Ольга
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет (направленность) : Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье”, «Безопасность»
Возраст детей: средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Место проведения: средняя группа.
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень по-верхностно. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве. Особенно это касается моральных и культурных принципов. Если ребенок воспитан не на рус-ских народных сказках, а, например, на жестоком японском аниме или сомнительной морали американских мультиках, то это только повод для сожаления.
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. В сказочном мире все необычно : животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. Такое сюжетное многообразие в мировом фольклоре встречается далеко не часто. В течении многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, развивать речь детей. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведе-ниями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспи-танию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культур-ные ценности нашей Родины.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению
В связи с введением Федеральных государственных требований метод проектов актуален в свете задач модернизации образования, направленных на развитие способностей, мышления, формирование практических навыков и позволяет перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: долгосрочный
Возраст: 4-5 лет.
Участники: педагог, учитель-логопед, музыкальный руководи-тель, дети и родители средней группы.
Актуальность: В современных условиях жизни у детей наблюда-ется снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выра-зительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое от-ношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художе-ственным способом познания окружающей действительности че-ловеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.
Цель:
Активизация познавательной и речевой деятельности детей.
Закрепление и систематизация знаний детей о русских на-родных сказках.
Развитие познавательных процессов, творческой активности и коммуникативных навыков.
Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
• Научить различать виды русских народных сказок.
• Познакомить с основными сказочными героями русских народных сказок.
• Формировать нравственные представления о моделях пове-дения.
РАЗВИВАЮЩИЕ
• Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
• Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи.
• Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
• Содействовать развитию элементарных навыков продуктив-ной деятельности.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
• Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
• Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда
Поэтому, я выделила следующие вопросы проекта :
Основополагающий вопрос :
• Чему учат сказки?
Проблемные вопросы:
• Откуда берутся сказки?
• Нужны ли детям сказки?
Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, так как он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Данный проект сочетает в себе интеграцию следующих образовательных областей:
• «Познание»
• «Коммуникация»
• «Чтение художественной литературы»
• «Художественное творчество»
• «Музыка»
• «Социализация»
• «Труд»
• «Физическая культура»
• «Здоровье»
• «Безопасность»
Методы и приёмы реализации проекта :
• Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок.
• Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Русские народные сказки», «Угадай сказку».
• Пальчиковые, дидактические игры, подвижные игры, игры – драматизации
• Работа с библиотекой КГДк.
• Выставки поделок, рисунков и аппликаций.
• Участие родителей в проведении выставки книг, изготовле-нии масок и декораций.
Ожидаемые результаты:
Данный проект позволит в условиях образовательного процесса доу :
• Расширить и творчески применить знания детей
о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности
• Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе
Материально-технические ресурсы проекта :
• Литература, иллюстрации, мнемотаблицы.
• Музыкальный центр
• DVD плеер
• Ноутбук
• Проектор
• Фонограммы русских народных песен.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
• Проведение мониторинга знаний о русских народных сказках.
• Накопление педагогами «информационного» багажа по теме проекта.
• Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми и родите-лями.
• Подбор наглядных материалов.
• Подбор дидактических и настольно-печатных игр.
• Подбор литературы, пословиц, поговорок, загадок.
• Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности.
2. Основной этап
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эф-фективных методов и приемов по расширению знаний дошко-льников русских народных сказок.
• Выставка детских работ.
• Накопление методических материалов.
• Изготовление рекомендаций по проблеме «Какие сказки читать детям?».
3. Заключительный этап
• Презентация проекта.
• Выставка книг «Калейдоскоп сказок».
• Показ драматизации русской народной сказки.
Результаты проекта :
• Обогатилось содержание воспитательно-образовательного процесса
• Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о русской народной культуре.
• Расширился кругозор детей.
• Развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков
• Расширился и активизировался словарный запас детей
• Улучшилась мелкая моторика рук
• Проявилось активное участие воспитанников и родителей к приобщению к истокам русской народной культуры