Аликова Самиха Хасановна
Конспект НОД для средней группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
"Насекомые"
Цель: Сформировать у детей представления о насекомых.
Программные задачи: Закрепить знания детей о насекомых (виды, внешний вид, значение, свойства). Уточнить представления детей о пользе насекомых. Активизировать словарь детей (брюшка, усики). Использовать многозначные слова (крыло). Развивать мыслительная активность. Воспитывать потребность в общении с природой, бережное отношение ко всему живому.
Материал: картинки с изображением насекомых, экран, аудиозапись звуков природы.
Публикация «Конспект НОД для средней группы „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение стихов и потешек, подвижные и пальчиковые игры.
Ход занятия.
- Ребята, скажите какое сейчас время года?
- Весна.
- Да, ребята, уже конец весны. В это время всё оживает, пробуждается от спячки.
(Включить аудиозапись звуков природы).
- Чьи песенки мы услышали и можем услышать?
Дети: Песенку жука «Жужжалочку». Он жужжит.
Воспитатель: Давайте вместе скажем чистоговорку:
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь,
Не жужжу, когда кружусь.
Дети: ещё мы знаем песенку комарика – «ззззуделочку». Он зудит: «зу-зу-зу - захочу и укушу».
Воспитатель: Какую песенку поёт стрекоза?
Дети: Песенку стрекозы можно назвать «Стрекоталочка».
Воспитатель: Как можно их назвать?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Насекомых в природе очень много.
Послушайте загадки Вы должны их отгадать:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Тлю с ветвей она съедает,
И в саду нам помогает
На листах усевшись ловко –
Это божия…
(Коровка)
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи?
(Оса)
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая.
(Муха)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был?
(Кузнечик)
Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит.
(Муравей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. Насекомых очень много. Что у насекомых есть?
(Ответы детей)
Воспитатель: У всех насекомых 6 ног, брюшко, голова, на голове усики, у некоторых насекомых есть крылья.
Воспитатель: А как передвигаются насекомые?
(Ответы детей)
Воспитатель: Они умеют ползать ходить летать плавать прыгать и бегать.
Воспитатель: А чем питаются насекомые?
(Ответы детей)
Воспитатель: Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Есть в природе насекомые хищники, которые охотятся на других насекомых. (это стрекоза и муравьи, кузнечики).
А есть насекомые, которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой (пчёлы и шмели, бабочки, мухи).
Физкультминутка.
Народная песенка «Божья коровка». Под музыку дети выбирают ведущего –«божью коровку» и поют.
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Ведущий поет: Будет солнце полечу.
(дети поднимают руки-крылья)
Будет дождик посижу – посижу.
(Складывают руки-крылья и садятся, повторить 2-3 раза).
«Дидактическая игра на многозначное слово».
Воспитатель: Что общего у таких насекомых, как бабочка, пчела, оса, стрекоза, муха, комар?
Дети: У них есть крылья, они умеют летать.
Воспитатель: Да они умеют летать потому что у них есть крылья. А у кого или у чего ещё есть крылья?
(Показ картинок на экране: пчела, птица, летучая мышь, самолет, мельница, машина).
А для чего машине нужны крылья?
Дети: Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.
Воспитатель: А мельнице?
Дети: Чтобы муку молоть который хлеб пекут.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Кого вы увидели? (очень много разных бабочек).
Все мы очень любим бабочек, любуемся их красотой. живут бабочки там, где тепло и есть для них пища. питаются они цветочным нектаром, соками растений и фруктов. Название некоторых из бабочек связаны тем, чем питаются их гусеницы. Например, гусеницы капустницы питаются капустными листьями, крапивницы – крапивой. Разные виды бабочек отличаются и по цвету, и по размеру.
Пальчиковая игра «Бабочка».
Утром солнце засияет
Бабочка с цветка взлетает.
Попорхает – утомится,
Отдохнёт – опять кружится.
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте небольшие интересные истории про насекомых. Как вы думаете, кто самый сильный на земле? (ответы детей).
Воспитатель: Самый сильный на земле – муравей, он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес.
Ребята, а как называются домики у муравьёв?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.
Ребята, а кто нам по ночам спать не даёт и всё над ухом звенит?
Дети: Комар.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у комара уши?
(ответы детей).
Воспитатель: Оказывается, есть и прячется они у комара в усах. Конечно не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец, находит по звону свою подружку.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Кого не стало?»
На доске перед детьми картинки насекомых. Дети внимательно смотрят на картинки, затем закрывают глаза. Воспитатель убирает одну. Дети открывают глаза и угадывают, кого не стало.
Насекомые — это часть природы. Если они исчезнут с нашей планеты, то погибнут растения, животные, птицы. Ведь они не могут существовать друг без друга, их нужно беречь и охранять, ни в коем случае не убивать.