Харченко Татьяна Юрьевна
Проект «Зимушка-зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.
Сроки реализации: декабрь, январь, февраль 2020-2021г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Зимушка-зима!" Дать детям знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Задачи:
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
Публикация «Проект „Зимушка-зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
• Уточнять и расширять знания об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, их умении приспосабливаться к зимним условиям жизни.
• Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
• Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
• Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающего мира. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы дети получали удовольствие от зимы.
Ожидаемый результат:
• повышение познавательной активности
• усвоение необходимых знаний о зиме
• формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
. Формы реализации проекта:
• Занятия.
• Беседы.
• Наблюдения.
• Досуговая деятельность.
• Игровая деятельность.
• Исследовательская деятельность.
• Продуктивная деятельность детей.
• Чтение художественной литературы.
I этап – подготовительный
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический):
Дидактические игры:
• «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
• «Кто что делает зимой»
• «Найди по следу»
• «Найди такую же снежинку»
• «Что изменилось?» (заметить, что изменилось в природе)
• «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
• «Времена года»
• «Узнай по описанию»
• «Найдите и покормите зимующих птиц»
• «Когда это бывает»
• «Что сначала, что потом».
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Подвижные игры:
«Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».
Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам.
Ознакомление с окружающим: «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей».
Конструирование и ручной труд: «Зимняя сказка» (аппликация из картона и тюля, «Новогодняя гирлянда», «Снеговик».
Беседы:
• «Как живут птицы зимой»,
• «Встреча с зимой»,
• «Зима в нашем крае»,
• «Почему мне нравится зима».
• «Как звери в лесу зимуют».
• «Как зимуют домашние животные»
• «Как человек помогает зимой животным в лесу».
• «Почему скрипит снег?»
• «Помоги птицам».
• «Зачем зимой снег»
• «Осторожно! Зимние травмы»
• «Как заботиться о здоровье зимой».
• «Откуда идёт снег»
Наблюдения:
• за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
• за красотой и богатством зимних красок
• за птицами
• за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Что изменилось?» (заметить, что изменилось в природе, «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Зимние забавы на улице. Экскурсия в зимний парк.
Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.
Чтение художественной литературы:
• Н. Сладков «Суд над декабрём»
• В. Одоевский «Мороз Иванович»
• С. Иванов «Каким бывает снег»
• Е. Трутнева «Первый снег»
• К. Бальмонт «Снежинка»
• Г. Снегирёв «Про птиц»
• Н Сладков «Еловая каша»
• В. Зотов «Клёст», «О птицах»
• В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
• С. Маршак «Двенадцать месяцев»
• Бр. Гримм «Госпожа Метелица»
• Загадки о зимних явлениях в природе
• Пословицы и поговорки о зиме.
Рассказывание детей по темам:
• «Приметы зимы»,
• «Кому нужна зима»,
• «Если бы не было зимой снега…».
• Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов
Непосредственно образовательная деятельность.
Развитие речи: «Зимний лес»; ознакомление с окружающим миром: «Зима в лесу»; интегрированное занятие: «Зимушка-зима!»
Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
Трудовая деятельность:
• Заготовка корма для птиц
• Подкармливание птиц.
• Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
• С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
• Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
• Расчистка дорожек от снега.
• Постройка из снега.
Творческая мастерская.
• Вырезывание снежинок.
• Оформление группы к новогоднему празднику.
• Лепка снежинки.
• Вернисаж: «Зимушка-зима»
• Рисование: «Деревья в инее».
• Рисование «Снежинки - балеринки»
Аппликация: «Заснеженный дом», «Веселый снеговик», «День Рождения Деда Мороза».
Лепка: «Зимние деревья», «Как мы играем зимой», «Девочка в длинной шубке».
Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»
Работа с родителями:
• «Столовая для птиц" - изготовление кормушек для птиц.
• Оформление папки-передвижки «Прогулки зимой».
• Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы».
• Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
• Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»
• Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
• Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»
• Конкурс семейных новогодних поделок,
• Организация выставок детских работ
Результаты проектной деятельности:
• Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
• познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
• овладели расширенным словарным запасом;
• имеют представление о природе родного края;
• знакомы с правилами безопасного поведения на природе;
• разработаны рекомендации для родителей.
III этап – заключительный.
Конкурс новогодних поделок.
Новогодний утренник.
Творческие работы с детьми.
Конкурс стихов о зиме.