Ирина Владимировна Никифорова
Проект «Наш весёлый огород» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект старшей группы «Наш веселый огород»Аннотация: Проект «Наш весёлый огород» направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на участке детского сада.
Тип проекта: Познавательно – исследовательский
Вид проекта: групповой.
Сроки реализации: с 10 мая – 10 сентября. (средней продолжительности)
Публикация «Проект „Наш весёлый огород“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Авторы: Никифорова И. В.
Актуальность: Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников. Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей, прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
Задачи:
- Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
- Расширять представление детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
- Участвовать в посильной практической деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
- Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
-Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Получение знаний детей о жизни растений.
Создание необходимых условий в на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
Гербарий «Строение растения»
Сбор урожая.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Развлечение «Праздник урожая»
Выставка «Что нам осень принесла»
Этапы реализации проекта:
этап мероприятия
1 этап. Организационно- подготовительный
- Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;
- подбор необходимого материала для создания огорода;
- выявление знаний детей о жизни растений;
- составление перспективного плана.
2 Этап. Рефлексивно диагностический
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический
- Познание: «Насекомые помощники»; рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.
- Конструирование: оформление огорода;
- Социализация: Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму»
- Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
- Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
-Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.
- Продуктивная деятельность: аппликация «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».
Лепка: «Декоративное панно» (коллективная работа); «Тюльпан» (налеп); «Насекомые помощники».
Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры).
- Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».
- Здоровье: «О пользе овощей»(беседа); (просмотр мультфильма) «немытые
овощи есть нельзя».
4 этап. Заключительный
Оформление материалов проекта:
- Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
- Гербарий «Строение растения».
- Сбор урожая.
- Развлечение «Праздник урожая»
- Выставка «Что нам осень принесла
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Содержание труда на огороде
Освобождают грядки от старой травы и ботвы
Осуществляют вторичную перекопку земли
Сеют мелкие семена растений
Помогают высаживать рассаду овощей
Поливают
Рыхлят землю
Пропалывают
Прореживают
Пасынкуют
Делают бороздки для посева
Размечают расстояние для посева крупных семян
Собирают урожай
Готовят огород к зиме
Содержание наблюдений и экспериментов
Наблюдают за ростом и развитием растений
Определяют по внешнему виду растения, в каких условиях оно нуждается
Сравнивают сроки прорастания замоченных и сухих семян
Сравнивают развитие растений, находящихся в разных условиях: с поливом и без, на рыхлой и плотной почве, растущие среди сорняков и без них
Наблюдают за движением растений за солнцем в течение дня
Сравнивают разные сорта одного растения
Рассматривают части разных растений: стебель, листья, цветки, плоды, корни
Наблюдают за составом почвы
Наблюдают за влиянием удобрений на развитие и рост растений
Сравнивают плоды разных культур
Наблюдают за животными и насекомыми, определяют их взаимовлияние
Формы организации:
Труд детей на огороде организуем в следующих формах:
индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.
Правила организации:
Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.
На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Но, желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м огорода.
Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.
Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.
Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.
Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.
Образовательная деятельность
Беседы с просмотром презентаций
1. Овощи.
2. Про морковку.
3. Гороховая каша.
4. Кукурузная каша.
6. Азбука здорового питания.
7. Слайд-комплект «Натюрморт»
8. Слайд-комплект «Огород и поле».
Дидактические игры:
1. Кто найдёт больше отличий.
2. Найди пару.
3. Где, чей дом.
4. Чей хвост.
5. Во саду ли, в огороде.
6. Дары природы (серия «Играем и учимся») от 3 до 7 лет.
7. Парочки: Бабочки, жучки, паучки и другие букашки.
8. Парочки: Фрукты. Овощи. Ягоды. Грибы.
Чтение художественной литературы
1. Бехлерова Е. «Капустный лист».
2. Маршак С. «Синьор Помидор».
3. Носов Н. «Огурцы».
4. Родари Дж. «Приключения Чиполлино».
5. Фартутдинова Е. «Сказка о том, почему помидор стал красным».
Вывод:
Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.
В результате все испытали большое удовольствие, а у детей появилась уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс
2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные
Челны,2009.
5. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
6. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
7. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
8. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.
9. Интернет-ресурсы.