Лучший педагог года

Проект «Неизведанное рядом» (5 фото)

Юлия Фролова
Проект «Неизведанное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта : Информационно – практико – ориентированный.

Вид проекта : Групповой.

Цель проекта : Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Срок реализации проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитатель, учитель-логопед, родители.

Задачи проекта :

1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

Публикация «Проект „Неизведанное рядом“» размещена в разделах

2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

4. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

5. Развивать умение понимать текст – правильно формулировать основные мысли.

6. Развивать и отрабатывать лексический запас слов на материале опытов экспериментальной деятельности.

7. Совершенствовать грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные лексико-грамматические конструкции.

8. Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ.

9. Развивать связную речь – учить детей выражать свои мысли, чувства, желания, а также составлять рассказ из личного опыта после пережитых событий и явлений.

Проект «Неизведанное рядом»

Актуальность проекта

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

( Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).

Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Поэтому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд.

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Методы обеспечения:

• Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

• Проведение опытов (практических).

• Беседы (конструктивные).

Этапы осуществления проекта

1) Подготовительный этап:

• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

• Диагностика.

• Отображение цели и задач проекта.

2) Реализация проекта :

Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

Практическая часть:

3) Заключительный этап:

• Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

• Презентация проекта в форме викторины.

Фото «Неизведанное рядом»
Проект - фото

Ожидаемые результаты

Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

Пояснительная записка.

Любой ребенок, как уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.

Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• Выдвижение гипотезы;

• Поиск и предложение возможных вариантов решения;

• Сбор материала;

• Обобщение полученных данных.

Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Существуют разные формы работы с детьми: групповая или индивидуальная. Чтобы развивать у детей способность 9, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.

Работая в группе, мы создаем условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на возраст детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В уголке имеются:

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

• Лупы;

Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;

• Мука, соль, сода, свечи, фонарики;

• Детские халаты, фартуки;

• Схемы для проведения опытов;

• Журнал для фиксирования результатов.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Мы стараемся закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

В группе ведется большая работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Также для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности. Выпускаются ширмы-передвижки по данному вопросу. Родители с большим интересом изготавливают оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе были подготовлены и проведены следующие исследования: «Какая она – вода?», «Вулкан», «Что такое воздух?» и многие другие.

Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Одной из форм работы с родителями является анкетирование. По результатам анкетирования, которое было проведено среди родителей нашей группы на тему «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Дети данного возраста очень любят задавать разные вопросы.

Родители нашей группы незамедлительно отвечают на них, либо предлагают ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность. Нередко родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах). Также родители отметили, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении.

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт выдающихся исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности.

Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.

Показатели и критерии Уровни Методы отслеживания

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). Самостоятельно видит проблему Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. Наблюдение в процессе выделения проблемы.

2. Формули-рование вопросов. Формулирует вопросы. Формулирует вопросы. Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.

3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). С помощью воспитателя. Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.

4. Выдвижение гипотез и решения проблем. Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные, предлагает различные решения (несколько вариантов). Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. Наблюдение.

5. Способность описывать явления, процессы. Полное, логическое описание. Не совсем полное, логическое описание. Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.

6. Формулировка выводов и умозаключений. Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат. Анализ высказываний, отчетов.

7. Степень самостоятельности при проведении исследования. Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.

Уровни сформированности исследовательской деятельности:

- низкий уровень – 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;

- средний уровень – 2 балл; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;

- высокий уровень – 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М. : Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

4. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М. : Линка – Пресс», 2004 г.

5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. – М. : Педагогическое общество России, 2003 г.

5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.

6. Николаева С. Н «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999г.

7. Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г.

8. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации» – 3-е изд., испр. доп. – М. : АРКТИ, 2008. – 64с.

9. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 19997. - №2.

10. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной //Обруч, 1998. - №2.

11. Савенков А. «Исследовательские методы обучения».//Журнал «Дошкольное воспитание» № 12 – 2005 г. - c.3 – 11

12. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 – 2003г. - с. 4 – 13

13. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников», // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4 – 2003г. - с. 11 – 22

14. Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности» // Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 – 2007г. С. 13 – 16

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

п/п Месяц

Темы

занятий - экспериментов Задачи

Познавательные Коррекционно-развивающие Материал

1 Сентябрь

1.«Какая она - вода!» Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Какая она - вода!»; продолжать закреплять грамматический строй речи, вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Таз с водой, сосуды разной формы, бутылки, краски.

2.«Пар – это тоже вода!» Показать детям одно из агрегатных состояний воды, ввести правила безопасности при обращении с кипятком. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Пар – это тоже вода!»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Термос с кипятком, зеркало.

2

Октябрь

3.«Вода – помощница!» Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Вода – помощница»»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Банка с мелкими легкими предметами, емкость с водой, стаканчики.

4.«Водяная мельница» Познакомить детей с силой воды. Закреплять лексический запас слов на материале игры-эксперимента «Водяная мельница», вырабатывать слитность и плавность речи, совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение детей сделать вывод и составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Схема и материалы для изготовления вертушки, емкость с водой, пустой таз.

5.«Как очистить воду?» Познакомить детей с разными способами очистки воды. Закреплять лексико – грамматический строй речи на материале игры-эксперимента «Как очистить воду?», учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости, стакан с водой.

6.«Агрегатное состояние воды» Сравнить свойства воды, снега, льда; выявить особенности их взаимодействия. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале «Агрегатное состояние воды» опыта – эксперимента продолжать закреплять грамматический строй речи, продолжать работать над слитностью и плавностью речи, вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента Емкости со снегом, льдом, водой.

Фото №1 Тип проекта Информационно практико ориентированный

3

Ноябрь

7.«Послушная водичка» по рассказу Л. Н. Толстого «Умная галка» Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Послушная водичка» по рассказу Л. Н. Толстого «Умная галка»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста. Мерная емкость с водой, камешки.

