеленые, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы. Что вы видите? (ответы детей). Цветы золотисто-желтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожие на метелочки. Расцветает растение в конце июня и цветет до конца августа. Вот что говорят о зверобое:
Если расцвел зверобой,
Значит лето в зените.
Тают в дали голубой
Тучек влажные нити
Травянистое растение зверобой, растет на сухих солнечных полянах, вдоль полевых тропинок. Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от многих недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьешь чай с отваром зверобоя, то твой надежно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он зверобой.
Физ. Минутка:
3. Заучивание потешки:
Как красив ты, зверобой!
Я цветочек непростой
Поделись секретом с нами
Я лечу людей цветами.
Дети, с каким растением мы познакомились?
Чем оно интересно? (если дети затрудняются, читаю загадку).
Золотист, красив на вид,
Для коров – ядовит.
(зверобой)
Вот о каком интересном растении мы сегодня узнали.
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширение кругозора.
Ознакомление детей с лекарственным растением вьюнок
Программные задачи:
1. Научить распознавать растения по внешнему виду, узнавать места его произрастания.
2. Познакомить детей с лечебными свойствами растения, применением его в медицине.
3. Воспитывать бережное отношение к растениям, формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано.
Словарная работа:
Вьюнок, гибкий стебель, цветы похожие на колокольчики, граммофончики
Предшествующая работа:
Экскурсия по экологической тропе, рассматривание растения в природе, и рассматривание альбома «Лекарственные травы».
Методическое обеспечение:
Набор открыток «Лечебные травы».
Содержание организованной деятельности детей :
1. Организационный момент
Загадывание загадки:
Поднимаюсь я все выше
Выше сливы выше вишни.
Сплошь ограды я увил
И цветы свои раскрыл
Догадались (вьюнок).
2. Основная часть
Это вьюн вьюнок. Название цветка говорит само за себя. Это вьющаяся трава. Его гибкие, тонкие стебли обвивают ограды, беседки, стволы деревьев и рядом растущие травы. Ребята теперь вам понятно, почему его назвали вьюнок (рассуждения детей). Какие части есть у растения? (корень, стебель, листья, цветы). Зачем растению нужен корень? (корень поглощает воду и микроэлементы из земли). На что похож стебель у вьюнка? (на веревку, проволоку).
В самом деле, стебель вьюна похож на проволоку. Листья вьюна располагаются на стеблях по очереди один за другим, сужаются на концах. В начале лета на гибких стеблях раскрываются крупные красивые цветы, похожие на колокольчики. Они окрашены в бело розовый цвет.
В детстве мы звали вьюнок граммофончиком,
То розоваты, его колокольчики,
То лиловаты, как аметист,
Дивный цветок, и красив и душист.
А еще ребята, люди издавна называли вьюнок, «живыми часами». Цветы всегда раскрываются в одно и тоже время, в семь - восемь часов утра. Вьюнок может предсказывать погоду: цветы вьюна не раскрываются, если будет дождливая, пасмурная погода. Для огородников вьюнок приносит много проблем, сильно оплетая деревья и кустарники. Отваром из вьюна лечат желудок, можно избавиться от бессонницы.
3. Рисование цветов вьюнка.
4. Рассматривание рисунков детей. Закрепить название растения, с которым познакомились, его части, целебные свойства.
Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширение кругозора.
Ознакомление детей с лекарственным растением василек
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями (василек, уточнить внешний вид, места его произрастания.
2. Развивать желание узнавать о целебных свойствах растения, применения в медицине.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лекарственным растениям.
Словарная работа:
Василек полевой, василек луговой, листья серебристо-седые, пыльца
Предшествующая работа:
Заучивание потешки о васильке, беседа о лекарственном растении василек, рассматривание альбома «Лекарственные травы».
Методическое обеспечение:
Альбом «Лекарственные травы», гербарий.
Содержание образовательной деятельности
1. Вводная часть
Приход бабушки Травницы в гости к детям. Здравствуйте мои милые детишки. Сегодня мы познакомимся с очень полезным растением.
Ты скажи, полевой цветок скажи.
Ты зачем, василек, расцветаешь во ржи.
2. Основная часть
Ребята вы уже поняли, что в основном василек растет во ржи. Давайте внимательно рассмотрим этот цветок.
Какие части есть у василька? (корень, стебель, листья, цветы)
Что представляет собой стебель? (рассуждения детей)
Какой формы листья? (длинные с острыми зубчиками)
Какого цвета у василька цветы? (голубые, ярко-синие)
Своим ярким цветом он выделяется в золотистых колосьях ржи и пшеницы. Приятный аромат манит насекомых. Что, вам дети напоминает цвет василька? (цвет чистого неба, голубизны рек). У василька полевого есть брат василек луговой. Посмотрите чем они отличаются? (цветом). Правильно, василек луговой выделяется среди травы яркими, розовыми цветами. Его листья слегка удлинены, и из-за белёсых волосков кажутся серебристо-седыми. Цветок лугового василька похож на узкую длинную трубочку. В цветах находится пыльца. Васильки цветут долго – все три летних месяца. Но вот, что интересно, к концу лета цвет васильков меняется: ярко-синий становится голубым, ярко-розовый белеет. Это изменение очень понятно насекомым: в таких цветах нет меда. Цветок василька синего заготавливают в период полного цветения, а также собирают листья и семена. Розовые цветы василька собирают во время цветения, а его корни поздней осенью. Два вида этих васильков используют для изготовления настоев (измельчают и заваривают кипятком). Семена васильков, и листья прикладывают к ранам. Растение помогает понизить температуру, снимает боль, способствует заживлению ран.
Физ. Минутка:
3. Аппликация «Василек».
4. Рассматривание и анализ работ детей.