Акматова Айнура Асанкуловна
Проект «Не рядом, а вместе!» участник городского конкурса успешных педагогических практик «От замысла до воплощения»
▼ Скачать + Заказать документы
Не рядом, а вместе! участник городского конкурса успешных педагогических практик От замысла до воплощения
Аннотация
Сотрудничество с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности педагога, ведь оно предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Положительный результат может, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогом и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Введение
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образования и семьи заключается в том, что от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитии ребенка. От квалифицированной работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры самих родителей, следовательно, уровень семейного воспитания. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышение. Для преодоления негативных тенденций и учета запросов родителей необходимо сближение позиций родителей и образовательного учреждения, установление партнерских отношений, взаимопомощь и взаимоподдержка для решения основной задачи – воспитания достойного гражданина.
Для решения этой проблемы необходимо объединение педагогического коллектива и родителей для создания в образовательном учреждении и дома условий для самореализации ребенка, обеспечения его личностного роста, нравственного становления, сохранения психического и физического здоровья, социальной адаптации, возрастания ценности семьи с целью построения единой системы воспитания ребенка в ДОУ и семье.
Я рассматриваю дошкольное учреждение, как наиболее благоприятное воспитательно-образовательное пространство, которое обеспечивает тесное взаимодействие с родителями детей, и работаю в этом направлении 11 (одиннадцатый) год.
Необходимо найти такие пути, которые, с одной стороны, будут способствовать оказанию реальной помощи родителям в повышении их педагогической компетентности, обучению способам взаимодействия со своим ребенком, выработке родительской позиции. С другой стороны, они помогут педагогам овладеть способами общениями с родителями, приемами активизации родителей, выработать единый индивидуальный подход к детям, наконец, гармонизировать отношения детей, родителей и педагогов. Продолжать искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели ими воспользоваться.
Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в ДОУ, но и не посредственно участвовать в совместной деятельности с ним, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей.
Только совместными усилиями, только опираясь на семью, можно достигнуть главной цели – воспитать настоящего человека. Этому способствует успешно реализуемый мной в ДОУ инновационный проект сотрудничества с родителями и законными представителями «Не рядом, а вместе!». Свои отношения с семьями воспитанников выстраиваю на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения, обратной связи.
Цель и задачи проекта
Цель: повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, сотрудничество с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
Достижение поставленной цели обеспечивается за счет реализации следующих задач:
• Оказание педагогической помощи родителям, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
• Создание условий для активного взаимодействия родителей и ДОУ через единое информационное пространство.
• Внедрение эффективных развивающих технологий взаимодействия с родителями в практику социально – делового и педагогического партнерства.
• Обеспечение высокого уровня педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка.
• Привлечение родителей к совместной проектной деятельности и управлению образовательной деятельностью ДОУ.
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах семейного воспитания.
• Формирование у дошкольников осознанного отношения к семье как ценности на основе семейных традиций.
• Разработка методических материалов для проведения различных совместных мероприятий с родителями воспитанников.
Основная часть
Стержнем проекта является развитие личности ребенка в союзе двух институтов: родительского и педагогического с активным участием самих детей. Мною был выработан следующий алгоритм действий по организации системы социального партнерства с родителями.
Первым шагом стало изучения социального статуса семей, социального заказа родителей на образовательные услуги. Анализ изучения особенностей семей микрорайона позволил отметить увеличение количества многодетных семей, имеющих детей раннего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья; семей с высокими запросами к уровню образования.
Второй шаг - аудит родительской общественности, педагогов и воспитанников группы дошкольного учреждения.
В ходе проведенного анализа семей воспитанников и самих детей я определила основные «тревоги» - проблемы:
Первая проблема - недостаточный уровень профессиональной компетенции участников проекта по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников.
Вторая проблема - педагогическая пассивность родителей, то есть непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установления единых требований к ребенку в детском саду и дома, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм взаимодействия детского сада с семьей, не дошкольное учреждение, а именно родители выступают социальными заказчиками.
