Анна Мултуева
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новонукутский детский сад № 6
Проект
«Нравственно-патриотическое воспитание в условиях
современного дошкольного образовательного учреждения»
Выполнила:
Мултуева А. В.
Актуальность выбранной темы
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспи-тание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Паспорт проекта
Сроки проекта : Сентябрь 2021г. – май 2023г. (долгосрочный)
Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 3-7 лет, по продолжительности – долгосрочный.
Участники проекта : дети младшего – старшего возраста, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, поселке, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны,
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цель проекта :
воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование и систематизация нравственных ценностей, представлений о Родине, её истории, национально-культурных традициях, о символах России.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо -продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
1. Создание материально-технических, психолого-педагогических, информационных условий.
2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
3. Формирование первоначальных представлений о нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность, честь);
4. Познакомить и закрепить знания детей о символах государства (герб, флаг, гимн);
5. Формировать чувства любви к малой Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
6. Дать знания детям о родном поселке: история, символика, достопримечательности;
7. Развивать интерес к традициям и промыслам народов нашего региона, воспитывать трудолюбие, уважение к труду и бережное отношение к результатам труда;
8. Способствовать развитию самостоятельности в достижении результата.
Воспитывать у детей :
• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
• воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
• воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
• Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Формировать у детей:
• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• представление о России как о родной стране;
• умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
• стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Развивать у детей:
• познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
• представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Иркутскую область.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат:
1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе развития проектной деятельности (картотека материалов для воспитателей).
2. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
Предполагаемый результат
Дети должны знать.
• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• место проживания: поселок, район, область; предприятия родного поселка и их значимость; символику поселка, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну поселка и района; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
• свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
• представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
• название планеты, на которое мы живем;
• пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия не которых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Приложение 1
Перспективный план работы с детьми.
Сроки реализации Мероприятия педагога с детьми
Сентябрь
«Детский сад – мой дом второй»
Младший возраст
Беседы: «Мой любимый детский сад», «Как мне в садике живётся»
Просмотр презентации: «Мой любимый детский сад» Сюжетно – ролевые игры: «День рождение у Кати», «Строим новый детский сад».
Дидактические игры: «Магазин игрушек», «Найди путь к домику зайчика»
Консультации для родителей: «Роль родителей в формировании патриотических чувств»
Старший возраст
Беседы: «Кто работает в детском саду – профессии»
Просмотр презентации: «Как мы в садике живём»
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад будущего», «Мы идём в школу»
Дидактические игры: «Определи на, что похоже», «Найди отличие и сходство».
Консультации для родителей: «Мы растим маленьких – патриотов».
Октябрь
«Родной свой край люби и знай, Россия – Родина моя!»
Младший возраст
Беседы с детьми: «Улицы нашего села», «Наша малая Родина – поселок Новонукутский», «Достопримечательности нашего села» «Москва – столица России», «Государственные символы - России», «Русская березка – символ России»
Просмотр презентации: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва», «Животные России», «Перелётные птицы России», «Бабочки России».
Художественная литература: «Родина» Александрова
Заучивание стихов:«Родная земля» Г. Ладоньщиков, «Родина» В. Семерин;
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о селе, труде. Загадки.
Дидактические игры: «Сложи картинку», «Закончи предложение», «Подскажи словечко». «Угадай что это?»
Художественное творчество: Рисование «Мой дом»
Работа с родителями: помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России, совместное с детьми чтение книг о России
Старший возраст
Беседы с детьми: ««Улицы нашего села», «Наша малая Родина – поселок Новонукутский», «Достопримечательности нашего села» «Москва – столица России», «Государственные символы - России», «Русская березка – символ России»
Просмотр презентации: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва», «Животные России», «Перелётные птицы России», «Бабочки России».
Художественная литература: «История России в рассказах для детей» (отдельные главы)
Заучивание стихов: «Родная земля» П. Синявский
Художественное творчество: Аппликация «Флаг России»
Экскурсии с детьми: «Многонациональная Россия» (библиотека)
Консультация для родителей: «Ребёнок и его Родина»
Ноябрь
«День народного единства»
«Семья и ближайшее окружение»
Младший возраст
Прослушивание гимна РФ.
Беседы: «Праздник России – День народного единства», «Я и моя семья», «Моё имя», «Выходной день моей семьи», «Мои дедушка и бабушка»
Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье. Загадки.
Дидактические игры: «Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше»
Художественное творчество: Рисование: «Моя семья – моя рука»
Консультация для родителей: «Наши привычки – привычки наших детей»
Старший возраст
Прослушивание гимна РФ
Выставка: «Народ наш единством гордится!» (библиотека)
Беседы: «Праздник России – День народного единства», «Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи».
Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье.
Дидактические игры: «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает».
Художественное творчество: Рисование: «Моя семья – моя рука»
Консультация для родителей: «Наши привычки – привычки наших детей»
Интерактивная викторина: «Детство под защитой закона» (библиотека)
Декабрь
«День конституции РФ»
«Новый год» Младший возраст
Прослушивание гимна РФ.
Чтение стихов и слушание гимна России, песен о Родине. "Что мы Родиной зовем?"
Беседы: «О возникновении Новогоднего праздника, новогодних забавах», «Как называют Деда мороза в других странах», «Доброта спасет мир» (библиотека)
Беседа и обсуждение «Как встречают Новый год в разных странах (определить сходства и различия)
Старший возраст
Прослушивание гимна РФ.
Чтение стихов и слушание гимна России, песен о Родине. "Что мы Родиной зовем?"
Беседы: «О возникновении Новогоднего праздника, новогодних забавах», «Как называют Деда мороза в других странах», «Доброта спасет мир» (библиотека)
Беседа и обсуждение «Как встречают Новый год в разных странах (определить сходства и различия)
Правовой час, посвященный дню конституции «День конституции – праздник особенный» (библиотека)
Январь
«Народные праздники на Руси. Рождество»
Младший возраст
«Народные праздники на Руси. Рождество»
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
Просмотр презентации: «Об истории праздника»
Художественное творчество: изготовление Рождественской звезды и открытки на Рождество из бумаги.
Старший возраст
«Народные праздники на Руси. Рождество»
Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
Просмотр презентации: «Об истории праздника»
Художественное творчество: изготовление Рождественской звезды и открытки на Рождество из бумаги.
Февраль
«День защитника Отечества»
Младший возраст
Прослушивание гимна РФ.
Тематические занятия.
Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.
Беседа: «О характере русского воина защитника Родины»
Разъяснение смысла пословиц о доблести, героизме, храбрости воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.)
Художественное творчество: Изготовление подарков папам и дедушкам.
Дидактические игры: «Кому что нужно»
Сюжетно-ролевая игра: «Я летчик»
Старший возраст
Прослушивание гимна РФ.
Тематические занятия.
Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.
Просмотр презентации "Рода войск"
Беседа: «О характере русского воина защитника Родины»
Разъяснение смысла пословиц о доблести, героизме, храбрости воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.)
Художественное творчество: Изготовление подарков папам и дедушкам.
Дидактические игры: «Кому что нужно», «Назови рода войск»
Сюжетно-ролевые игры: «Я летчик», «Мы пограничники», «Танкисты»
Март
«Моя мама»
«Масленица»
Младший возраст
«Моя мама»
Занятие: «О мамах родных и очень важных».
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
Художественное творчество: Изготовление подарка мамам, бабушкам.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
Мероприятие: Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта». Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
«Масленица»
Расширять знания о русских народных праздниках на Руси; Закрепить знания о празднике «Масленица»
Беседа: «Масленичная неделя»
Старший возраст
«Моя мама»
Занятие: «О мамах родных и очень важных».
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
Художественное творчество: Изготовление подарка мамам, бабушкам.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
Мероприятие: Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта». Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
«Масленица»
Расширять знания о русских народных праздниках на Руси; Закрепить знания о празднике «Масленица»
Беседа: «Масленичная неделя»
Апрель
«Наши космонавты»
Младший возраст
«Покорение космоса». Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.
Старший возраст
«Покорение космоса». Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
Экскурсия в краеведческий музей
Май
«День Победы» Младший возраст
Прослушивание гимна РФ
Экскурсии:
1 неделя - целевая экскурсия к памятнику «Вечная слава героям», возложение цветов.
2 неделя – экскурсия к Аллее Славы.
Беседы: «Как помнят и чтят память погибших воинов в наше время», «О войне»
Рассказ о том, как в нашем поселке проходит День Победы.
Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины.
Художественное творчество: Аппликация «Салют Победы»
Чтение и обсуждение С. Михалков «День Победы», А. Митяев «Землянка»
Дидактическая игра: «Подбери эмблему солдату»
Старший возраст
Прослушивание гимна РФ
Экскурсии:
1 неделя - целевая экскурсия к памятнику «Вечная слава героям», возложение цветов.
2 неделя – экскурсия к Аллее Славы.
Конкурс чтецов для детей «О доблестях, о подвиге, о славе»
Беседы: «Как помнят и чтят память погибших воинов в наше время», «О войне»
Рассказ о том, как в нашем поселке проходит День Победы.
Тематическое занятие: «Помним, гордимся!»
Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины.
Выставка детских изобразительных работ : «Этих дней не смолкнет слава!»
Чтение и обсуждение С. Михалков «День Победы», А. Митяев «Землянка»
Дидактические игры «Подбери эмблему солдату», «Города – герои»