Иванова Татьяна
Проект «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта: «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая»
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7-лет, родители воспитанников, воспитатели.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, работа с родителями.
Сроки реализации: февраль.
Публикация «Проект „Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Гжель. Рисование
- Городецкая роспись, узоры
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Актуальность.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Знакомя с элементами русской народной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Изучая творчество своего народа, дети легче понимают творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.
Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Цель: Формирование и развитие у детей познавательного интереса и
художественных способностей посредством взаимодействия с декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
Образовательные:
• уточнить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;
• расширить представления детей о происхождении народных росписей: гжель, хохлома, городецкая, познакомить с их характерными особенностями;
• учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строением и элементами композиции, учить использовать для украшения.
Развивающие:
• развивать у детей познавательный интерес к народным росписям;
• развивать навыки художественного творчества детей при лепке, аппликации и росписи;
• развивать умение детей ориентироваться в различных видах росписи;
• развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах) и желание использовать народные росписи в совместной и самостоятельной деятельности;
• развивать творческую фантазию, пополнять словарный запас с помощью народных игр и художественных произведений.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к народному творчеству и искусству;
• воспитывать любовь к Родине и гордость за свой народ.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Дети познакомятся с народными росписями: гжель, хохлома, городецкая.
• Научатся различать и называть: гжель, хохлома, городецкая.
• Научатся создавать эти виды росписей в своей творческой деятельности.
• У детей появится умение организовывать совместную и самостоятельную творческую деятельность в творчестве.
• Будет организована серия выставок творческих работ детей и родителей по теме проекта.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
• Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
• Разработка конспектов.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
2. Основной этап (практический)
Содержание работы в процессе реализации проекта
Беседы:
«Что такое народное декоративно-прикладное искусство», «О труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства»,
«Золотая Хохлома», «Гжель», «Городец» (расширить представления о росписях, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.)
Презентации: «Народные промыслы» (дать представление детям о народном искусстве, его видах.) «Золотая хохлома», «Сказочная гжель», «Весёлый Городец» (продолжать знакомить с росписями, показать их разнообразие и применение.)
Заучивание стихов, загадок о народных промыслах (Н. Кутузова, П. Синявский, В. Боков, Н. Глазков, см. приложение)
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
Д/и: «Узнай узор», «Продолжи роспись», «Русские узоры», «Назови правильно», «Чей сувенир?», «Составь узор». (Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей. Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей.)
Подвижные и хороводные народные игры: «Горелки», «Каравай», «У медведя во бору», «Ручеек», «Гуси-Лебеди».
Сюжетно - ролевые игры: «Мастерская народных умельцев», «Ярмарка», «Угостим гостей чаем». (Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях; формировать новые интересы и способности детей; обогащать словарь. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение учитывать желание своих товарищей. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.)
Познавательное развитие:
НОД по познавательному развитию:
• «В гости к мастерам гжели»» (Здравствуй мир! «Школа 2100» М. : «Баласс», 2016)
• «В гости к городецким мастерам» (Здравствуй мир! «Школа 2100» М. : «Баласс», 2016)
• «Путешествие к мастерам хохломы» (Здравствуй мир! «Школа 2100» М. : «Баласс», 2016)
• Опыты-сравнения деревянных, фарфоровых изделий.
Творческая деятельность:
• Рисование элементов гжельской, хохломской, городецкой росписи.
• Раскраски: городецкой, хохломской, гжельской росписи.
• Расписывание плоскостных силуэтов элементами городецкой, хохломской, гжельской росписи (Ваза - гжель, подносы - хохлома, доски – городец «Доски не простые – веселые расписные».)
• Конструирование из бумаги «Стаканчик. Гжель».
• Барельеф «Тарелка. Хохлома».
• Аппликация «Кокошник. Гжель».
Работа с родителями:
• Подготовка информационного стенда для родителей «Народные промыслы России».
• Привлечение родителей к организации выставки детских работ.
Совместная работа родителей с детьми:
• Рассматривание иллюстраций, презентаций по интернет – ресурсам на тему «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая»».
• Сбор информации и изготовление лэпбуков по теме проекта.
3. Заключительный этап.
1. Организация выставки творческих работ детей и родителей по теме проекта.
2. Наполнение уголка творчества необходимыми материалами для самостоятельной творческой деятельности детей в соответствии с темой проекта.
Результаты реализации проекта:
1. Дети знают историю возникновения росписей. Знают, различают и называют росписи: гжель, хохлому, городецкую.
2. Лепят, рисуют по мотивам народных росписей.
3. У детей появилось желание в самостоятельной творческой деятельности использовать элементы росписей.
4. Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой, демонстрационными материалами.
5. Воспитанники и их родители приняли активное участие в создании лэпбуков на тему «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая»».
6. Организована серия выставок творческих работ детей и родителей по теме проекта.
7. Наполнение уголка творчества необходимыми материалами для творческой деятельности детей
Список литературы и интернет - ресурсов
• Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
• Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М., 2008.
• Косарева, В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.
• Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
• Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
• Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
• Соломенникова О. А. Радость творчества. – М., 2008.
• Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание. 2004. – №6.
• https://nsportal.ru/
• http://www.maam.ru/
• http://ped-kopilka.ru/