Светлана Климова
Проект «Необычное в обычном» для детей ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции о правах ребёнка и направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Проект „Необычное в обычном“ для детей ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На сегодняшний день проблема инвалидности вообще и детской инвалидности в частности весьма актуальна. Согласно Росстату в настоящее время в Российской Федерации проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, из них значительное число детей – инвалидов.
По сведениям Министерства здравоохранения за 5 лет количество детей – инвалидов увеличилось на 1/3 (со 150 детей-инвалидов на 100000 населения до 206).
На ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.
Актуальность проекта
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у детей с ОВЗ собственная активность снижена. Многие дети не имеют возможности проявлять и реализовывать свои творческие способности, это зависит в первую очередь от того, что нет включения ребенка в активную деятельность, нет контакта с окружающими.
Цель данного проекта : углублённое развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через творчество
Задачи проекта :
1. развитие когнитивных процессов ребёнка.
2. развитие мелкой моторики и тонких двигательных координаций
3. личностное и эмоциональное развитие
Новизна проекта : поиск и реализация технологий и методик психологического сопровождения и социализации детей с ОВЗ
Гипотеза проекта : всестороннее развитие способностей ребёнка с ОВЗ будет происходить наиболее эффективно, если проект будет носить творческий характер, а деятельность детей предполагает создание нового объекта, на который у ребёнка произойдёт эмоциональный отклик.
Ожидаемые результаты:
1. более развитые высшие психические процессы
2. более стабильный эмоциональный фон
3. более развита мелкая моторика рук
4. более сформированы тонкие двигательные координации рук
Объект сопровождения: дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Период проведения: занятия проводятся на протяжении учебного года 1раз в неделю продолжительностью от 15 до 30 минут в зависимости от физиологических возможностей ребёнка.
Тематическое планирование к проекту «Необычное в обычном».
1. Подготовка
1. изучение литературы
2. подготовка материала
3. подбор пальчиковых игр и физкультминуток
4. планирование
5. подготовка презентаций
сентябрь
2. Декорирование
1. изучение, исследование материала
2. творческая работа
3. оценка работы и беседа о трудностях в работе
Шишки, орехи, шелуха, пластилин, хвоя
Октябрь, ноябрь.
3. Декорирование
1. изучение, исследование материала
2. творческая работа
3. оценка работы и беседа о трудностях в работе
Яичная скорлупа, клей, гуашь, кисточки.
Декабрь, январь.
4. Прикладное искусство
1. изучение, исследование материала
2. творческая работа
3. оценка работы и беседа о трудностях в работе
Газета, белая бумага, клей, гуашь, кисточки
Февраль, март.
5. Прикладное искусство (квилинг).
1. изучение, исследование материала
2. творческая работа
3. оценка работы и беседа о трудностях в работе
Цветная бумага, ткань ленты, клей, ножницы, набор для квилинга.
Апрель, май