Папки-передвижки

Проект «Народная культура и традиции татарского и русского народов»

Галина Княжеченко
Проект «Народная культура и традиции татарского и русского народов»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект "Народная культура и традиции татарского и русского народов"

Вид проекта : информационно-творческий, краткосрочный, коллективный.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Сроки реализации: две недели.

Образовательная область: патриотическое воспитание.

Темочки:

Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Актуальность:

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Цель проекта : Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.

Задачи проекта :

• Расширять представление о национальной культуре татар и русских.

• Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

• Создание образовательной - культурной среды в группе : пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар и русских"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.

• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

• Развивать творческие способности детей.

Планируемый результат.

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов.

Углубление жизненного опыта.

Знание правил народных игр, умение в них играть.

Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1 -ая неделя проекта.

Тема: «Культура и традиции татар».

Понедельник.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

1. Беседа.

Тема: Народная культура и традиции татар.

Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.

Задачи:

• Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.

• Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

• Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

2. Художественное творчество: Рисование.

Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.

Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.

Задачи:

• Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.

• Воспитывать любовь к народному искусству.

• Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

Вопросы к занятию:

- Люди каких национальностей живут в нашей стране?

- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?

- Каким узором будем украшать?

- Какие элементы татарского узора вы знаете?

- Какие цвета в татарском орнаменте?

1. Рассматривание образца.

2. Объяснение и показ способов и этапов работы.

3. Работа детей.

4. Анализ занятия.

3. Музыка.

Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»

Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.

Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Вечер:

Татарские народные игры :

"Перетяни канат".

"Не пролей воды".

Изучение пословиц и поговорок татарского народа.

Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.

Вторник

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Коммуникация: Развитие речи.

Тема: Татарский национальный костюм.

Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетейка, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;

Задачи:

• Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;

• Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

2. Художественное творчество: лепка.

Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).

Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.

Задачи:

• Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя;

• Развивать зрительную – двигательную координацию;

• Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.

Вечер

Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».

Чтение сказки «Три дочери»

Цель: назвать русские слова по-татарски.

Среда.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Познание: Окружающий мир.

Тема: "Народные праздники татар"(презентация).

Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.

• Формировать основы праздничной культуры татарского народа.

• Воспитывать патриотические чувства.

Вечер:

Экскурсия в музей детского сада.

Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.

Четверг.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Художественное творчество: аппликация.

Тема: Украшаем сапожек (читек).

Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором : «тюльпан» и «листок».

Задачи:

• Развивать умения создавать орнамент из трех частей;

• Знакомство с народной культурой;

• Воспитывать аккуратность;

Вечер:

Изучение танца "Сабантуй"

, Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.

Отгадывание загадок.

Задачи:

• Воспитывать уважение к ответам товарищей.

• Развивать дослушивать загадку до конца.

• Учить понимать смысл загадки.

Пятница.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Музыка.

Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная».

Вечер:

Мини концерт с участием детей.

Выставка "Татарские национальные блюда".

Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2 -я неделя проекта.

Тема: "Русский народ - великий народ".

Понедельник.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

1. Беседа.

Тема: "Паровозик дружбы".

Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.

Задачи:

• Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.

• Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.

• Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.

2. Художественное творчество: Рисование.

Тема: «Русский сарафан».

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Задачи:

• Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

• Вызвать интерес к жизни своих предков;

• Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Вопросы к занятию:

- Какую одежду одевали русские девушки?

-Из какой одежды состоит женский народный костюм?

-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?

1. Рассматривание образца.

2. Объяснение и показ способов и этапов работы.

3. Работа детей.

4. Анализ занятия.

3. Музыка.

Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».

Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.

Задачи:

• Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;

• Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;

• Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Вечер:

Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".

Слушание народных песенок, закличек, потешек.

Вторник

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Коммуникация: Развитие речи.

Тема: «Русский национальный костюм».

Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;

Задачи:

• Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;

Обогащать словарный запас: запон (фартук, оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

• Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;

• Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Словарь: запон (фартук, оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

2. Художественное творчество: лепка.

Тема: Лепка дымковского коня.

Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек;

Задачи:

• Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;

• Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;

Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.

Вечер:

Дидактическая игра "Сказочная мозаика".

Инсценировка сказки "Гуси лебеди".

Среда.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Познание: Окружающий мир.

Тема: Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".

Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.

Задачи:

• Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;

• Познакомить детей с элементами быта предков;

• Вызвать интерес к русским традициям;

• Воспитывать доброту и любовь друг к другу;

Вечер

Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".

Чтение русских народных сказок "Снегурочка".

Четверг.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Художественное творчество: аппликация.

Тема: Русская матрешка.

Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.

Задачи:

• Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;

• Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;

• Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

• Прививать любовь к русской культуре;

Вечер:

Разучивание русского хороводного танца «Карусель».

Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".

Пятница.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

1. Беседа.

Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".

Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.

Просмотр проекта : Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2. Музыка.

Тема: Разучивание частушек.

Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни, с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.

Вечер:

Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.

Анализ и обобщение полученных результатов.

Создание мини музея.

Ожидаемые результаты:

• Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на территории России, культуры поведения дошкольников;

• Раскрытие индивидуальности ребенка;

• Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Совместное творчество детей с родителями.

Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф»Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф» Цели: воспитание национальной памяти, формирование у детей внимания к духовной культуре, интереса и уважения к историческому прошлому, приобщению.

«Культура и быт малых народов Севера». Сценарий познавательно-развлекательной программы для учащихся начальных классов "Культура и быт малых народов Севера" (40 минутная программа для учащихся начальных классов) Сегодня мы предлагаем поговорить о крайнем.

Отчёт по проекту «Традиции Народов Урала»Отчёт по проекту «Традиции Народов Урала» Отчёт по проекту "Традиции Народов Урала" (за 1 полугодие). Педагог: Цареградская Анна Сергеевна. Подготовительная группа "Б". В этом.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народная культура и традиции татарского и русского народов»
Опубликовано: 28 января 2020 в 20:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Народная культура и традиции татарского и русского народов»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Княжеченко (УИ 194732) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД