Наталия Бакалова
Проект в подготовительной группе «Народный оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Оркестр русских народных инструментов.
Вид проекта : групповой, информационный.
Продолжительность: краткосрочный (январь-февраль).
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели и родители.
Задачи образовательных областей:
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Оркестр для детей
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
«Познавательное развитие» - расширять представление и формировать интерес к малой родине, ее культуре, традициям, духовно-нравственному наследию прошлого.
«Художественно-эстетическое развитие» - развивать и совершенствовать музыкально-творческие навыки в игре на ДМИ, а также умение слушать, формулировать свои мысли и высказываться о прослушанной музыке.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы, слушая русскую народную музыку, старшие дошкольники имели представление, на каких инструментах она исполняется, различали их звучание. Например, частушки, такие весёлые и понятные детям, чаще всего исполняются под аккомпанемент гармошки или балалайки.
Проблема.
Почему оркестр называется народным? Какие инструменты нужны для создания оркестра русских народных инструментов? Выдвигается гипотеза: оркестр будет народным, если в нем будут звучать народные инструменты.
Цель проекта : приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи проекта :
Для музыкального руководителя и воспитателей:
- познакомить детей с историей создания русских народных музыкальных инструментов;
-познакомить со звучанием русских народных инструментов, используя видеофайлы;
- развивать исследовательский интерес, воображение, мышление в процессе наблюдения за игрой на народных инструментах;
- обогащать словарный запас детей: оркестр, дирижер, названия русских народных инструментов;
- организовать взаимодействие родителей, педагогов, детей, коллектива музыкальной школы «Лира».
Для детей:
- Узнать, почему оркестр называется народным, какие инструменты есть в народном оркестре;
- Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в
литературных источниках и детской мультипликации;
- Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
- Закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещётки, гусли, колокольчики);
- Побудить детей обратиться к родителям с просьбой о посещениях выступления оркестра русских народных инструментов музыкальной школы «Лира».
- Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
Для родителей:
- Подготовить загадки, стихи и рассказы о народных инструментах.
- Создавать условия для знакомства ребенка с музыкальными русским народными произведениями в домашней обстановке;
- Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомые народные произведения, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми.
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап :
- создание ситуации, в которой дети самостоятельно или с помощью музыкального руководителя приходит к формулировки информационной задачи.
- создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов);
- беседы («Какие русские народные музыкальные инструменты мы знаем?», «Где можно найти нужную информацию?»;
- слушание произведений в исполнении оркестра народных инструментов;
-формулирование проблемных вопросов;
-выдвижение гипотез;
- планирование работы.
2. Теоретическая часть.
Составление плана:
- формулирование задачи. Узнать, почему оркестр называется народным, какие инструменты нужны для его создания?
- собрать как можно больше сведений о русских народных музыкальных инструментах из разных источников информации;
- сделать презентацию «Русские народные музыкальные инструменты».
- познакомиться с художественными произведениями, где речь идёт о русских народных музыкальных инструментах (сказки, пословицы, поговорки, загадки);
- показать, как выглядят и звучат русские народные музыкальные инструменты;
- рассказать историю этих инструментов;
- подобрать музыкально-дидактические игры для развития ритмического чувства и тембрового слуха;
- подобрать музыкальный репертуар для игры на музыкальных инструментах в оркестре.
Основной вопрос исследования: почему оркестр называется народным?
Проведение опроса, оформление результатов.
Модель трех вопросов
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это узнаем?
1 ребенок
Оркестр народный, потому что там играет народ. Есть много русских народных инструментов, но для частушек подходят ложки, трещетки и балалайка Почему балалайка и ложки называются русскими народными инструментами? Может их сделал народ? Можно спросить у папы и мамы. На ложках не получается играть мелодию, зато удобно стучать ритм.
2 ребенок
В оркестре есть народные инструменты. Я знаю, что с инструментами надо обращаться бережно: не бросать, не ломать, не оставлять на солнце. Как работает дирижер? Какие инструменты есть в народном оркестре? Про инструменты можно узнать в музыкальной школе, там детей учат на них играть. Мой друг Сережа учиться играть на домбре. Чтобы лучше узнать о музыкальных инструментах, надо ходить на концерты и смотреть на дирижера.
3 ребенок
Русские инструменты сделаны из дерева и поэтому называются деревянными Почему получается громкий звук, когда стучишь ложками. Как и из чего сделаны ложки? И почему они с таким рисунком? Надо с мамой сходить на концерт. Там для ребят проходят специальные детские программы, где ведущий рассказывает об инструментах и показывает как они звучат.
4 ребенок
В оркестре есть инструменты, которые давно придумали наши дедушки и бабушки. Как сделали инструмент трещотка? Посмотреть с папой передачу по телевизору или в Интернете.
Виды музыкальной деятельности, направленные на реализацию проекта
3. Реализация проекта :
- сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, Интернет);
- показ презентации «Русские народные музыкальные инструменты»;
- беседы (русские народные музыкальные инструменты в сказках, загадки о русских народных музыкальных инструментах);
- элементарное музицирование с использованием музыкальных инструментов;
- проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства и тембрового слуха;
4. Завершение проекта :
- Закрепление навыков игры на детских музыкальных инструментах в оркестре;
- стимулирование индивидуальной и творческой активности детей при участие в ООД;
- обеспечить взаимосвязь образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями в едином педагогическом процессе;
- приобщение детей к участию в фольклорном празднике.
Методы обеспечения:
Познавательно- игровые занятия.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактические игры.
Познавательные беседы.
Предполагаемый результат:
- обобщение и систематизация полученных знаний во всех видах музыкальной деятельности;
- фиксирование результатов полученных знаний (фотографии, слушание оркестра народных инструментов, исполнение танцев и хороводов под аккомпанемент оркестра Р. Н. И.);
- приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.
Продукт проектной деятельности
Проведение фольклорного праздника «Во горнице, во светлой»
Вывод:
- формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса;
- воспитание интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять её;
- развитие и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой русского народа;
- активизация творческого поиска и исследовательской деятельности детей в подборе тембра звука, громкости звучания при аккомпанирование;.
- развитие интереса детей к примарным инструментам, музыкальности, тембрового слуха, тонкости восприятия, ассоциативности, художественности.
- закрепление представления о народных и ударных инструментах, уметь играть в ансамбле.