Маргейм Надежда Анатольевна
Проект «Народная культура и традиции татарского и русского народа» в старшей группе
Сроки реализации: 1 неделя (с 11 по 15 октября)
Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательный и творческий
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный работник.
Возраст проектной группы: 5-6 лет.
Проблема:
Публикация «Проект „Народная культура и традиции татарского и русского народа“ в старшей группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Татарстан
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
Дети практически не знакомы с культурными традициями татарского и русского народа с народными игрушками, играми, танцами, устным народным творчеством.
Актуальность проекта:
Без знаний своих корней, традиций татарского и русского народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, татарского и русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы и открыты.
Приобщение детей к культурным ценностям и традициям татарского и русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.
Цель проекта:
Формирование у детей познавательного интереса к татарской и русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
• Расширять представление о национальной культуре татар и русских.
• Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар и русских".
• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
• Развивать творческие способности детей.
Этапы работы над проектом:
1 Этап – подготовительный:
-Определение цели и задач проекта
-Разработка комплексно-тематического плана
-Анализ, имеющихся условий в группе, в детском саду
-Создание условий для работы
-Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта
-Беседа с детьми о выявлении знаний по заявленной теме проекта, обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию.
-Ознакомительная консультация для родителей о проекте
-Привлечение родителей к сбору загадок, стихов, пословиц, поговорок по теме проекта.
2 Этап – основной, практическая деятельность
Беседы
1.«Народная культура и традиции татар»
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.
2. «Паровозик дружбы»
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.
3. «Музыкальные инструменты татарского и русского народа»
Цель: Знакомство с музыкальными инструментами татарского и русского народа.
4. «Какие народные праздники вы знаете»;
5.«Народные игрушки татарского и русского народа»;
Викторина: «А знаем ли мы»
Чтение стихотворения: «Стихи о Рождестве», А. Фет; «Блины» Д. Кузнецова;
Разучивание татарских и русских: потешек, закличек, пословиц;
Игра-ситуация: «Умей в гости звать и умей угощать»;
Сюжетно-ролевая игра: «У нас праздник»; «К нам гости пришли», «Ярмарка»
Дидактическая игра: «Кувшин доброты»; "Сказочная мозаика", «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».
Рисование:
- «Славянские узоры на платье»;
-«Украшение доски» элементами городецкой росписи;
-«Веселые матрешки»; «Украшение фартука татарским национальным орнаментом», «Русский сарафан».
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Горелки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк», «Тень, тень, потетень», «Пугало», игра-забава «Перетягивание каната»; «Бабка –Ёжка», «У дедушки Трифона».
Инсценировка сказки: "Гуси лебеди".
Татарские народные игры: "Перетяни канат".
"Не пролей воды".
Экскурсия: Музей русского народного быта
Рассматривание: иллюстраций, рисунков костюмов татарского и русского народа.
Народные игры: "Олени и пастух", "Море волнуется".
3 этап – заключительный
- анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-творческой деятельности.
- выявление полученных знаний у детей о народных традициях и русской культуре;
- итоговое развлечение «Татарское гостеприимство».
Комплексно-тематический план
Понедельник
1. Познавательное развитие (ФЦКМ)
Тема: «Народная культура и традиции татарского и русского народа» (презентация).
Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского и русского народа, обычаях, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Задачи:
• Познакомить детей с традициями и обычаями татарского и русского народа.
• Формировать основы праздничной культуры татарского и русского народа.
• Воспитывать доброту и любовь друг к другу;
2. Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.
Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.
Задачи:
• Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
• Воспитывать любовь к народному искусству.
Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.
Вопросы к занятию:
- Люди каких национальностей живут в нашей стране?
- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?
- Каким узором будем украшать?
- Какие элементы татарского узора вы знаете?
- Какие цвета в татарском орнаменте?
3. Физическое развитие
Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона"
Татарские народные игры:
"Перетяни канат". "Не пролей воды".
Вторник
1. Речевое развитие
Тема: Татарский и русский национальный костюм.
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;
Задачи:
• Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
• Обогащать словарный запас: запон (фартук, оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
2. Познавательно развитие. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
Тема: «Русский национальный костюм» Цель: Познакомить с русским национальным костюмом. Изготовление из бумаги в технике оригами русский национальный костюм.
Задачи:
Образовательная:
• Формировать знания об истоках русских национальных традиций, знакомить с некоторыми предметами русского национального костюма.
Развивающая:
• Развивать познавательный интерес, расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Воспитательная:
• Формировать нравственные качества детей, воспитывать уважение к народным традициям.
3. Художественно-эстетическое развитие (лепка)
Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).
Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.
Задачи:
• Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя;
• Развивать зрительную – двигательную координацию;
Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.
Среда
1. Познавательное развитие (ФЭМП)
Тема: «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»
Цель: познакомить с предметами старины средствами занимательной математики, формировать познавательную активность.
Задачи: закреплять навыки счёта количественного и порядкового в пределах 5;
закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов по числу и раскладывать на полосках;
закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги;
закреплять знания о геометрических фигурах;
развивать наблюдательность, смекалку, тренировать память и внимание.
3. Музыкальное развитие
Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»
Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.
Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Четверг
1. Речевое развитие
Тема: «Народная культура и традиции русского народа»
Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.
Задачи:
- расширение знаний о культуре и традициях русского народа;
- закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;
- знакомство с лекарственными растениями;
- развитие логического мышления;
- умение участвовать в русских народных подвижных играх;
- обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;
- воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;
- развитие устной речи.
2. Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Русский сарафан».
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Задачи:
• Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
• Вызвать интерес к жизни своих предков;
• Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Вопросы к занятию:
- Какую одежду одевали русские девушки?
-Из какой одежды состоит женский народный костюм?
-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?
3. Физическое развитие
Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
Пятница
1. Музыкальное развитие
Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».
Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.
Задачи:
• Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;
• Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Тема: Разучивание частушек.
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни, с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
2. Физическое развитие
Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".
Работа с родителями
- консультация «Приобщаем детей к народным традициям»;
- Выставка работ с совместной деятельности детей и родителей, аппликация из цветной бумаги «Татарский платок»
- Помощь в подготовке к развлечению «Татарское гостеприимство»