Папки-передвижки

Проект «Не рядом, а вместе!» участник городского конкурса успешных педагогических практик «От замысла до воплощения»

Акматова Айнура Асанкуловна
Проект «Не рядом, а вместе!» участник городского конкурса успешных педагогических практик «От замысла до воплощения»

Не рядом, а вместе! участник городского конкурса успешных педагогических практик От замысла до воплощения

Аннотация

Сотрудничество с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности педагога, ведь оно предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Положительный результат может, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогом и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Введение

Публикация «Проект „Не рядом, а вместе!“ участник городского конкурса успешных педагогических практик „От замысла до воплощения“» размещена в разделах

Актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образования и семьи заключается в том, что от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитии ребенка. От квалифицированной работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры самих родителей, следовательно, уровень семейного воспитания. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышение. Для преодоления негативных тенденций и учета запросов родителей необходимо сближение позиций родителей и образовательного учреждения, установление партнерских отношений, взаимопомощь и взаимоподдержка для решения основной задачи – воспитания достойного гражданина.

Для решения этой проблемы необходимо объединение педагогического коллектива и родителей для создания в образовательном учреждении и дома условий для самореализации ребенка, обеспечения его личностного роста, нравственного становления, сохранения психического и физического здоровья, социальной адаптации, возрастания ценности семьи с целью построения единой системы воспитания ребенка в ДОУ и семье.

Я рассматриваю дошкольное учреждение, как наиболее благоприятное воспитательно-образовательное пространство, которое обеспечивает тесное взаимодействие с родителями детей, и работаю в этом направлении 11 (одиннадцатый) год.

Необходимо найти такие пути, которые, с одной стороны, будут способствовать оказанию реальной помощи родителям в повышении их педагогической компетентности, обучению способам взаимодействия со своим ребенком, выработке родительской позиции. С другой стороны, они помогут педагогам овладеть способами общениями с родителями, приемами активизации родителей, выработать единый индивидуальный подход к детям, наконец, гармонизировать отношения детей, родителей и педагогов. Продолжать искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели ими воспользоваться.

Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в ДОУ, но и не посредственно участвовать в совместной деятельности с ним, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей.

Только совместными усилиями, только опираясь на семью, можно достигнуть главной цели – воспитать настоящего человека. Этому способствует успешно реализуемый мной в ДОУ инновационный проект сотрудничества с родителями и законными представителями «Не рядом, а вместе. Свои отношения с семьями воспитанников выстраиваю на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения, обратной связи.

Цель и задачи проекта

Цель: повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, сотрудничество с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.

Достижение поставленной цели обеспечивается за счет реализации следующих задач:

• Оказание педагогической помощи родителям, привлечение семьи на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

• Создание условий для активного взаимодействия родителей и ДОУ через единое информационное пространство.

• Внедрение эффективных развивающих технологий взаимодействия с родителями в практику социально – делового и педагогического партнерства.

• Обеспечение высокого уровня педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка.

• Привлечение родителей к совместной проектной деятельности и управлению образовательной деятельностью ДОУ.

• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах семейного воспитания.

• Формирование у дошкольников осознанного отношения к семье как ценности на основе семейных традиций.

• Разработка методических материалов для проведения различных совместных мероприятий с родителями воспитанников.

Основная часть

Стержнем проекта является развитие личности ребенка в союзе двух институтов: родительского и педагогического с активным участием самих детей. Мною был выработан следующий алгоритм действий по организации системы социального партнерства с родителями.

Первым шагом стало изучения социального статуса семей, социального заказа родителей на образовательные услуги. Анализ изучения особенностей семей микрорайона позволил отметить увеличение количества многодетных семей, имеющих детей раннего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья; семей с высокими запросами к уровню образования.

Второй шаг - аудит родительской общественности, педагогов и воспитанников группы дошкольного учреждения.

В ходе проведенного анализа семей воспитанников и самих детей я определила основные «тревоги» - проблемы:

Первая проблема - недостаточный уровень профессиональной компетенции участников проекта по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников.

Вторая проблема - педагогическая пассивность родителей, то есть непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установления единых требований к ребенку в детском саду и дома, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм взаимодействия детского сада с семьей, не дошкольное учреждение, а именно родители выступают социальными заказчиками.

Третья проблема – педагог является информатором семьи о жизни ребенка в детском саду, то есть родители не воспринимают педагога, как своего партнера по воспитанию ребенка.

Четвертая проблема – отсутствие у родителей педагогической рефлексии. Как правило, родитель не умеет самокритично оценить себя, как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.

Пятая проблема – недостаточная педагогическая подготовка родителей.

При разработке проекта опиралась на следующие идеи выдающихся деятелей педагогических мыслей :

• в идее Я. А. Коменского заложено наше понимание единства семьи и дошкольного учреждения в формировании личности ребенка;

• у К. Д. Ушинского взяла мысль о педагогическом просвещении родителей воспитанников;

• у В. А. Сухомлинского опиралась на идею о совместной деятельности взрослых и детей на основе духовности и нравственности;

• в идее Ш. А. Амонашвили взяла - воспитание родителей на основе любви к ребенку, уважения к его личности.

В разработке проекта придерживалась следующих принципов:

• признания уникальности и своеобразия каждого ребенка;

• признания преимущественного права на воспитание каждого родителя;

• сотворчества взрослых и детей;

• преемственности поколений;

• системности в деятельности педагогов, детей и родителей;

• гуманистической направленности;

• открытости;

• профессиональной компетентности

Этапы реализации проекта

Первый этап (подготовительный) - аудит родительской общественности, педагогического состава дошкольного учреждения и воспитанников.

Этапы реализации проекта на 2019-2022гг

1этап - подготовительный

-Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

-Анкетирование родителей.

-Разработка перспективного плана работы на каждый учебный год. (2019-2022гг)

-Разработка методических материалов для реализации проекта.

2 этап - основной текущий

-Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

-Реализация перспективного плана взаимодействия участников проекта.

3 этап - заключительный

-Анализ проделанной работы через итоговые родительские собрания, педагогический совет.

-Внесение опыта работы в муниципальный банк данных опытов инновационной педагогической деятельности.

-Публикации на сайте учреждения и на Международном образовательном портале https://www.maam.ru/ на личной странице https://www.maam.ru/users/FAHBRFFAHBRF (более 590 публикаций - конспекты, мастер-классы, фото и видеоотчеты, круглый стол, практикумы, выездные мероприятия)

Формы сотрудничества учреждения с семьями воспитанников:

1. Информационно-аналитические:

• анкетирование;

• опросы.

2. Наглядно-информационные формы:

• официальный сайт дошкольного учреждения

социальные образовательные сети: https://nsportal.ru/user/1078285 https://www.maam.ru/users/FAHBRFFAHBRF, https://vk.com/club216957507

• информационные стенды учреждения и группы;

• открытые показы непосредственной образовательной деятельности для родителей, в том числе и узкими специалистами учреждения, участие семей воспитанников в образовательной деятельности и различных мероприятиях;

• фото и видео выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

совместное создание пространства детской реализации, как в групповой комнате, так и на прогулочном участке;

• Дни добрых дел

совместные экскурсии

3. Познавательные:

• нетрадиционные формы проведения родительского собрания;

информационно-практические занятия с узкими специалистами;

совместная работа по тематическому плану проекта;

• мастер-классы, практикумы, семинары, открытый микрофон, круглый стол, родительские гостиные, почта Доверия, семейный вернисаж;

• тематические дни;

• КВН, интеллектуальные игры;

проекты.

4. Досуговые:

совместные праздники, досуги, развлечения;

совместные спортивные праздники;

• семейный театр;

участие родителей в конкурсах, выставках, фотовыставках.

Это система организационных мероприятий в рамках проекта, которые способствовала не только духовно- нравственному воспитанию детей, но и стало неотъемлемой частью успешности в реализации данного проекта.

Использование современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой. Родители семей воспитанников активно участвуют в различных мероприятий, и ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Сотрудничество-это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать. Перейти к новым формам невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать «открытой системой». «Открытость» - это значит сделать педагогический процесс гибким, свободным. Самое главное: дети учатся с уважением, с любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек. Педагоги ДОУ, в свою очередь смогли понять слабые и сильные стороны воспитания. У современных родителей большой доступ к различным видам информации. Несмотря на возможности найти информацию в СМИ, большая роль в данном вопросе отдается педагогам детского сада.

В процессе реализации проекта – 4 года, начиная со второй младшей до подготовительной к школе группе, родители стали принимать своего ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они имели возможность, увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от семейной, открыть в нем новые способности, демонстрируя свою искреннюю заинтересованность в общении с педагогами и гордость за свою причастность в образовательном процессе.

1. Мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу сотрудничества с семьей

2. Мероприятия с охватом всей родительской общественности группы

3. Мероприятия по психолого-педагогическому всеобучу

групповых родительских собраниях

4. Мероприятия по вовлечению семей воспитанников в проектную деятельность

За 2019-2023 учебные года мы объединили - усилия администрации, воспитателей, педагогов, родителей воспитанников а так же привлекли социальные институты: библиотеку, школу, центра духовно-нравственного воспитания, центра родительской культуры.

Создали в дошкольном учреждении систему психолого-педагогического всеобуча, направленного на формирование у родителей педагогической культуры, чувства долга и социальной ответственности за воспитание и развитие детей. За этот период психолого –педагогический всеобуч посетили большинство родителей, для них проводили лекции, тренинги и другие мероприятия привлеченные специалисты из социальных институтов, с которыми взаимодействует дошкольное учреждение. Но для того, чтобы заинтересовать родителей посещать такие мероприятия, мы предложили родителям самим принять участие в подготовке и проведении мероприятий Всеобуча. Так в течении четырех лет проводили лекции, беседы, консультации: родитель стоматолог, родитель повар, родитель юрист и родитель врач- инфекционист. Такая форма работы очень понравилась родителям, так как они прочувствовали свою ответственность, значимость, профессионализм (каждый в своей области, направленный на одно общее дело воспитания будущего поколения.

Подводя итоги, мне хотелось бы отметить, что путь по реализации Проекта достаточно сложен, так как работа с родителями тонка и многогранна, и именно поэтому проект постоянно корректировался и изменялся по запросам детей и родителей. Я не останавливаюсь на достигнутом, а продолжаю ежедневно вести работу по созданию системы сотрудничества с семьями воспитанников, теперь с родителями детей с РАС.

Список использованной литературы:

Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М. : Линка – Пресс, 2004 г.

Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С. -Пб. : Каро, 2005 г.

Давыдова О. И, Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход. М. : Творческий Центр, 2005 г.

Доронова Т. Н., Соловьева, Е. В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М. : Линка – Пресс, 2001 г.

Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М. : Творческий Центр, 2005 г.

Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект. М. : Творческий центр, 2005 г.

Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М. : Айрис Пресс, 2006 г.

Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : Творческий Центр, 2004 г.

Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ».М. : Линка – Пресс, 2007 г.

газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) Н. М. Крылова. Сотрудничество или содружество?

газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) О. Цветкова. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия.

газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) Титова С. Д., Струкова И. Б., Соколова Е. Ю. «Семейные гостиные».

газета «Дошкольное образование» № 2 (2005 г.) Кравцова Е., Бережковская Е. Оппоненты или сотрудники? Общение во взаимодействии педагогов с родителями детей.

журнал «Ребенок в детском саду» № 4 (2006 г.) Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования с. 41.

журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Дорохина Н. «Школа для заботливых родителей» с. 59.

журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Анисимова Н. Родительское собрание отцов с. 62.

журнал «Ребенок в детском саду» № 5 (2005 г.) Миленко В., Бутырина Н., Лысенко Г. Учимся работать с родителями с. 2.

журнал «Дошкольное воспитание» № 5 (2006 г.) Пастухова И. Семейный клуб в детском саду с. 31.

журнал «Управление ДОУ» № 4 (2006) Родители и ДОУ /тема номера/

журнал «Управление ДОУ» № 5 (2006) Лукина Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении с. 40

Публикации по теме:

Фотоотчет «Всегда вместе, всегда рядом, за безопасность всем детским садом»Фотоотчет «Всегда вместе, всегда рядом, за безопасность всем детским садом» Безопасность на дороге — одно из приоритетных направлений в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении. Через несколько лет.

Фотоотчет городского конкурса, посвященного Дню космонавтики «Моя вселенная»Фотоотчет городского конкурса, посвященного Дню космонавтики «Моя вселенная» Накануне Дня космонавтики в нашем городе в доме пионеров им. Крупской прошел фестиваль "Моя вселенная". Мы решили тоже поучаствовать в.

Фотоотчёт о проведении городского конкурса чтецов «В книжной памяти мгновения войны»Фотоотчёт о проведении городского конкурса чтецов «В книжной памяти мгновения войны» В преддверии праздника, 73 – годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в МБУ ДО СЮН г. Азова 27.04.2018 года прошел конкурс чтецов.

Фотоотчёт о проведении городского конкурса «Светофор собирает друзей»Фотоотчёт о проведении городского конкурса «Светофор собирает друзей» 2018 Материал подготовили: Кузнецова М. Р. - музыкальный руководитель, Фоменко А. В., Заводчикова Н. Б. - воспитатели. Второй год подряд детский.

Лауреаты городского конкурса  «По морям, по волнам!» (фотоотчёт)Лауреаты городского конкурса  «По морям, по волнам!» (фотоотчёт) Традиционный патриотический творческий фестиваль для детей и юношества имени адмирала Федора Ушакова собрал рекордное количество участников.

Мастер-класс по созданию поздравительной стенгазеты «Мы вместе! Мы рядом!» в средней группеМастер-класс по созданию поздравительной стенгазеты «Мы вместе! Мы рядом!» в средней группе Подготовим основание для газеты. Два ватмана склеим скотчем. Раскрасим ватман в зеленый цвет. Используем для этого обычную губку и гуашь.

Межмуниципальная Ярмарка-выставка педагогических инноваций дошкольного образования Губахинского городского округаМежмуниципальная Ярмарка-выставка педагогических инноваций дошкольного образования Губахинского городского округа Уважаемые коллеги, сегодня хотелось бы рассказать Вам о необычном событии, которое произошло 18 марта 2016 года в нашем небольшом городе.

Программа образовательных практик «Музыкальная семерка»Программа образовательных практик «Музыкальная семерка» I. Пояснительная записка Программа образовательных практик «Музыкальная семерка» (на основе игрового пособия «Первый дар Фребеля») разработана.

Сценарий городского конкурса «Самый умный» Сценарий проведения городского конкурса «Самый умный» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: способствовать развитию познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Не рядом, а вместе!» участник городского конкурса успешных педагогических практик «От замысла до воплощения»
Опубликовано: 3 ноября 2023 в 14:41
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Не рядом, а вместе!» участник городского конкурса успешных педагогических практик «От замысла до воплощения»» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД