Юлия Воронова
Проект «Наша осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи проекта :
1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.
3. Активизировать речь детей.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
Публикация «Проект „Наша осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Темочки
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
- Предварительная работа с родителями.
2. Практический этап.
План реализации проекта.
Содержание деятельности по образовательным областям:
Познавательное развитие.
НОД «Золотая осень»
НОД «Щедрая осень»
цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;
экскурсия по территории ДОУ;
Д/И «Чьи листья?», «Кто больше знает примет осени?», «Осенние слова», «Вершки и корешки»
Речевое развитие.
Беседа по прочитанному произведению И. Соколова – Микитова «Листопадничек»
НОД Сочинение сказки «Осенью в лесу»;
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;
К. Бальмонт «Осень»;
А. Майков «Осенние листья»;
Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;
загадки, пословицы, поговорки;
составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
Д/И «Я придумаю цвет», «Какие бывают соки?», «Украсим словами», «Один-много», «Подбери действие»
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевая игра «Осенняя прогулка»;
Дидактические игры: «Расскажи без слов», «Да-нет», «Найди дерево по описанию», «Бывает-не бывает», лото «Овощи фрукты», «Раз, два, три к этому дереву беги»
Художественно-эстетическое развитие.
НОД «Деревья смотрят в озеро». Рисование (монотопия)
НОД «Золото осени» (штампование листьями)
НОД Аппликация из листьев «Прощальный осени букет»
Подготовка осеннего праздника «Осень постучалась к нам»
рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
П. М. Гричишкин «Мостик в лесу»,
Прослушивание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский. «Осень»
П. Чайковский «Времена года»,
А. Вивальди «Времена года»,
Осенний праздник «Осенины»
Взаимодействие с родителями.
Сбор природного материала
Рекомендации для родителей «Аппликации из осенних листьев дома»
Участие в выставке совместного творчества с детьми «Что нам осень подарила»
Фотоотчёт для родителей «Осень на прогулке»
В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности.
3. Заключительный этап.
1. Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности :
- выставка «Поделки из осенних листочков»,
- оформление раздевалки с использованием работ детей.
2. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей :
- развивались творческие способности,
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
- расширился и активизировался словарный запас,
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Программное содержание:
Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
2. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
3. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
4. Воспитывать любовь к природе.
Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Пошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима!
(Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо).
Посмотрим от кого же это письмо? (читает)
Детский сад №48 Детям подготовительной группы
Заячья поляна пригородного леса
«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем. Что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.»
Вопрос даже очень интересный. Мы постараемся ответить с вами на него.
Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите какие осенние месяцы вы знаете?
Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета листья бывают осенью?
А, сейчас поиграем в игру «С какого дерева лист»
Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня (Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)
Какая погода бывает осенью?
- Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветреная,
-Холодно – холодная,
-Пасмурно – пасмурная,
- Сыро – сырая,
-Хмуро – хмурая,
-Ясно – ясная.
Молодцы!
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете (ранняя, середина, поздняя)
Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?
ФИЗМИНУТКА
«Листочки»
Осенние листочки закружились,
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Все листочки в воздух он поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы всех времен года. А вы хотите положить туда свои наблюдения?
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
«Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.»
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени.
А сейчас мы с вами поиграем
Игра «Осенние слова»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»
Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?
(Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?
А сейчас подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
«Осень наступила. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края. Насекомые спрятались. Пора вам зайцы менять шубки на белые)
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
А сейчас мы с вами отдохнем, послушаем классическую музыку, которую написал П. И. Чайковский. «Осень»(дети садятся на стулья закрывают глаза)А сейчас скажите мне, что вы услышали, представили (ответы)
У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для нас посылку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (берут по листочку и садятся)
Уточнить технику и последовательность рисования.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА,
Работа детей (музыка)
А теперь все листья можно объединить в один букет.
Выставка «Осенний букет».
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы.
Тема: «Щедрая осень»
Программное содержание:
1. Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках. Учить видеть самые простые перемены в природе осенью. Закрепить знания детей об овощах, умение соотносить их с геометрическими фигурами.
2. Развивать умения детей решать проблемные задачи, отвечать на поставленные вопросы полными ответами; развивать мелкую моторику рук.
3. Закреплять навыки работы с карандашами
4. Воспитывать интерес к окружающему миру, к времени года осень; умение логически мыслить
Ход занятий.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года - Октябрь» дети заходят в группу.
В-- Ребята, отгадайте загадку Г. Тукая
Пусты поля, мокнет земля,.
Листва опадает. Когда это бывает?
Д. -Осенью.
В- какие осенние месяцы вы знаете?
Д-Сентябрь, октябрь, ноябрь
В. - А какие приметы осени вы знаете?
Д. - Дует холодный ветер, идет дождь.
В. - Кто еще знает приметы осени?
Д-Осенью солнце греет мало, птицы улетают в теплые края, пожелтеют и падают листья, дни становятся короче, а ночи длиннее, люди одели теплую одежду и. т. д.
В-Давайте посмотрим на экран, правильно ли мы назвали приметы осени.
В. - Ребята, скажите, какого цвета бывают осенние листочки?
Д. - Разноцветные, красные, оранжевые, зеленые
В- Я вам покажу картинки деревьев, а вы назовете деревья и скажете как называются его листья.
(береза, тополь, осина, дуб, рябина, клен)
Д- Это дерево дуб. Листья -дубовые
Д. - Это клен. Листья клена- кленовые
В. Молодцы ребята.
В-Ребята, ветер тоже в разные времена года дует по-разному. Давайте, покажем, как дует ветер осенью.
(Вдох носом и выдох ртом.)
У осени ветер- прохладный с-с-с-с
В- Ребята, можно назвать осень щедрой?
Д- можно
В- Почему?
Д- Потому что мы собираем урожай
В- Правильно, потому что осень дарит урожай овощей, фруктов и множество других лесных даров – грибов, ягод, орехов.
А где мы можем собрать наш урожай?
Д. - урожай мы можем собрать в саду, в поле, на огороде, в лесу
В- А что мы собираем в поле?
Д. - В поле мы собираем рожь, пшеницу, кукурузу, подсолнухи и т. д
В. - А что мы собираем на огороде?
Д. - На огороде мы собираем овощи: морковку, репу, помидоры….
В. - А что мы собираем в саду?
Д. - в саду мы собираем яблоки, виноград, груши…
В. - А в лесу мы что собираем
Д. - В лесу мы собираем грибы
В. - Правильно ребята. Сейчас мы поиграем в игру
Д/И «Один, много»
Я буду вам бросать мяч и называть один предмет, а вы назовете много этих же предметов. Например: красный помидор- красные помидоры и т. д.
В-Д. - Маленький опенек- маленькие опята
Желтый лист- желтые листья
Сладкое яблоко- сладкие яблоки
Большая капуста- большие капусты
Клосок пшеницы- колосья пшеницы
Сладкая морковка- сладкие морковки
Вкусная картошка- вкусные картошки
Красивый подсолнух- красивые подсолнухи
Физминутка:
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Ветер дунул – полетели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил
В -Ой, ребята, совсем забыла вам сказать, сегодня утром я получила письмо от Почемучки. О чем он пишет, вот послушайте:
-Дорогие ребята. Это письмо пишет вам Почемучка. Я учусь в школе и мне дали задания на дом, но я не могу их выполнять. Помогите мне, пожалуйста, выполнить эти задания. Я знаю и верю вам. С нетерпением жду от вас ответа. Ваша Почемучка.
В - что будем делать, ребята?
Д. -Будем помогать Почемучке.
В. - Первое задание. Из текста найти и исправить ошибки.
Это было осенью. Катя пошла в лес за грибами. Девочка собрала много разных красивых цветов, любовалась на зеленые листья деревьев. Когда пришла домой, Катю друзья позвали купаться на речке. Там они купались и загорались на солнышке. Все были довольны и счастливы.
(дети исправляют ошибки)
В- Молодцы, справились с заданием. Второе задание:
У вас у всех есть листочки. Что нарисовано на листочке?
Д-Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, маленькие кружки.
В. -Давайте, превращаем эти геометрические фигуры в овощи. А потом проверим, у кого что получился. (звучит песня «Осень щедрая пора» И. Парахневич)
В- Ребята, что у тебя получилось?
Д- морковь, кабачок, помидор,репа, фасоль, горох, тыква
В. - Молодцы, ребята, вы с правились с заданиями. Помогли Почемучке. Мы оправим наши работы Почемучке.
В- Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше занятие?
Д – Да, понравилось
В – Что вам запомнилось?
Ответы детей
Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».
«Ветер подул»
Цель: • Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени : холодный ветер. • Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы. • Активизация словаря детей: ветер.
Оборудование: картинки с изображением осени, или объекты живой природы (осенний парк, осенний лес)
Ход наблюдения. - Сравните две картинки: Чем они отличаются? -Почему ветви у дерева наклонены? - Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки). Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку. -А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч) - Что заставляет тучи мчаться? - Какая погода? Ветрено? Чтение: Ветер подул Хлопнул ветер дверью сильный Ветер громкий, ветер сильный, Он с деревьев листья рвет, Пыль несет он в огород. Деревце в окно стучится Может всякое случиться. С. Егоров -Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый? Какой осенний ветер? Ветрено, ветрено Вся земля проветрена! И. Токмакова
Наступила осень – листья пожелтели»
Цель: • Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень. • Развитие внимания. • Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.