8.«Круговорот воды» Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков, расширить представления детей о значении воды для жизни человека. Закреплять лексико – грамматический строй речи на материале игры-эксперимента «Круговорот воды»; продолжать работать над плавностью и слитностью речи, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Глобус, электрический чайник, схема «Круговорот воды в природе», холодное стекло, иллюстрации по теме «Вода».

9.«Научи яйцо плавать» Показать, как некоторые вещества могут изменить свойство (плотность) воды. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Научи яйцо плавать»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Яйцо, емкость с водой, соль.

Фото №2 Вид проекта Групповой

10.«Где спрятался воздух?» Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес и т. д. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Где спрятался воздух»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Воздушные шары, кусочек апельсина, чеснок, духи (пробник, веер, насос.

4

Декабрь

11.«Почему дует ветер?» Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Почему дует ветер?»; продолжать закреплять грамматический строй речи, вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Схема «Движение воздушных масс», свеча, алгоритм изготовления вертушки.

12.«Упрямый воздух№1» Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Закреплять лексико – грамматический строй речи на материале игры-эксперимента «Упрямый воздух №1», продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Шприцы без иголок, емкость с подкрашенной водой.

13.«Упрямый воздух№2» Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Закреплять лексико – грамматический строй речи на материале игры-эксперимента «Упрямый воздух №2», продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента Пипетки, емкость с подкрашенной водой.

14.«Полет ракеты» Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета ракеты. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Полет ракеты»; продолжать закреплять грамматический строй речи, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Листы бумаги, воздушные шары, макет ракеты, иллюстрации «Все, что летает».

5

Январь

15.«По морям, по волнам» Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Закреплять лексико – грамматический строй речи на материале игры-эксперимента «По морям, по волнам», продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента Емкость с водой, листы бумаги для изготовления корабликов.

16.«Всасывание воды»

Познакомить детей с явлением всасывания воды, которое называется - осмос.

Закреплять лексико – грамматический строй речи на материале игры-эксперимента «Всасывание воды», продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Цветок, банка с водой, синяя тушь.

17.«Свечка в банке» Показать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Свечка в банке»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном, спички.

18.«Звук» Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Звук»; продолжать закреплять грамматический строй речи, вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Линейка, тонкая проволока, нитки, спички.

6

Февраль

19.«Как сделать звук громче» Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, передается с помощью звуковых волн. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Как сделать звук громче»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Рупор, слуховая труба, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч.

20.«Почему поет пластинка» Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Почему поет пластинка?»; продолжать закреплять грамматический строй речи, вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Пластинка недолгоиграющая, рупор, соломинки для коктейля, ножницы.

21.«Частота звука» Продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков. Закреплять лексико – грамматический строй речи на материале игры-эксперимента «Частота звука», вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Пластмассовые расчески с разной частотой и размеров зубьев, изображение комара и шмеля.

22.«Коробочка с секретом» Помочь детям выявить причины ослабленного звука. Закреплять лексико – грамматический строй речи на материале игры-эксперимента «Коробочка с секретом»; продолжать вырабатывать у детей слитность и плавность речи; продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Коробочка, обложенная внутри поролоном, с мелкими предметами из разных материалов или с крупами.

7

Март

23.«Где живет эхо?» Показать детям на опыте, как возникает эхо. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Свечка в банке»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

24.«Звуки в воде» Показать детям на опыте особенности передачи звука на расстоянии. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Звук в воде»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Большая емкость с водой, камешки.

25.«Волшебное стеклышко» Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Объяснить, для чего они нужны человеку. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Волшебные стеклышки»; продолжать закреплять грамматический строй речи, вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; мелкие предметы: волокна меха, бисер и т. д.

26.«Как Солнышко с Лупой подружились»» Продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, познакомить с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Как солнышко с Лупой подружились»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Лупа, спички, пучок сухой травы.

8

Апрель

27.«Вулкан» Познакомить детей с природным явлением – вулкан, причиной его извержения. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Волшебные стеклышки»; продолжать закреплять грамматический строй речи, продолжать работать над слитностью и плавностью речи, вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента Иллюстрация вулкана, макет вулкана, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость.

28.«Испытание магнита» Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Испытание магнита»; продолжать закреплять грамматический строй речи, вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента Магниты с разными полюсами, компас, металлические предметы: скрепки, болтики, гвозди и т. д.

29.«Лучик света» Объяснить детям, что свет – это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Лучик света»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Аквариум или емкость с водой, лист черной бумаги с отверстием диаметром 3-5 мм. Зеркало, изображение лучей солнца.

30.«Что такое молния» Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; объяснить причину образования молнии; сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Что такое молния?»; продолжать закреплять грамматический строй речи, продолжать работать над слитностью и плавностью речи, вырабатывать у детей самостоятельность – отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста, продолжать учить детей структурировать текст - уметь последовательно и точно строить пересказ на материале проведенного опыта-эксперимента. Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка.

9

Май

31.«Тонет – не тонет» Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Закреплять лексический строй речи – активизировать и пополнять словарный запас на материале опыта – эксперимента «Тонет – не тонет»; продолжать закреплять грамматический строй речи – правильно строить предложения и использовать сложные предложения; продолжать работать над слитностью и плавностью речи; совершенствовать умение детей составлять рассказ из личного опыта после проведения эксперимента. Таз с водой, предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, кусок пластилина, перья, бусинки.

Публикации по теме:

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Автор публикации:
Проект «Неизведанное рядом»
Опубликовано: 9 февраля 2013 в 16:45
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Неизведанное рядом»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Фролова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД