Котова Светлана Наиловна
«Планета Земля». Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей
старшего дошкольного возраста «Планета Земля»
Котова Светлана Наиловна
Тема: Планета Земля
Цель: формирование начальных представлений о планете Земля (материках, океанах, причинах жизни на Земле, её структуре)
Задачи занятия:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе;
2. Развивать познавательную активность в процессе получения информации и её систематизации;
3. Познакомить обучающихся с моделью Земли-глобусом, причинами по которым есть жизнь на Земле, со строением планеты.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте дружно поздороваемся с нашими гостями, мы очень рады, что вы к нам пришли!
Педагог: Ребята нам в детский сад пришла информация. Журнал «Юный натуралист», будет писать статью о нашей планете Земля, и просят нас собрать информацию о нашей планете.
Ребята, что то, я не чего не поняла. Объясните пожалуйста мне.
(Ответ детей)
Педагог: Ребята мы поможем написать статью в журнале? Где же нам собрать информацию?
1. Проверка знаний
Педагог: Ребята, сегодня мы побудем географами. Географ- это профессия человека, который изучает Землю и происходящие в ней процессы. Ну, что ж, сегодня мы отправляемся в научно-исследовательский центр. (за шторками)
Приглашаю вас занять свои места. Всё что мы сегодня узнаем, мы будем фиксировать в памятке, она у вас находится в тарелочке под номером 1
(памятка и её части + клей,
Педагог: Для того чтобы нас приняли в научное географическое сообщество, нам нужно показать свои знания.
Педагог: Возьмите карточку под номером 2, переверните ее.
Рассмотрите хорошенько картинки, возьмите в руки простой карандаш и приступайте к работе
Педагог: Поменяйтесь карточками со своим соседом. Если нет ни одной ошибки, поставьте плюс, если есть ошибки-минус. Поменяйтесь карточками обратно. У кого плюс? У кого минус?
Педагог: Положите карточки на место.
Мы с вами хорошо справились, и нас приняли в научное географическое сообщество.
2. Глобус
Педагог: Ребята, а как вы думаете наша планета очень большая? Кто может целиком ее увидеть? (Ответы детей)
Педагог: а как же нам с вами можно рассмотреть ее, ведь у нас нет возможности полететь в космос? (Ответы детей)
Педагог: Кто знает, что такое глобус? Глобус - уменьшенная модель планеты Земля
Педагог: Глобус меньше Земли в миллионы раз.
Педагог: У вас на столах стоят накрытые предметы. Снимите с них колпаки, что вы видите?
(на каждом столе глобус). Давайте рассмотрим его. Работаем в группах.
Педагог: Какого цвета больше на глобусе?
Как вы думаете, что он обозначает? (ответы детей).
Жёлтый цветом? (Горы, пустыни).
Зелёный? (Леса, луга)
Какого цвета больше?
А белый есть? Что он обозначает?
Значит, чего больше на нашей планете?
Получается, что голубым у нас обозначена вода, а остальными цветами суша.
А знаете ли вы как по-другому называют сушу на нашей планете?
Суша называется материки.
Пальчиковая гимнастика
Наш дом родной, наш общий дом – (ладонями изображают шар)
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг! (развести руки в стороны)
Тут – речка, там – зелёный луг,
В лесу дремучем не пройдёшь! (растопырить пальцы – имитация деревьев)
Воды в пустыне не найдёшь. (указательным пальцем поводить в стороны)
А где-то снег лежит горой, (руки вверх – имитация гор)
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть, (поочерёдно загибать пальчики)
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря,
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь, (имитация полёта ракеты)
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой – (ладонями изобразить шар)
Любимую планету!
Педагог: Попробуйте покрутить глобус вокруг стержня, на котором он установлен. Наша Земля-это тоже крутящийся шар, потому у неё есть стержень, но он невидим, его можно только представить. Этот воображаемый стержень называют земная ось
Земная ось -воображаемый стержень в планете Земля. Наша земля кружится вокруг своей оси, поэтому на земле бывает день и наступает ночь.
-А вы знаете, как происходит смена дня и ночи?
Опыт: глобус – это земля, а фонарь - это солнце. Один ребенок будет держать фонарь, а другой покрутить глобус. На той части земного шара, которая повернута к солнцу – день, на другой части, оказавшейся в тени -ночь.
Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».
Педагог: Пододвиньте к себе тарелочку под номером 1, положите перед собой памятку, в клетку под номером 1 нам нужно вклеить необходимые предмет из тарелочки: Планета Земля имеет земную ось, и происходит смена дня и ночи.
Положите памятку в тарелочку и поставьте тарелочку на место.
3. Жизнь на Земле
Педагог: Ребята, как вы думаете, чем наша планета сильнее всего отличается от других планет? (Ответы детей)
Педагог: На нашей планете есть жизнь. Растут растения, есть животные, живут люди… Как же так получилось, что именно на Земле существует жизнь? Какие у вас есть предположения (Ответы детей)
Педагог: У вас на столах есть тарелочка под номером 3, она одна на двоих, вы будете работать со своим соседом. В ней разрезная картинка. Нужно в парах собрать картинку. И тогда мы точно узнаем, благодаря чему появилась жизнь на Земле.
Солнце, вода, воздух
Педагог: Что у вас получилось? Какой вывод можно сделать, благодаря чему на планете Земля существуют все живые существа?
Наша планета находится на самом выгодном расстоянии от Солнца, чтобы всё живое и не замерзло, и не сгорело.
Значит почему на других планетах нет жизни?
Педагог: Сложите обратно картинки, отодвиньте тарелочки. Возьмите наши памятки. Давайте зафиксируем то, что (наклеиваем воду, воздух и солнце): Жизнь на Земле существуют благодаря воде, воздуху и солнцу.
Игра «Живая и неживая природа».
Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой природы (птицы, рыбы, растения и т. д.) и неживой природы.
.5. Строение Земли
Педагог: Ребята, мы узнали, что у нашей планеты на поверхности есть вода, материки, на Земле благодаря воде, воздуху и солнечному теплу существует жизнь. А что же находится внутри Земли (предположения детей)
Педагог: Научное географическое сообщество прислало нам видеописьмо, из которого мы сможем узнать о том, что находится внутри Земли.
Видеофрагмент «Внутреннее строение Земли».
Педагог: Ребята, что вы узнали из этого видеописьма? (Ответы детей)
Педагог: Предлагаю вам самим исследовать внутреннее строение нашей планеты. Для этого пододвиньте чашечку с яйцом, у каждого из вас яйцо и стек, положите перед собой коврик для пластилина.
Давайте представим, что яйцо - это планета Земля (оно не похоже по форме, но очень похоже по строению). Верхний слой-скорлупа, на что похожа? (земная кора)
Давайте очистим её. Скорлупу складываем в чашечку. Следующий слой-белок, на что похож он (мантия).
Теперь возьмём стек и аккуратно прямо на коврике распилим яйцо пополам. Что внутри? (желток). На что похож (на ядро).
Педагог: Таким образом, у Земли есть три слоя, давайте назовём их.
А теперь отодвиньте чашечку с яйцом на место. И возьмите памятку, наклеиваем названия частей внутреннего строения: «У планеты Земля есть земная кора, мантия и ядро»
6. Подведение итогов
Педагог: Ребята, посмотрите на свои памятки и ответьте, что нового вы узнали сегодня?
Как называется модель Земли?
Что мы можем увидеть снаружи Земли?
Благодаря чему существует жизнь на Земле?
Что находится внутри Земли?
7. Рефлексия
Педагог: Вы большие молодцы, мы с вами собрали много информации о нашей планете. Я сейчас все наши памятки передам СА и она отправит их в редакцию, для того чтобы они написали статью. Ребята, вы сегодня побывали настоящими географами. За это научное географическое сообщество присваивает вам звание юных географов и дарит значки.
Я их вам сейчас раздам. Но цвет вы должны будете выбрать сами.
Если вы запомнили всё, о чём мы с вами говорили, возьмите себе зелёный значок, а если вы плохо запомнили, как называется, возьмите жёлтый значок.