Оборудование: картинка с изображением деревьев, или объекты живой природы (деревья, кусты)
Ход наблюдения: -Дети наблюдают за кленом. - Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается. Взрослый пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П. Молчанова. … И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит. Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился: - Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?. Пролетела мимо сорока, затараторила; - Откуда здесь такое яркое деревце? И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются. И тут молоденький клен понял: Это наступила осень. Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы. Отгадайте загадку: Висят на ветке золотые монетки. (осенние листья) Осенью наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет. Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь. (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников).
«От воды туман»
Цель: • Знакомство детей с осенним явлением : туман. • Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению. • Активизация словаря детей: осень, холодно, туман.
Оборудование: игрушка – ворон, таз с горячей, теплой водой.
Ход наблюдения: -Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом: - Это туман. - Какой он? - Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите. Потемнели ветви, из воды туман гонит тучи ветер из холодных стран. В. Степанов - На ветвях березы сидит мудрая птица – ворон. Пойдемте к нему, и он расскажет нам про туман. Дети идут к березе. Птица просит детей рассказать о погоде: тепло или холодно, есть ли ветер, какое сейчас время года. Рассказ ворона о тумане: Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар – это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело. - Ребята, по туману можно узнать какой будет день – пасмурный или ясный. Если туман утром поднимется к небу – будет пасмурно. Если туман прижмется к земле – жди солнца. Ворон: Сегодня будет ясно. (Дети наблюдают за растворением тумана). Осень, осень в белые туманы сад хоронит по утрам. Ни дорожек, ни поляны – ничего не видно нам. Понапрасну, где-то с крыши кукарекает петух: Осень будто и не слышит и туман как- будто глух! Понапрасну лает в будке Рассердившийся Буян и не дует осень в дудки, и туман, как есть туман! Но лишь солнце острым, светлым первым выстрелит лучом Осень к речке, старым ветлам подбирается бочком. И туман снимает белый – полотно за полотном: сад умытый, свежий, целый вновь мы видим за окном! Е. Городецкий
Эксперимент: Ворон рассказал нам, что туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман. (Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар). - Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам.
«Где же солнышко?»
Цель: • Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе (солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное). • Развитие внимания, речи. • Активизация словаря детей: солнце, холодно.
Оборудование: игрушка – заяц.
Ход наблюдения: К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось. Взрослый: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения. Осень, осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет солнце не блестит, Ветер в поле воет дождик моросит. А. Плещеев - Какая погода осенью : холодная или теплая? - Когда бывает тепло? - Посмотрите на небо? Есть ли солнце? - Протяните ладони: тепло ли вам? Солнце не блестит, не яркое. Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит. - Узнаем, теплое ли солнце? На прогулку выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые). Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву.
Беседа по прочитанному произведению "Листопадничек" И. С. Соколов-Микитов
Перед тем как прочитать детям сказку прочтите ее название и спросите: "Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
"
Отгадайте загадку и узнаете о ком же этот рассказ.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
После прочтения, задать следующие вопросы детям:
О ком это произведение?
Почему зайчат называют листопадничками?
Кто их так называет?
Где живут зайцы?
Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?
Почему?
Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
Какие еще птицы улетают на юг?
Почему?
Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
Как животные готовятся к зиме?
Как бобры строили свою плотину?
Как бобры спасали Листопадничка?
Как вы считаете, "Листопадничек" - это сказка или рассказ?
Выполните следующее задание:
Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК.
(Лиса, иволга, слон, тигр, осёл, павлин, антилопа, дикобраз, носорог, ирбис, чечетка, еж, кабан)
Листопадничек
И. С. Соколов-Микитов
Сказка.
Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка.
Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.
- Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок.
- Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?
Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:
- Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!
Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:
- Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.
- Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.
Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.
- Оставайтесь здесь, - сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.
Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.
- Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.
- Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, - чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.
- А тепло в вашей хатке зимой?
- Очень тепло, - отвечает седой Бобр.
- Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, - просит маленький зайчонок.
Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:
- Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?
- Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.
- Ладно, - говорит Бобр, - вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.
Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.
Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.
Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.
"Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть".
Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.
- Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок?
- У вас все очень хорошо, - говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.
- Что делать, - говорит Бобр, - если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.
Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:
- Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.
- Ладно, оставайся, - говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.