Третья проблема – педагог является информатором семьи о жизни ребенка в детском саду, то есть родители не воспринимают педагога, как своего партнера по воспитанию ребенка.
Четвертая проблема – отсутствие у родителей педагогической рефлексии. Как правило, родитель не умеет самокритично оценить себя, как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.
Пятая проблема – недостаточная педагогическая подготовка родителей.
При разработке проекта опиралась на следующие идеи выдающихся деятелей педагогических мыслей :
• в идее Я. А. Коменского заложено наше понимание единства семьи и дошкольного учреждения в формировании личности ребенка;
• у К. Д. Ушинского взяла мысль о педагогическом просвещении родителей воспитанников;
• у В. А. Сухомлинского опиралась на идею о совместной деятельности взрослых и детей на основе духовности и нравственности;
• в идее Ш. А. Амонашвили взяла - воспитание родителей на основе любви к ребенку, уважения к его личности.
В разработке проекта придерживалась следующих принципов:
• признания уникальности и своеобразия каждого ребенка;
• признания преимущественного права на воспитание каждого родителя;
• сотворчества взрослых и детей;
• преемственности поколений;
• системности в деятельности педагогов, детей и родителей;
• гуманистической направленности;
• открытости;
• профессиональной компетентности
Этапы реализации проекта
Первый этап (подготовительный) - аудит родительской общественности, педагогического состава дошкольного учреждения и воспитанников.
Этапы реализации проекта на 2019-2022гг
1этап - подготовительный
-Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
-Анкетирование родителей.
-Разработка перспективного плана работы на каждый учебный год. (2019-2022гг)
-Разработка методических материалов для реализации проекта.
2 этап - основной текущий
-Разработка конспектов мероприятий и их проведение.
-Реализация перспективного плана взаимодействия участников проекта.
3 этап - заключительный
-Анализ проделанной работы через итоговые родительские собрания, педагогический совет.
-Внесение опыта работы в муниципальный банк данных опытов инновационной педагогической деятельности.
-Публикации на сайте учреждения и на Международном образовательном портале https://www.maam.ru/ на личной странице https://www.maam.ru/users/FAHBRFFAHBRF (более 590 публикаций - конспекты, мастер-классы, фото и видеоотчеты, круглый стол, практикумы, выездные мероприятия)
Формы сотрудничества учреждения с семьями воспитанников:
1. Информационно-аналитические:
• анкетирование;
• опросы.
2. Наглядно-информационные формы:
• официальный сайт дошкольного учреждения
• социальные образовательные сети: https://nsportal.ru/user/1078285 https://www.maam.ru/users/FAHBRFFAHBRF, https://vk.com/club216957507
• информационные стенды учреждения и группы;
• открытые показы непосредственной образовательной деятельности для родителей, в том числе и узкими специалистами учреждения, участие семей воспитанников в образовательной деятельности и различных мероприятиях;
• фото и видео выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
• совместное создание пространства детской реализации, как в групповой комнате, так и на прогулочном участке;
• Дни добрых дел
• совместные экскурсии
3. Познавательные:
• нетрадиционные формы проведения родительского собрания;
• информационно-практические занятия с узкими специалистами;
• совместная работа по тематическому плану проекта;
• мастер-классы, практикумы, семинары, открытый микрофон, круглый стол, родительские гостиные, почта Доверия, семейный вернисаж;
• тематические дни;
• КВН, интеллектуальные игры;
• проекты.
4. Досуговые:
• совместные праздники, досуги, развлечения;
• совместные спортивные праздники;
• семейный театр;
• участие родителей в конкурсах, выставках, фотовыставках.
Это система организационных мероприятий в рамках проекта, которые способствовала не только духовно- нравственному воспитанию детей, но и стало неотъемлемой частью успешности в реализации данного проекта.
