Светлана Лин
Проект «Народные детские подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Народные детские подвижные игры»
Срок реализации проекта : 1 неделя.
Участники проекта : дети старшей группы, родители и педагоги группы.
Цель проекта : создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа через подвижную игру.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Народные детские подвижные игры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм русского народа; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
2. Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
4. Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.
5. Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.
Актуальность темы проекта
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т. е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь. В эти годы ребенок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Народные игры, поэтому так и названы, что они созданы народом и передаются из поколения в поколение. Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.)
Этапы реализации проекта
Этапы Задачи Содержание деятельности Дата
Подготовительный
Подвести детей к теме проекта • Беседа с детьми "Как наши предки собирали урожай" Цели: Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями.
• Организованная совместная деятельность: «В какой одежде ходили прежде». Цели: формирование представлений детей о внешнем виде наших предков.
• Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки». Цели: Расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков.
• Проблемная ситуация: «Народная игра, - что это такое?» Цели: заинтересовать детей темой народных игр; подвести их к выбору темы проекта.
• Анкетирование родителей по теме «Народные детские подвижные игры». Цель: пробудить в родителях интерес к теме народных игр; побуждать проводить совместные игры с детьми.
• Опрос детей по теме «Народные детские подвижные игры». Цель: пробудить у детей интерес к теме народных игр; вовлечение в тему проекта; подвести детей к выбору проекта.
• Выбор темы проекта. Цель: способствовать развитию у детей навыков совместного обсуждения и выбора темы и вида деятельности.
I этап
Организационный Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре русского народа; познакомить родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в группе, объяснить его важность и необходимость • Создание развивающей среды в группе (динамичный уголок национальной культуры русского народа); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы, фотосъемка совместных с детьми игр).
• Задание детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки. Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта.
• Подбор народных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей.
• Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».
• Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры».
Цели консультация для родителей: повышается образовательный уровень родителей.
II этап
Практический Формирование элементарных знаний и представлений об играх родного народа и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать народные подвижные игры в свободной деятельности. • Организованная совместная деятельность: «Игрушки наших бабушек» Цели: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу; продолжать педагогическую деятельность по воспитанию у детей национального самосознания и уважения к другим нациям.
• Игры малой подвижности «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - колечко». Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.
• Игры малой подвижности «Ручеек»; «Арам шим-шим» Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами, разучить заклички к играм; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры.
• Подвижная игра «Гори, гори ясно» (другой вариант). Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
• Подвижная игра «Дятел» Цели: познакомить детей с новой народной игрой и ее правилами, разучить закличку к игре; совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; закреплять устный счет; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении.
• Подвижные игры «Подкиды»; «Вышибалы» Цели: познакомить детей с правилами новых народных игр; разучить заклички к играм; Совершенствовать навыки детей в подкидывании и бросании мяча, его ловле, беге; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры.
III этап.
Заключительный Обобщение опыта работы по теме «Народные детские подвижные игры». • Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице. Домашнее задание: «Нарисуй, как мы играем в народные игры». Домашнее задание для родителей: пополнить архив группы фотографиями совместных игр с детьми.
Приложение
Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»
Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!
1. Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?___
2. Выйдя с ребенком на прогулку, Вы идете…
а) В лес в) В магазин
б) Во двор г) На спортивную игровую площадку
3. Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?
а) Подвижные игры
б) Настольные игры
в) Сюжетно-ролевые игры
г) Другие (Какие)___
4. Какое спортивное оборудование имеется у вас дома?___
___
5. В какие подвижные игры Вы играли в детстве?___
___
6. Как Вы понимаете, что такое народные игры?___
___
7. Перечислите, какие народные игры Вы знаете___
___
8. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? ___
9. Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей?___
Вопросы для детей по теме «Народные детские подвижные игры»
1. Ты любишь играть?
2. В какие игры ты любишь играть?
3. Ты знаешь, что такое народные игры?
4. Какие народные подвижные игры ты знаешь?
5. В какие из них ты любишь играть?
6. С кем ты любишь играть в подвижные игры?
Русские народные подвижные игры
Описание игр «Арам-шим-шим».
Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами: Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Дульсия, Покажи-ка на меня. На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят – поют, танцуют, читают и т. д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если они повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий уходит, а второй начинает игру с начала. Когда в эту игру играют более старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и девочка, и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться. Если же в центре два мальчика или две девочки, то они пожимают друг другу руки.
Игра “Ты катись, весёлый бубен!”
Все встают в большой круг. Ведущая произносит слова: Ты катись, весёлый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого весёлый бубен, тот сейчас… /задание/ и т. д.
