Ольга Ковалева
Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные-друзья человека»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектирование содержательной структуры образовательной деятельности в ДОО по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие»»
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи, образовательные области и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Речевое развитие», ведь именно в нем рассматривается проблема формирования основ адаптации детей в социуме. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Дикие животные-друзья человека“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ПРОЕКТ НОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ – ДРУЗЬЯ ЧЕЛОВЕКА».
Актуальность речевого развития детей определяется полноценным владением родным языком, решением задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Задачи:
1) «Речевое развитие» : Обогащать словарь по теме «Дикие животные и их детеныши» : волк-воет,медведь-рычит.
- образовывать множественное число существительных.
- упражнять в подборе слов-действий.
- автоматизировать звук «З» в чистог- развивать умение отвечать на вопросы осмысленно,
- развивать словесно-логическое мышление,
- умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
2) «Социально-коммуникативное развитие» :
Создать ситуацию для обобщения знаний у детей по теме: «Дикие животные».
- закрепить и уточнить знания детей об особенностях жизни диких животных и их детенышей.
- расширять представления о пользе диких животных.
3) «Художественно-эстетическое развитие» :
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- развивать чувство ритма.
- способствовать развитию движения под музыку.
- развивать чувство радости результату.
4) «Физическое развитие» :
Укреплять мышцы туловища и конечностей.
- Формировать правильную осанку.
-Развивать зрительное восприятие
Методы и приемы: практические : решение проблемных ситуаций, игра психологической направленности «Приветствие», игра – драматизация «Дай нам работу» ; наглядные : рассматривание картины «Лесная поляна»,фигурки домашних и диких животных; словесные: беседа по картине.
Материалы и оборудование: картинки с дикими животными, картина-пейзаж лесная поляна, фигурки животных, сборник Е. Железновой «Веселая логоритмика», маски диких животных.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка Игра для здоровья «Лошадка»,
«Зайчик», «Лисичка», «Коза», «Овца», «Свинья»
Физкультминутка: «Хомка, хомка, хомячок».
Игровая Музыкальная, логоритмическая пауза,
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций (найти лишних животных,
Коммуникативная Игра психологической направленности «Приветствие»,игра «4-й лишний»,беседа по картине.
Восприятие (художественной литературы и фольклора).Рассматривание картины «Лесная поляна», рассматривание фигурок животных.
Логика образовательной деятельности. Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент. Воспитатель организует игру психологической направленности «Приветствие»(1 минута)
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Создано положительное эмоциональное состояние.
2. Релаксация. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Куда - вы догадаетесь позже. Давайте сядем.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину «Лесная поляна», рекомендует составить рассказ по картине. Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем.
3. Воспитатель активизирует детей в разгадывании загадок.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.
(лиса)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(заяц)
Дети отгадывают загадки. Закреплено представление о диких животных, уточнены и расширены знания.
4. Воспитатель активизирует детей к деятельности и просит назвать диких животных и их детенышей, которые находятся на лесной поляне. лиса с -,волчица с-,медведица с-,и т. д. Дети ставят и называют с,с волчонком, с медвежонком. Применяют на практике знания о животных. Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий.
Грамматически правильно отвечают на вопросы.
- обогащен словарь по теме «Дикие животные и их детеныши» : (лесная поляна)
5 Воспитатель стимулирует познавательную активность с помощью вопросов :
Каких животных вы еще видите? Козу,корову,лошадь-домашние животные. Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением Уточнены и расширены знания.
6 Воспитатель создает проблемную ситуацию с помощью вопросов:
Как вы думаете, кто здесь лишний? Домашние животные Объясняют свою точку зрения.
7 Детеныши так обрадовались вам ребята, солнышку, ласковому ветерку, что они
Разыгрались – им стало весело. Как Вы думаете, что они будут делать? волчонок – медвежонок Дети образуют слова: – воет, бегать, прыгать;-рычать,играть,прыгать,бегать
Упражнялись в подборе слов-действий. Обогатили словарь:
медведь-рычит,волк-воет, и т. д.
8. Оказывает содействие в организации физминутки: «Лошадка», «Кошка», «Собака», «Коза», «Овца», «Свинья». Имитируют под музыку движения животных. Обеспечена потребность детей для снятия мышечной и умственной напряженности, вызвана эмоциональная отзывчивость на музыку.
9. Воспитатель оказывает содействие в организации дидактической игры «4
лишний»
1) Бобр,слон,овца, лиса.
2) Корова,волк, лев, кабан. Дети сравнивают и обобщают свои знания о животных. Применяют на практике свои знания о диких животных. Научились сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
10. Воспитатель организует логоритмическую паузу.
Зу-зу-зу зайку моем мы в тазу.
Дети под музыку выполняют движения и проговаривают чистоговорки.
Создано положительное эмоциональное состояние
Автоматизировали звук «З» в чистоговорках
11. Воспитатель создает проблемную ситуацию с помощью вопросов. Животные погуляли и захотели кушать. Как вы думаете, чем же они питаются. - бобры –- медведь – и т. д.
Дети образовывали множественное число существительных:
травой, ягодами,мясом Закрепили знания, правильно образовали множественное число существительных.
12. Воспитатель оказывает содействие в организации физминутки:
«Хомка, хомка, хомячок».
Хомка, хомка, хомячок,
(приседают)
Полосатенький бочок,
(трут бока)
Хомка раненько встает,
(встают)
Щечки моет, шейку трет.
(движения по тексту)
Подметает Хомка хатку,
(наклон вниз)
И выходит на зарядку.
(маршируют)
Раз, два, три, четыре, пять –
(руки согнуты в локтях)
Хочет Хомка сильным стать
(сгибают и разгибают руки)
Ручками похлопает,
(хлопают руками)
Ножками потопает,
(топают ногами)
Крепко свой бочок потрет,
(трут бока)
И опять гулять пойдет.
(маршируют)
Дети четко и ясно произносят худ. слово, сочетают с движением. Обеспечена потребность детей для снятия мышечной и умственной напряженности. Укреплены мышцы туловища и конечностей. Закреплено умение четко и ясно произносить худ. слово, сочетают с движением.
13. Воспитатель оказывает содействие в организации игры- драматизации «Дай нам работу»
Животные пришли к человеку и сказали : «Дай нам работу».- А что Вы умеете делать? – спросил человек.
Зебра говорит:
Волк говорит:
Кабан говорит:
Рысь говорит и т. д.
Дети в масках диких животных подходят к воспитателю (человеку) и говорят по ролям «Дай нам работу».
«Я буду возить грузы».
«Я буду сторожить дом»
«Я буду давать мясо».
«Я буду ловить мышей»
Творчески использованы в игре знания о животных : повадки, движения, звукоподражание.
14. Воспитатель подвел итог всей деятельности;
Эти животные называются дикими, потому что живут в лесу. Они приносят большую пользу. Делает обобщение: любите животных. Закреплены, расширены и углублены знания детей о жизни диких животных. Итоговое мероприятие: развлечение для детей «Дружба разная нужна, дружба разная важна».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.