Использование современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой. Родители семей воспитанников активно участвуют в различных мероприятий, и ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Сотрудничество-это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать. Перейти к новым формам невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать «открытой системой». «Открытость» - это значит сделать педагогический процесс гибким, свободным. Самое главное: дети учатся с уважением, с любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. Педагоги ДОУ, в свою очередь смогли понять слабые и сильные стороны воспитания. У современных родителей большой доступ к различным видам информации. Несмотря на возможности найти информацию в СМИ, большая роль в данном вопросе отдается педагогам детского сада.
В процессе реализации проекта – 4 года, начиная со второй младшей до подготовительной к школе группе, родители стали принимать своего ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они имели возможность, увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от семейной, открыть в нем новые способности, демонстрируя свою искреннюю заинтересованность в общении с педагогами и гордость за свою причастность в образовательном процессе.
1. Мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу сотрудничества с семьей
2. Мероприятия с охватом всей родительской общественности группы
3. Мероприятия по психолого-педагогическому всеобучу
групповых родительских собраниях
4. Мероприятия по вовлечению семей воспитанников в проектную деятельность
За 2019-2023 учебные года мы объединили - усилия администрации, воспитателей, педагогов, родителей воспитанников а так же привлекли социальные институты: библиотеку, школу, центра духовно-нравственного воспитания, центра родительской культуры.
Создали в дошкольном учреждении систему психолого-педагогического всеобуча, направленного на формирование у родителей педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей. За этот период психолого –педагогический всеобуч посетили большинство родителей, для них проводили лекции, тренинги и другие мероприятия привлеченные специалисты из социальных институтов, с которыми взаимодействует дошкольное учреждение. Но для того, чтобы заинтересовать родителей посещать такие мероприятия, мы предложили родителям самим принять участие в подготовке и проведении мероприятий Всеобуча. Так в течении четырех лет проводили лекции, беседы, консультации: родитель стоматолог, родитель повар, родитель юрист и родитель врач- инфекционист. Такая форма работы очень понравилась родителям, так как они прочувствовали свою ответственность, значимость, профессионализм (каждый в своей области, направленный на одно общее дело воспитания будущего поколения.
Подводя итоги, мне хотелось бы отметить, что путь по реализации Проекта достаточно сложен, так как работа с родителями тонка и многогранна, и именно поэтому проект постоянно корректировался и изменялся по запросам детей и родителей. Я не останавливаюсь на достигнутом, а продолжаю ежедневно вести работу по созданию системы сотрудничества с семьями воспитанников, теперь с родителями детей с РАС.
Список использованной литературы:
Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М. : Линка – Пресс, 2004 г.
Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С. -Пб. : Каро, 2005 г.
Давыдова О. И, Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход. М. : Творческий Центр, 2005 г.
Доронова Т. Н., Соловьева, Е. В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М. : Линка – Пресс, 2001 г.
Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М. : Творческий Центр, 2005 г.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект. М. : Творческий центр, 2005 г.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М. : Айрис Пресс, 2006 г.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : Творческий Центр, 2004 г.
Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ».М. : Линка – Пресс, 2007 г.
газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) Н. М. Крылова. Сотрудничество или содружество?
газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) О. Цветкова. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия.
газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) Титова С. Д., Струкова И. Б., Соколова Е. Ю. «Семейные гостиные».
газета «Дошкольное образование» № 2 (2005 г.) Кравцова Е., Бережковская Е. Оппоненты или сотрудники? Общение во взаимодействии педагогов с родителями детей.
журнал «Ребенок в детском саду» № 4 (2006 г.) Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования с. 41.
журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Дорохина Н. «Школа для заботливых родителей» с. 59.
журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Анисимова Н. Родительское собрание отцов с. 62.
журнал «Ребенок в детском саду» № 5 (2005 г.) Миленко В., Бутырина Н., Лысенко Г. Учимся работать с родителями с. 2.
журнал «Дошкольное воспитание» № 5 (2006 г.) Пастухова И. Семейный клуб в детском саду с. 31.
журнал «Управление ДОУ» № 4 (2006) Родители и ДОУ /тема номера/
журнал «Управление ДОУ» № 5 (2006) Лукина Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении с. 40