Дружнова Любовь
Проект «Нетрадиционные методы рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Нетрадиционные методы рисования"
Содержание
Введение…2-3
I. Основная часть. Этапы проекта. …4
Ожидаемые результаты. 5
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет. …. 6-7
II. Практическая часть
Конспект занятия в средней группе…. 8-10
Заключение…. 11
Список литературы…12
Приложение…13
Публикация «Проект „Нетрадиционные методы рисования“» размещена в разделах
Введение
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
В. А. Сухомлинский
Общество в современном мире имеет потребность в творческой личности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль в формирования личности.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии остаются недостаточно развитыми и не всегда полностью реализуются в будущей жизни. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально попробовала применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования.
Цель проекта :
Развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала на основе изучения и освоения нетрадиционных техник и приемов рисования; сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Задачи проекта :
Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески применять усвоенные способы в изо - деятельности.
Развивать умение планировать свою деятельность.
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать доступными средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально.
Создать условия для освоения цветовой палитры.
Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Способствовать формированию начальной учебно - познавательной компетентности (восприятие, внимание, воображение, мышление, любознательность).
Формировать коммуникативную компетентность.
В процессе проекта дети знакомятся с нетрадиционными способами рисования, учатся применять их на практике, оценивать свои и работы других, делиться впечатлениями. Происходит формирование творческой личности ребенка, развивается мелкая моторика рук, познавательная потребность в поиске нового.
Тип проекта : творческий.
По содержанию: детское творчество.
По составу участников: дети старшей и подготовительной групп, взоспитатели.
Сроки реализации: 1 год
Этапы проекта
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (Октябрь) :
Выбор темы проекта, изучение методической литературы. Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования. Выяснить уровень развития творческих способностей детей; разработать перспективный план. Создать библиографический справочник по данной теме.
2. ОСНОВНОЙ:
Подобрать художественное слово; пальчиковую гимнастику, дидактические игры; Внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники; Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы. Критерии: Быть доступным с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими; Знакомить с новыми примами работы, развивать ручную умелость; Содержать изобразительно – выразительные средства создания художественного образа; соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Условия, необходимые для овладения умениями и навыками: Доступность нетрадиционных техник рисования для детей; использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр; создание предметно- пространственной среды; использование богатого иллюстративного материала; Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (Май) :
Продиагностировать развитие художественно - творческих способностей детей; Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста. Используемые методы : – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Ожидаемые результаты:
Увеличить динамику высокого уровня развития по изо - деятельности;
Сформированность учебно - познавательной компетентности;
Умение применять усвоенные техники в изо - деятельности;
Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
Участие в различных конкурсах рисунков;
Организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей;
Организация выставки в ДОУ "Мир глазами ребенка"
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.
1. Печать от руки
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
4. Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
5. Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
6. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
7. Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
8. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
9. Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
11. Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
12. Рисование мятой бумагой.
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
13. Ниткография.
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
«Осеннее дерево». Конспект занятия по рисованию нетрадиционным методом (выдувание) в средней группы
Конспект занятия по рисованию (нетрадиционный способ).
Тема: «Осеннее дерево»
Цель: научить детей рисовать дерево по средствам соломинки (трубочки от сока).
Задачи:
• Показать детям строение дерева: ствол, веточки разной длины и ширины;
• Показать роль цветового фона для пейзажа;
• Учить рисовать несложную композицию из трех, четырех предметов акварелью;
• Учить передавать в рисунке цвет, форму и размеры предметов;
• Закреплять навыки рисования листвы приемом вертикального мазка;
• Воспитывать положительное отношение к природе родного края;
• Развивать воображение, творчество, мелкую моторику.
Оборудование и материалы: акварельные краски, непроливайки, кисточки, соломинки (трубочки из-под сока, альбомные листы, салфетки, два домика и два зайчонка, иллюстрация «Осень».
