Вострикова Анна Анатольевна
Проект «Народные традиции» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное
общеобразовательное учреждение
детский сад «Рябинка»
ПРОЕКТ
для детей старшей группы
Автор:
Вострикова Анна Анатольевна — воспитатель I кв. категории
г. Тайшет, 2015
Проект : краткосрочный, групповой, творческий.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Народные традиции“ для старшей группы» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих Россию, их обычаях и традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других, как о личности.
Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своего народа.
Идея о проведении недели по приобщению детей к истокам народной культуры очень значима, она становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважению к труду и таланту мастеров. Организация недели предполагает участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки, и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного, эмоционального развития, такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.
Цели:
Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.
Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.
Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.
Ресурсное обеспечение:
• Книги,
• Журналы,
• Открытки,
• Художественные произведения и материалы.
Участники проекта :
Воспитатель,
Дети старшей группы,
Родители воспитанников.
Чтобы дать детям возможность применять знания и навыки в своей деятельности, использую в своей работе различные формы работы:
С детьми:
• Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством (керамическими изделиями, игрушками).
• Чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора.
• Проведение бесед и занятий на тему «Культурно-историческое наследие нашего народа».
• Показ видеофильмов по данной теме.
• Подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов.
• Составление примерного перечня работ для детского творчества.
• Непосредственно образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, заочных экскурсий.
• Выставки детских работ в рамках реализации проекта; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.
С родителями:
• Наглядная информация (папки-передвижки, памятки для родителей, стендовая информация);
• Беседы и консультации.
Педагогические условия:
• обеспечение программно-методическим материалом;
• создание эмоционально-комфортной атмосферы развития детей;
• привлечение к воспитательно-образовательному процессу родителей воспитанников, педагогов детского сада.
Предположительные результаты:
Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной город, их обычаях и традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности.
Предполагаю, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.
Руководитель проекта : воспитатель Вострикова А. А.
Возраст детей, участников проекта : Дети от 5-6 лет (старшая группа)
Предмет проекта : народные традиции.
Реализация проекта :
Срок: с 12 по 16 января
Задача этапа: Знакомство детей, родителей с народными традициями, через разные формы работы поисково-творческой направленности.
1. НОД с детьми на темы:
• «Краса ненаглядная»;
• «Чудо - чудное, диво - дивное»;
• «Золотые руки мастеров»;
• «Викторина «Русские посиделки».
2. Развлечения на улице:
Русские народные игры на свежем воздухе;
Веселые эстафеты.
3. Консультации для родителей
• «Во что играли наши бабушки»
• «Народные традиции и праздники»
• «Потешки, прибаутки, колыбельная для малышей»
• «Сказки, рассказанные на ночь»
4. Изготовление папки-передвижки «Возрождение народных традиций».
5. Выставки детских работ по теме:
• «Конь» (дымковская игрушка);
• «Хохломская роспись»;
• Рисунки детей «Русский народный праздник»
6. Фотовыставка «Неделя изучения народных традиций».
Ожидаемые результаты:
Дети знают:
• народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
• народные традиции;
• могут составить рассказ о народных промыслах;
• пополнили словарный запас (реликвия, традиция, обряд, и т. д.);
• приобрели представления об общечеловеческих ценностях;
• научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
• у них развито чувство гордости за свою страну.
Родители:
• приобрели знания о народных традициях, праздниках;
• уважительно относятся к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
• знают народные песни, игры, используют их дома.
Практический выход:
1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности;
2. Конспекты консультаций;
3. Презентация проекта;
План проведения недели по приобщению детей к истокам народной культуры
«Народные традиции»
Тема дня Цели Развернутое содержание работы
1 день
«Что мы знаем о народных праздниках?» познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам, развивать понимание названий праздников. Беседа «Что мы знаем о народных праздниках?», народные игры «Горелки», «Лапта», «Мушка», «Логово», «Ловишки», «Городки», дидактические игры «Матрешки», «Найди домик матрешки», рисование эпизода русского народного праздника.
2 день
«Краса ненаглядная» воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.
Дидактические игры «А ну-ка покажи», «Имя шепчут волны», чтение русских народных сказок, разучивание потешек, русские народные игры «Пустое место», «Краски», рисование узоров различного вида промыслов.
3 день
«Чудо-чудное, диво-дивное» познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить различать игрушки, зная характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.
Рисование на тему «Распиши коровку или коня филимоновской росписью», дидактическая игра «Народное творчество», «Собери картинку» (народные промыслы, подвижные игры «Колечко», «Соломинки», «Третий лишний», чтение русской народной сказки «Царевна лягушка»
4 день
«Золотые руки мастеров» воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров.
Дидактические игры «Составь хохломской узор», «Собери гжельскую розу», «Каждое изделие в свой город», подвижные игры «Золотые ворота», «У медведя во бору», лепка «Конь» (по мотивам дымковской игрушки)
5 день
Викторина «Русские посиделки» обобщить знания о произведениях устного народного творчества.
прививать любовь к русской земле, родному искусству.
развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.
Подвижные игры «В цапки», «Молчанка», дидактические игры «Продолжи пословицу», «Загадки», «Вставь слово»
Во второй половине каждого дня недели по приобщению детей к истокам народной культуры организуются:
• Творческие мастерские, где дети готовят работы к выставке «Вот какая красота» (рисование, лепка, аппликации и т. д.);
• Народные игры на улице и в группе;
• Просмотр фильмов, чтение произведений художественной литературы (сказки, былины, знакомство с русским фольклором;
Список литературы.
1. «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.
2. «Дошкольная педагогика», №3, 2006.
3. «Дошкольное воспитание», №4, 2000
4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.
5. Занятия с детьми 3-7 лет Народная культура и традиции. Косарева В. Н. Учитель 2014 ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Организованная образовательная деятельность
6. Статья из интернета https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/1469-proekt-nedelya-po-priobshcheniyu-detej-k-russkomu-narodnomu-tvorchestvu.html