Ирина Корюненко
Проект «Насекомые» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Насекомые»
Тип проекта : групповой, творческий, познавательно – исследовательский.
Проблема проекта : формирование общего представления детей о насекомых, понимание и видение окружающего мира, эмоционально-ценностное отношение к живым организмам.
Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?
Публикация «Проект „Насекомые“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: формирование у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Сформировать у детей представление о насекомых, их пользе или вреде, развить творческую способность и поисковую деятельность.
Объект проектной деятельности : Насекомые
Предмет проектной деятельности : Особенности жизни насекомых.
Цель проекта : Расширить представления детей о мире насекомых.
Задачи проекта :
Для детей :
1. Формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения;
2. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, эмоциональную отзывчивость; творческие способности.
3. Воспитывать любознательность, бережное отношение к живому.
Для педагогов:
1. Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
2. Стимулировать творческую активность детей.
3. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Для родителей:
1. Привлекать родителей к совместным наблюдениям с детьми.
2. Побуждать выражать своё эмоциональное отношение к окружающему миру через совместную продуктивную деятельность по подготовке доклада или презентации о насекомом.
3. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Паспорт проектной работы :
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Направленность: разные виды детской деятельности (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие).
Формы проведения: наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстрации, продуктивные виды деятельности; игровая деятельность; работа с родителями.
Продолжительность проекта : краткосрочный
( срок реализации: с 02.07.2018 г. - по 12.07.2018 г.)
Взаимодействие с родителями:
- консультации (информация в родительском уголке);
- привлечение к подбору материала по теме проекта;
- выставки детских работ (лепка, аппликация, рисование).
Продукт проекта :
1. Творческая выставка.
2. Энциклопедия «Мир насекомых».
Предполагаемый результат:
1. Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, кузнечик, божья коровка, муха, комар, гусеница).
2. Иметь простейшие представления:
- некоторых особенностях внешнего вида
- способах передвижения (прыгает, летает, бегает)
- издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
4. Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
5. Владеть обобщающим понятием «насекомые».
6. Сформировать положительно-эмоциональное и осознанное;
- отношение к насекомым и их среде обитания;
- готовность охранять и защищать насекомых.
Этапы работы над проектом
I. аналитический этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о насекомых.
2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор наглядных материалов: фото - сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни (привлечь родителей)
4. Подбор художественной литературы; музыкальных произведений по теме.
5. Организация предметно – развивающей среды в группе;
6. Консультативная работа с родителями по заданной теме.
II. Основной этап
Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, самостоятельной и дополнительной деятельности.
Задачи: способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, учить бережно относиться ко всему живому.
Утро (до прогулки) :
- индивидуальная работа с каждым ребенком по продуктивным видам деятельности.
- групповая работа – рассматривание иллюстративного материала, ситуативные разговоры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений; игры (настольные, словесные, хороводные, малой подвижности).
Прогулка:
- групповая работа – рассматривание и наблюдение за объектом (насекомые, игры (подвижные, малоподвижные)
- индивидуальная работа – закрепление знаний о насекомых с каждым ребенком.
Вторая половина дня:
– групповая работа - чтение художественной литературы, загадывание загадок, творческие поделки, игры на прогулке;
- индивидуальная работа - дидактические игры (после ужина).
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Познавательно-исследовательская деятельность:
• Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности);
• Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями;
• Рассматривание иллюстраций, картинок о насекомых из журналов и книг.
Коммуникативная деятельность:
• Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?»
«Почему божья коровка красная», «Опасные насекомые»
• Беседы - рассуждения: «В чём польза насекомых?»
Чтение художественной литературы:
• Чтение К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; В. Сухомлинского
«Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»;
В. Драгунского «Он живой и светится», В. Бианки «Как муравьишка
домой спешил»
• Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей»,
«Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка», «Муравьишка хвастунишка».
Дидактические игры:
«Собери насекомое» из многоугольников; «Найди такую же бабочку»;
«Найди по описанию», «Где живут насекомые»; «Что изменилось»;
«Посади бабочек на красный цветок»; «Логическая цепочка из жуков»
«Угадай по описанию»; «Четвёртый лишний»; «Назови ласково».
Игры с прищепками «Сделай бабочку»
Творческо - продуктивная деятельность:
• Лепка: «Насекомые» (божья коровка, бабочка, гусеница – по выбору)
• Аппликация: «Бабочка» (из готовых форм в виде сердца)
• Рисование: «Бабочки красавицы», «Божья коровка»;
раскрашивание силуэтов с изображением насекомых.
• физкультура: подвижные игры, «Медведь и пчелы», «День и ночь»,
«Птички и бабочки», «Раз, два три, мотылька лови», «С цветка на цветок»;
имитация движений разных видов насекомых.
• музыка: слушание музыкальных произведений: Н. Римского-Корсакова
«Полёт шмеля», Р. Шуман «Бабочки»;
Прослушивание песен Ю. Энтин «Бабочка капустница»,
С. Козлов «Маленький кузнечик»; аудиозаписи «Звуки природы»
Родители:
• Консультации: «Как привить любовь к природе»,
«Первая помощь при укусах насекомых».
Беседы: «Если ребенок боится насекомых», «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…»
• Совместные наблюдения на прогулках за насекомыми.
• Помощь в организации: развивающей среды; выставки разной литературы
о насекомых.
• Привлечь к оформлению интересной информации про насекомых.
III. Заключительный этап
• Выставка рисунков и других творческих работ детей.
• Просмотр презентаций о жизни насекомых.
• Совместное творчество родителей и детей : оформление занимательной энциклопедии «Мир насекомых».
Анализ проведенной работы:
Дети:
Содержание проекта направлено на обогащение знаний детей о природе, воспитанию бережного, заботливого отношения к ней.
Работа проводилась во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной.
Дети с огромным интересом познавали жизнь насекомых, познакомились с местом их обитания, особенностями внешнего вида, воспитывалось доброжелательное отношение к насекомым через наблюдения, беседы, игры, чтение стихотворений, потешек, загадок, просмотр презентаций, мультипликационных фильмов.
Большой восторг вызывали подвижные игры, через которые развивали двигательную активность и закрепляли знания о способах передвижения насекомых.
• Сформированная база знаний у детей о мире насекомых :
- внешний вид (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев,
насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки)
- способ передвижения (плавает, ползает, прыгает, бегает, летает)
- издаваемые звуки (жужжит, стрекочет)
- польза (насекомые опыляют растения; насекомые служат пищей для птиц, зверей)
• Сформированный интерес к насекомым и бережное отношение к ним. Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.