Светлана Антонова
Проект «Народные промыслы Подмосковья»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект для детей подготовительной группы
«Народные промыслы Подмосковья».
Тип проекта : информационно - творческий;
Продолжительность проекта : среднесрочный;
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Публикация «Проект „Народные промыслы Подмосковья“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами Подмосковья, мастерством умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою область за свою страну, богатую славными традициями.
Стадия проекта
Социальная значимость проекта :
Каждый человек родился в определенном месте, которое называет Родиной. Человек без родины – это человек без прошлого, настоящего и будущего. Поэтому важно, чтобы дети росли и созерцали достояние своей страны и своего народа. В связи с научно-технической революцией в мире стали забываться многие вещи и детали, формировавшие культуру нашей страны.
Малая Родина. У каждого она своя, но это родное место, которое определяет многое, если не сказать все! В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви, уважения и привязанности к родным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Популярность народного искусства в наши дни очень велика. Современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполненное светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем.
Подмосковье с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области. Поэтому необходимо приобщать детей к народному творчеству, развивать природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть формировать гармонически развитую личность.
Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Богата земля российская разнообразными народными промыслами.
Цель проекта
Изучить традиционные народные промыслы Подмосковья для дальнейшего использования этих знаний в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с народными промыслами Подмосковья;
2. Дать детям элементарные представления об основных элементах промыслов;
3. Воспитывать интерес к художественному искусству Подмосковья;
4. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
5. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
6. Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
7. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
8. Развивать навыки художественного творчества детей.
Подготовительный этап:
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с промыслами Подмосковных мастеров;
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
- Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Основной этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта :
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
- Познавательная деятельность
- Речевая деятельность
- Художественно-творческая деятельность
- Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Богородская деревянная игрушка»
- «Павлово-Посадские мастера»
- «Веселые матрешки»
-«Что такое Палех?»
- «Гжель сине-голубое чудо»
- «Жестовские подносы»
- «Фарфор Вербилок»
2. Просмотр видеоматериалов: «Гжель», «Народные промыслы Подмосковья – фарфор Вербилок»
Речевая деятельность:
3. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
4. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Узоры гжели».
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Занятие «Знакомство с богородской игрушкой»
3. Рисование «Богородская игрушка»;
4. Занятие "Чудо жостовской росписи".
5. Занятие «В мастерской гжельских художников»
6. Постройки из снега: «Гжельская чашка» «Загорская матрешка»;
7. Знакомство с искусством Палехских и Федоскинский мастеров «Рассмотрим узор на шкатулочке» .
8. Занятие «Путешествие на ярмарку народных промыслов»
9. Занятие «Народные промыслы. Фарфор Вербилок»
10. Занятие «Павловопосадский платок»
11. Занятие «Загорская матрешка».
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры;
2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;
3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Родителям предлагалось помочь со сбором предметов промыслов Подмосковья для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
Заключительный этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве мастеров Подмосковья и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Затраченные ресурсы
Подготовка и проведение проекта 3 месяца
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.