Наталья Белогурова
Хохлома на балалайках. Мастер-класс по росписи атрибута «Балалайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Хохлома на балалайках. Мастер-класс по росписи атрибута "балалайка".
Праздников в календаре не счесть,
И в детском саду они конечно есть.
Утренники разные бывают
И дети на них выступают.
Не обойтись без песен, танцев и стихов,
И хорошо, когда набор атрибутов готов.
Но, если вдруг, чего-то не хватает,
Работник ДОУ никогда не унывает!
Смекалка, трудолюбие и вдохновение,
Помогают ему всегда без сомнения!
Н. В. Белогурова
Публикация «Хохлома на балалайках, Мастер-класс по росписи атрибута „Балалайка“» размещена в разделах
- Балалайка
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2017
Работая в детском саду мне нередко приходится заниматься оформительскими работами. В этот раз мне пришлось расписывать балалайки для танца, подготовленного к утреннику.
Балалайка один из любимых музыкальных инструментов русского народа и нередко используется в хореографических композициях. Хорошо, когда они есть или их можно купить в магазине. А что если нет? Если нет финансовой возможности или балалаек нет в наличии в магазинах и ждать очередной завоз не позволяют временные рамки? Неужели отказаться от постановки красивого задорного русского народного танца? Не дать детям прикоснуться к прекрасному наследию предков? Ни в коем случае! Всегда есть выход и можно подобрать подходящий вариант для решения проблем!
Мы решили, заменить игрушечные балалайки имитацией. Очень хотелось, чтобы она была качественной и красивой. Решено было украсить балалайки хохломской росписью.
Народные промыслы я очень люблю, поэтому взялась за работу с большим удовольствием. Хохломская роспись – процесс трудоемкий и требующий особых условий, материалов и приемов, и с этой технологией я знакома не понаслышке. (Не всегда есть возможность использовать вап (жидкая глина, олифу, полуду (алюминиевый порошок, лак – для грунтовки, лужения, лачения изделия, работать с масляными красками и разбавителями.) Но так как времени оставалось совсем мало, то пришлось применить мой адаптированный вариант, который не раз меня выручал. Благодаря ему, время работы было значительно сокращено без потери качества и, что не мало важно, сохранен стиль росписи.
Своим опытом с удовольствием делюсь с коллегами и людьми неравнодушными к творчеству, а для Вас, уважаемые друзья и гости моей странички, я подготовила очередной мастер-класс.
Необходимые материалы и инструменты для работы:
Фанера,
Лобзик,
Наждачная бумага,
Простой карандаш,
Копировальная бумага,
Ручка с не пишущим стержнем,
Эскиз или распечатанный рисунок,
Краска акриловая универсальная для декоративных работ (золото,
Гуашь красная, желтая, зеленая, черная,
Кисти разных размеров (белка,
Лак для дерева,
Поролон (губка для мытья посуды) или широкая кисть.
На бумаге нарисовать силуэт балалайки и вырезать – получится шаблон. Положить шаблон на фанеру и обвести его простым карандашом.
Из фанеры лобзиком выпилить силуэт балалайки. Поверхность, особенно ту, на которой будет роспись, тщательно обработать наждачной бумагой, что бы она была гладкой. Необходимо уделить внимание и краям, так как изделие предназначено для детей, то оно должно быть безопасным и не должно быть острых краев или зазубрин.
Мастера хохломской росписи работают без предварительной прорисовки рисунка простым карандашом – пишут сразу кистью. Но для этого необходимо иметь определенный навык и твердую руку.
В нашем случае, я считаю не зазорно воспользоваться карандашом и сделать предварительный рисунок. Рисунок можно и перенести на заготовку, воспользовавшись копировальной бумагой. На лицевую поверхность кладем лист копировальной бумаги, а сверху, эскиз или распечатанный понравившийся рисунок и аккуратно обводим его ручкой с не пишущим стержнем.
Тыльную сторону балалайки и торцы покрываем краской выбирая цвет в соответствии с замыслом (красный, черный или золото) и даем хорошо высохнуть.
Покрываем заготовку балалайки акриловой универсальной краской для декоративных работ золотого цвета. Даем краске хорошо высохнуть и наносим второй слой.
Если предполагается «фоновая» роспись с мотивом «листок» или «ягодка» и фон будет красным или черным, то можно покрыть «золотом» отдельные участки или элементы. А если будет использоваться «верховое письмо» на золотом фоне, то тогда заготовку необходимо покрыть полностью краской.
Для работы необходимо подготовить гуашь хорошо перемешав ее до такой консистенции, чтобы она была как сметана. Если краску развести жидко, то она будет течь или скатываться, густой тоже не поработаешь, так что надо пробовать и подбирать необходимую консистенцию.
При «фоновой» росписи выполняя мотив «листок», кистью с красной краской обходим листья, стебельки, травинки, оставляя их золотыми.
Когда фон просохнет, можно приступать к прорисовке дополнительных элементов – прожилки, травинки. Прожилки на листьях, «усики» в «травных» мотивах прорисовываем черной краской тонкими линиями. Травинки и другие листочки вдоль стебелька рисуем зеленой краской.
Добавляем украшающие элементы – полоски проводим линию всем ворсом.
При классическом «фоновом» письме на луженую (серебристую) поверхность тонкой кистью с удлиненным мягким ворсом, сначала наносятся контурные очертания композиции, а затем красной или черной краской закрашиваются окружающий фон, а сами мотивы тонко прописываются легкими мазками кисти.
При выполнении росписи «под фон», начинается с прорисовки линии стебля с листьями, цветами или ягодами. Эта работа очень кропотливая и требует большой концентрации внимания и точности движения руки.
«Ягодки» можно выполнить двумя способами. В первом случае, «ягодка» пишется легким мазком красного цвета, а золотой фон просвечивает и вокруг нее закрашивается черный фон. Во втором случае, «ягодка» пишется сверху фона и выглядит насыщенной. Обычно я использую первый вариант, обратилась к нему и в этот раз.
Для росписи других балалаек я использовала «верховое» письмо с «травным» и «цветочным» мотивами.
При «верховом» письме, мастер наносит рисунок красной, черной или зеленой краской на золотой или серебряный фон изделия.
Для выполнения этой росписи мне пришлось заготовки полностью покрыть акриловой краской «золото».
Предварительно нанесла простым карандашом рисунок, и он просвечивал через краску. Роспись начинала красным цветом, а потом продолжала черным. В цветочном мотиве добавила «травку» и использовала зеленый цвет.
Расписав заготовки надо выждать время, чтобы краска хорошо высохла. Покрытие изделия лаком необходимо проводить без присутствия детей, в отдельном помещении, которое можно проветрить. Но вовремя высыхания лака не должно быть сквозняков. Для покрытия заготовки лаком можно использовать широкую кисть, а можно воспользоваться поролоном. Для этой цели подойдет губка для посуды. Свои балалайки я покрывала несколько раз, так как предполагается их активное использование.
Остается только дождаться, когда лак хорошо высохнет.
Кстати, эти балалайки хранятся в изостудии и служат мне прекрасным наглядным пособием при ознакомлении детей с народными промыслами. Ну, и конечно, они стали любимым атрибутом в хореографических постановках на утренниках.
Благодарю за внимание и надеюсь, что мой мастер-класс вам понравился и поможет в творческих начинаниях.