Флюза Латыпова
Проект «Наша планета Земля» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тема: «Наша планета Земля»
Участники проекта: Дети дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели, родители
Вид проекта: Долгосрочный
Тип проекта: Информационно-познавательно-речевой
Сроки реализации
проекта: Сентябрь– май
Разработчик: Воспитатель, Латыпова Флюза Фаритовна
База реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 «Успех»
Формы организации
деятельности: 1. Образовательная деятельность с детьми.
2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Работа с родителями.
Цель: Создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения детей дошкольного возраста к природе,
углубления экологических знаний и воспитания у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи: • интеллектуальное развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность;
• развитие у детей экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
• формировать у детей знания норм поведения в природном окружении, желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
• привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
• воспитывать бережное отношение к миру природы.
Предполагаемый результат: • приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
• расширение кругозора воспитанников;
• вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада;
• развитие личности неравнодушной, с эмоционально- ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
• развитие умственных способностей детей, которые
проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;
• сплочение детского коллектива;
• воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
• объединение педагогического коллектива в работе над проектом;
• создание на территории и в помещении детского сада предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир;
• появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• формирование осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;
• воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.
Актуальность проекта
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому нужно приучать детей с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих на земле людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности – правильно- организованное, систематически- осуществляемое в дошкольных образовательных учреждениях под руководством педагогов (людей, которые обладают высокой экологической культурой) оказывает на ее умственные, нравственные, физические качества, способствует на развитие логического мышления и речи.
Проблема
Ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость,
равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости,
уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе.
Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения
взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не
сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, родители.
Продолжительность проекта: сентябрь– май
Тип проекта: информационно-познавательно-речевой.
Срок: долгосрочный.
Руководитель проекта: Латыпова Флюза Фаритовна, воспитатель.
Цель: Создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения детей дошкольного возраста к природе, углубления экологических знаний и воспитания у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
• интеллектуальное развитие дошкольников через познавательно- исследовательскую и продуктивную деятельность;
• развитие у детей экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
• формировать у детей знания норм поведения в природном окружении, желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
• привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
• воспитывать бережное отношение к миру природы.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие.
Этапы работы:
Формы работы:
• ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
• целевые прогулки, экскурсии;
• проведение ОД по данной направленности;
• беседы;
• чтение стихов, рассказов, сказок с упором на экологическое воспитание;
• творческая мастерская по изо-деятельности;
• дидактические игры по экологическому воспитанию;
• конкурсы, городские акции;
• выставки детских работ;
• круглые столы, консультации и анкетирование для родителей;
• культурно-досуговые мероприятия.
Формы работы с родителями:
• круглый стол;
• совместная творческая деятельность;
• участие в акциях;
• участие в трудовых десантах;
• консультации;
• анкетирование.
Методы и приёмы:
- наглядный метод: рассматривание картинок по теме и наглядного материала, наблюдения, экскурсии, просмотр детских телепередач.
- словесный метод: словесные игры, беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проговаривание слов, ответы на вопросы.
- практический метод: погружение в игровую ситуацию, выразительные движения, физминутка, рисование.
Ожидаемый результат:
• приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
• расширение кругозора воспитанников;
• вовлечение родителей воспитанников в активное эколого- образовательное пространство детского сада;
• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;
• развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;
• сплочение детского коллектива;
• воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
• объединение педагогического коллектива в работе над проектом;
• создание на территории и в помещении детского сада предметно- развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир;
• появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• формирование осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;
• воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.
Материал и оборудование
Ноутбук. Интерактивная доска. Альбомы для рассматривания
«Лекарственные растения», «Животные нашего края», «Солнечная система» и т. д. Плакаты «Деревья и их семена», «Животные родного края», «Жители реки, моря», Карты «Животный и растительный мир России», «Животный и растительный мир Земли». Художественные произведения и иллюстрации к ним. Раскраски: «Экологические знаки», «Дорисуй спиленные деревья»,
«Экология реки», «Лечебные растения» и др.
Сроки и этапы реализации проекта
I этап: информационно-организационный
II этап: практический
III этап: заключительный
Содержание деятельности по этапам реализации проекта
I этап: информационно-организационный
1. Выявление первоначальных знаний детей;
2. Информация родителям о предстоящей деятельности;
3. Подбор тематической литературы, фотографий, плакатов.
II этап: практический
1. Проведение мероприятий по утвержденному плану;
2. Работа с воспитанниками, родителями по заданной теме;
3. Проведение организационно-методической работы.
III этап: заключительный
1. Создание книги «Лес полный чудес»;
2. Изготовление макета «Цветущая планета»;
3. Подведение итогов проектной деятельности.
Месяц Название мероприятия Образовательная область Формат проведения
Октябрь Царство живой Художественно- Выставка детских
природы эстетическое работ
(поделки из развитие
природных
материалов)
Прохождение Познавательное ОД, наблюдения
экологической развитие.
тропы Речевое развитие
СЛОВЕСНЫЕ Речевое Игровая
ИГРЫ: развитие. деятельность
«Если я приду в Познавательное
лесок», развитие
«Что больше»,
«Правила
поведения в лесу»
Ноябрь «Осенние Познавательное Беседа.
посиделки» развитие.
(беседа о Речевое развитие
домашних
животных)
Коллективная Познавательное ОД, рисование.
работа «Листопад» развитие.
Художественно-
эстетическое
развитие
ДИДАКТИЧЕСКИ Социально- Игровая
Е ИГРЫ: «Найди коммуникативно деятельность
пару», «Раздели по е развитие.
группам - Познавательное
Растения», развитие.
«Животные Речевое развитие
домашние или
дикие»
Декабрь Викторина Познавательное ОД
«Царство леса» развитие.
Речевое
развитие.
Социально-
коммуникативно
е развитие.
Знакомство с Познавательное Беседа.
глобусом - развитие.
моделью земного Речевое
шара. развитие.
«Мир газами Художественно- Выставка детских
детей» эстетическое работ
развитие.
Январь «Портрет большой Познавательное ОД, Презентация
медведицы» развитие.
Художественно-
эстетическое
развитие.
Мир комнатных Познавательное ОД. Наблюдения.
растений. развитие. Трудовая
Речевое деятельность
развитие.
Социально-
коммуникативно
е развитие.
Построение горок, Социально- Трудовая
построек из снега коммуникативно деятельность
е развитие
Февраль Коллективная творческая работа
«Живая природа» Художественно- эстетическое
развитие Изготовление макета
«Планета – земля»,
«Мусор Земле не к Социально-
коммуникативно Беседы
лицу», Что мы е развитие.
знаем о воде», Познавательное
«Солнце воздух и развитие.
вода наши лучшие Речевое развитие
друзья»
«Огород на окне» Социально- Трудовая
(посадка лука) коммуникативно деятельность.
е развитие
Март «Планета Земля» Познавательное развитие.
Речевое развитие Досуг
«Вода – настоящее чудо Земли» Познавательное развитие.
Речевое развитие ОД.
Экспериментировани е. Презентация
Выращивание
рассады цветов. Социально-
коммуникативно е развитие Трудовая деятельность
Апрель «Наши пернатые Познавательное ОД. Беседы
друзья» развитие.
Речевое развитие
Изготовление Социально- Совместное
скворечников, коммуникативно творчество с
кормушек для е. родителями
птиц. Познавательное
развитие
«Дождевые черви» Познавательное Беседа. Наблюдения
развитие.
Речевое развитие
Май Коллективное творчество
«Цветущая планета» Познавательное развитие.
Художественно- эстетическое
развитие Совместная деятельность родителями
с
Создание книги
«Лес полный чудес» Познавательное развитие.
Художественно- эстетическое
развитие Презентация. Рисование
Подведение итогов. Социально-
коммуникативно е развитие. Познавательное развитие.
Речевое развитие Презентация
Итоговое мероприятие: Коллективная работа «Цветущая планета» - совместное творчество с родителями.
Анализ результатов проектной деятельности.
Для отслеживания результатов деятельности в дошкольном образовательном учреждении на начало проекта и по окончании проекта детей подготовительной группы (10 человек) протестировали по вопросам: Что такое живая природа?
Что такое неживая природа? Дикие и домашние животные.
Перелетные и зимующие птицы. Как комнатные растения ты знаешь? Как беречь природу?
Выявлены следующие показатели: на начало проведения проекта высокий уровень показали -0%, средний уровень- 65%, низкий уровень- 35%. По окончании проекта: высокий уровень: 15%, средний уровень- 85%, низкий- 0%. Таким образом, мы видим, что 3 ребенка повысили свой уровень
по данной проблеме до высокого, 7 воспитанников до среднего.
Все дети справились с творческим заданием: создание книги «Лес полный чудес»
Список использованной литературы
1. Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005.
2. Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс, 2003.
3. Потапова Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.
4. Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир.
5. Плешаков А. А. От земли до неба.
6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2005.