Гори, гори ясно.
Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать, кого - нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.
Колечко.
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру
Дятел.
Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зернышко пшеницы,
Не нашел и долбит сук,
Раздается в лесу стук.
Тук-тук-тук!
После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.
Подкиды.
Один из играющих берет в руки мяч и напевает:
Оля, Коля, дуб зеленый
Ландыш белый, зайка серый
Брось!
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
Вышибалы
На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.
Организованная совместная деятельность с детьми
«В какой одежде ходили прежде»
Цели: формирование представлений детей о внешнем виде наших предков и его связи с бытом людей; формирование начальных навыков анализа и сопоставления на примере сравнения одежды русского и других народов; обогащение лексического запаса «панева», «завеса», «убрус».
Оборудование: музыкальное оформление (русские народные песни); альбом с иллюстрациями одежды разных времен и народов; мяч; Лидия Иовлева «Художники в Третьяковской галерее. Виктор Васнецов». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Василий Суриков». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Илья Репин». Трилистник, 2002; Джемс Паттерсон «В какой одежде ходили прежде»; «Русский традиционный костюм. Комплекс с паневой» дидактический материал, игра-лото.
Ход деятельности:
1. Предлагаю посмотреть на меня: "Я - женщина, меня зовут Светлана Павловна. Каждый человек на Земле является либо мужчиной, либо женщиной, а дети - мальчиком или девочкой".
Игра на внимание
Я буду бросать вам мячик, а вы, поймав его, отвечать, кто вы и как вас зовут.
Беседа о элементарных гендерных различиях.
А теперь поговорим о том, чем внешне девочки отличаются от мальчиков и наоборот.
Как вы думаете, что такое внешность? Из чего она состоит? (ответы детей)
Итак: внешность - это наружный облик человека, то есть то, что мы видим.
Повторите (повторяем вместе).
Давайте сравним двух детей - мальчика и девочку (сравнивать одежду, рост, обувь, длину волос, телосложение и другое).
Рассматривание иллюстраций к книгам: Лидия Иовлева «Художники в Третьяковской галерее. Виктор Васнецов». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Василий Суриков». Трилистник, 2002; Галина Чурак «Художники в Третьяковской галерее. Илья Репин». Трилистник, 2002; Джемс Паттерсон «В какой одежде ходили прежде»
2. Знакомство детей с женской одеждой Центральных районов России конца 19 века.
Включить русские народные песни (погружение).
Закройте глаза и представьте, что вы живёте в Древней Руси. Вокруг вас стоят старинные избы, вы играете на зелёной лужайке. На вас славянская одежда: у девочек сарафаны длинные, разных цветов, в косичках ленты и широкие штаны с косоворотками у мальчиков, у всех на ногах лапти.
Посмотрите, что происходит у вокруг вас? Представили?
В то время как у детей закрыты глаза, воспитатель вывешивает костюм с паневой.
А теперь откройте глаза. Вот в такой одежде ходили ваши пра – пра – пра бабушки.
Дети подходят рассматривают, трогают костюм, воспитатель отвечает на вопросы детей, знакомит их с понятиями: панева, завеса, убрус.
3. Итог: Дидактическая игра «Русский национальный костюм. Комплекс с паневой». Создание музея русской народной игрушки.
Организованная совместная деятельность
«Игрушки наших бабушек»
Цели: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу; продолжать педагогическую деятельность по воспитанию у детей национального самосознания и уважения к другим нациям.
Оборудование: соломенные игрушки, тряпичные игрушки, куклы – обереги, глиняные игрушки, матрешки, фотоальбом с описанием «Матрешки», Итта Рюмина «Куклы наших бабушек», Издательство «Малыш», Москва, 1989.
Содержание совестной деятельности
Деятельность проводится посредством рассказа воспитателя детям при одновременном рассматривании детьми соответствующих моменту рассказа игрушек.
Соломенные игрушки.
Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла, применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Вставили пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.
В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.
Куклы-обереги.
Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.
Тряпичные игрушки.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.
С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.
Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.
Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).
Глиняные игрушки.
Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлуднёвские.
Матрешка.
По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точёную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена.
Вывод:
В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.
Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.
В начале проведения проекта и в конце был проведен опрос детей по теме подвижных игр.
Вопросы для интервью с детьми
Вопросы Начало проекта Окончание проекта
Ты любишь играть?
В какие игры ты любишь играть?
Ты знаешь, что такое народные игры?
Какие народные подвижные игры ты знаешь?
В какие из них ты любишь играть?
С кем ты любишь играть в подвижные игры?