Ход ЗАНЯТИЯ
(На столике стоят два домика и рядом два зайчонка (Катя и Коля). Воспитатель обращается к детям, показывая им на домики и зайчиков)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, кто это сегодня у нас в гостях? Давайте посмотрим и познакомимся с ними! (воспитатель смотрит на зайчат и обращается к ним) Кто вы? Как вас зовут?
Зайчонок: Я зайчонок Катя, а я - Коля. А это наши домики, они очень теплые и уютные, но нам не хочется в них жить.
Воспитатель: Почему?
Зайчонок: Потому что возле них очень грустно, ничего не растет. А нам хочется, чтобы тут были деревья и кустики. Мы пришли к вам за помощью. Можете нам помочь? Нарисовать для нас деревья? (дети отвечают). Здорово! А какие же деревья вы сможете нарисовать? Какие вы знаете? (ребята перечисляют)
Воспитатель: много разных деревьев знают наши дети и сейчас они для вас их нарисуют. Только, чтобы деревья получились веселые и красивые, мы будем их рисовать необычным способом. Для этого нам понадобиться соломинка, то есть трубочка из-под сока. Согласны? (дети отвечают). Тогда посмотрите внимательно на картинку «Осень», здесь мы видим деревья. Как вы думаете, с чего нужно начать рисовать дерево? (ответы детей).
Правильно, со ствола! Нарисуем кистью высокий ствол. Для этого я наберу немного больше, чем необходимо, воды и краски на кисть и проведу линию. Каким цветом будем рисовать дерево? (ответы детей - Коричневым). Верно, получился ствол дерева. Далее, рисуем веточки. Для этого я у ствола поставила несколько капель, эти капельки я буду раздувать при помощи трубочки из- под сока. Раздувать буду в нужном направлении - от ствола (воспитатель показывает). И вот мы видим как выросли веточки на дереве.
-А какое время года сейчас на улице (ответы детей - осень). Значит какого цвета листья мы будем рисовать? (ответы детей) Правильно, желтые, красные и оранжевые.
– Набираю на кисть воды и жёлтую краску. Рисую листья на ветках дерева быстро, прикладывая и отрывая кисть от бумаги. Вот так. (Вертикальные мазки или способом «примакивания»)
– После того, как я нарисовала желтые листья, я хорошо промываю кисть и набираю красный цвет. Рисую красные листья. (Тоже самое с оранжевой) .
-Чтобы нашим зайчатам веселее, давайте у дерева нарисуем еще что-нибудь. Что можно нарисовать? (ответы детей)
-Верно. Я нарисую травку и грибок. Травку я буду рисовать при помощи той же трубочки из-под сока. Ставим небольшую кляксу зеленного или желтого цвета кисточкой и раздуваем капельку с помощью трубочки. Вот так.
-Ребята, обратите внимание, что мое дерево занимает большую часть листа, но не выходит за край.
-Чтобы наши деревья получились красивыми, давайте немного разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)
Зайчик: ой! Как замечательно ребята пальчики размяли. А теперь нам не терпится посмотреть, как они для нас нарисуют деревья.
Ребята приступают к работе. Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмом изображения.
После того как дети закончили рисовать, зайчики-куклы проходят и внимательно рассматривают все деревья. Далее, обсуждаются нарисованные деревья (их названия, характеристики).
Воспитатель: Ну что, зайки, вам нравятся наши деревья? (ответы зайчат-кукол). Теперь вам у домиков можно целый лес посадить.
(Зайчата благодарят и уходят)
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня рисовали? А из каких частей состоит дерево? Какие деревья вы знаете? Какого цвета листва у дерева осенью? А летом? А зимой? (ответы детей). Молодцы!
Заключение
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в международном конкурсе детского рисунка «Мир во всем мире».
Литература.
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
2. Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.
4. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.
5. Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии», учебно-метод. пособие, «пед. Общество России. М., 2000.
6. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество».М. :Мозаика-Синтез, 2005.
7. Субботина Л. «Развитие воображения у детей».-Ярославль, 1998.
8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».Каро, 2007.
9. Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5- 7лет» :Пособие для ДОУ. -М. :ВЛАДОС, 2001.