Елена Горбачёва
Проект «Волшебный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
(недельный)
по театрализованной деятельности
для детей средней группы
«В гостях у театра».
Номинация: групповой проект.
Разработала:
Горбачева Е. В.
воспитатель I категории
Название проекта : «В гостях у театра».
Актуальность.
Публикация «Проект „Волшебный мир театра“» размещена в разделах
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
У большинства дошкольников к 5 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности, а, скорее всего, преобладает безразличие. Поскольку театр отражает явления окружающей действительности, то недостаточно сформированные знания по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность подробней поработать как с детьми, так и с их родителями.
Цель и задачи.
Цели:
Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.
Задачи:
1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
7. Пробудить интерес детей к театру.
8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса).
9. Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.
10. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
Предварительная работа.
1. Определение сроков проекта : разработать и реализовать проект.
2. Подобрать методическую литературу, соответствующую теме проекта.
3. Подобрать детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры на тему
«театр».
4. Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта :
Словесные:
•беседы;
•чтение художественной литературы;
•дидактические игры;
•подвижные игры;
•наблюдения.
Наглядные:
•сбор иллюстраций,
•подготовка презентации на данную тему.
Характеристика проекта :
Вид/тип проекта – групповой, творческий, игровой.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители
Продолжительность проекта : недельный.
Сроки реализации проекта : с 20.03.2023 по 24.03 2023 год.
Возраст детей: 4-5 лет.
Ожидаемые результаты:
1. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
2. Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
3. Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в играх - драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении художественных произведений и т. д.
4. В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит).
5. После просмотра спектакля, оценить игру актёров (используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки).
6. У детей и родителей появляется интерес к истории театра. Родители вместе с детьми изготавливают театр своими руками. Развиваются артистические способности детей.
Этапы проекта
IЭтап. Подготовительный:
Сбор литературы по данной теме, составление плана работы, разработка проектов.
II Этап.
Основной этап:
1)Консультации для родителей.
2)Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.
3) Беседы с детьми
4) Знакомство с театральными профессиями
5)Артикуляционная гимнастика.
6)Сюжетно-ролевые игры
7) Восприятие художественной литературы и фольклор: чтение стихотворения Агнии Барто «В театре».
8)Чтение, обсуждение и пересказ (с помощью пальчикового театра)
9)Психогимнастика
10)Аппликация
11) Рисование
12) Лепка. Коллективная работа 13)Настольные игры
15) Театр на палочках- придумывание своей истории
16) Показ масочного театра
17) Театр на фланелеграфе
18) Посещение с детьми Костюмерной в детском саду.
19) Работа с родителями группы: «Театр своими руками».
«Три медведя».
III Этап.
Заключительный:
- Инсценировка по сказке «Заюшкина избушка».
-Закрепление знаний путем составление рассказа «Я ходил в театр».
-Изготовление родителями пальчикового театра из фетра.
Этапы реализации:
Понедельник: Беседа с детьми «Что такое театр?»
Чтение известных сказок.
Артикуляционная гимнастика «Трубочка и улыбка»
Рисование «Нарисуй эмоцию»
Настольные игры (пазлы) «Любимые сказки», «Волшебные сказки»
Театр «Смешарики» - придумай свою историю.
Вторник: Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Посещение Костюмерной комнаты.
Показ масочного театра.
Чтение стихотворения А. Барто «В театре.»
С-р игра «В театре»
Среда: Беседа «Здравствуй, театр».
Чтение, обсуждение, перессказ (пальчиковый театр «Три медведя», «Колобок».
Психогимнастика «Разные лица».
Аппликация «Наш клоун — артист».
Настольная игра -пазлы «Собери сказку».
Четверг: Беседа «Культура поведения в театре.»
Настольная игра-лото «Театр настроения».
Театр на фланелеграфе «Пых», «Колобок».
Лепка — коллективная работа «Колобок. Главные герои».
Пятница: Исценировка сказки «Заюшкина избушка».
Изготовление родителями пальчикового театра из фетра «Три медедя".
Вывод: проект был направлен на создания интереса родителей и детей к театру, миру волшебства и загадочности.
В ходе проекта дети и родители узнали об истории театра, также узнали, о том, что бывают разные виды театра.
Родители группы приняли активное участие в изготовлении «Театра своими руками».
Обогатилась предметно-развивающая среда, благодаря усилиям и помощи родителей группы.
Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, большинство детей перестали боятся выступать перед зрителями.
Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания, потому что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества.
Иначе говоря, проект «В гостях у театра» позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.
Приложения:
Беседы «Что такое театр?», «Здравствуй, театр», «Культура поведения в театре».
Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10)
Артикуляционная гимнастика «Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10
Артикуляционная гимнастика «Конфетка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну. То в другую щеку так, чтобы под щекой была твердая конфетка.
Артикуляционная гимнастика «Длинный язычок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Высунуть изо рта как можно длиннее язык и удерживать его в таком положении 10сек.
Сюжетно-ролевая игра «В театре».
Цель: Учить детей организовывать сюжетно- ролевую игру. Продолжать знакомить детей с театром, основными театральными понятиями.
Задачи: Учить правильно взаимодействовать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре. Пополнить словарный запас (сцена, зрительный зал, гардероб, фойе, билетер, занавес, актеры, аплодисменты). Учить разыгрывать и развивать сюжет, выполнять ролевые действия. Развивать навыки интонационной выразительности речи при драматизации произведения (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение передавать повадки и характер героев мимикой, жестами, интонацией) Воспитывать интерес к театру и театральной деятельности.
Чтение стихотворения Агнии Барто «В театре».
Цель: закреплять умение детей внимательно слушать, понимать характер героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью, отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
Чтение, обсуждение и пересказ (с помощью пальчикового театра) сказок «Три медведя», «Колобок».
Цель: развитие умения разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).
Задача: формировать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Содействовать разностороннему развитию детей. Формировать умение двигаться по кругу в танце, выполнять подскоки. Развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности.
Психогимнастика «Разные лица».
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.
Аппликация «Наш клоун-артист».
Цель: учить детей путем аппликации создавать образ веселого человечка – клоуна, выполнять работу последовательно и аккуратно.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представление детей о клоунах, как еще одних артистах;
- продолжать учить складывать целое изображение из частей, наклеивать готовые заготовки в определенной последовательности, опираясь на образец.
Развивающие:
- развивать умение пользоваться клеем, аккуратно выполнять работу;
- развивать мелкую моторику рук, внимание, ориентировку на листе бумаги.
Воспитательные:
- воспитывать чувства сопереживания, готовность прийти на помощь;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.
Материал и оборудование: конверт с письмом, портрет клоуна, фото героев из мультфильма «Маша и медведь», готовые детали клоуна на каждого ребенка, клей, салфетка
На столе лежит конверт. Воспитатель обращает внимание детей на письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Интересно, кто его прислал? Посмотрим. А, это письмо прислали нам герои известного и любимого мультфильма «Маша и Медведь». Воспитатель открывает конверт. Вытаскивает из конверта рисунок с изображением героев, достает письмо и зачитывает его.
«Здравствуйте дорогие ребята. Пишут вам ваши любимые герои Миша, Маша и Тигр Усатый полосатый. Мы очень часто выступаем на сцене, ездим по гастролям. И вот на одних из гастролей у нас случилась беда. Потерялся наш артист и друг – Клоун. Мы искали его везде, но все напрасно. И тут мы придумали, может нам написать объявление, что потерялся Клоун и сделать его портрет. Только где нам взять столько объявлений. Ребята, а давайте вы нам поможете сделать такие объявления. Отправляем вам портрет нашего друга».
Воспитатель достает портрет Клоуна.
Воспитатель: Ну что ребята мы поможем нашим героям отыскать их друга. Для этого каждому из вас нужно сделать объявление. А потом мы их отдадим Мише и Тигру, а они их развесят в разных местах. А теперь давайте внимательно рассмотрим портрет Клоуна. И я вам предлагаю помочь мне собрать портрет клоуна. Воспитатель достает детали портрета клоуна и предлагает детям собрать его по образцу. При сборе рисунка комментировать детали портрета.
Воспитатель: вот какой замечательный клоун у нас получился. Похож он на портрет, который прислали нам наши герои. А давайте мы с клоуном поиграем.
Проводится физкультминутка.
На арену клоун вышел. (шагают на месте)
Кто из нас о нем не слышал? (разводят руки в стороны)
Поклонился, улыбнулся, (выполняют движения по тексту)
Потянулся, повернулся.
Он присел, потом привстал,
Головою покачал.
Мы захлопали в ладоши,
Значит, клоун был хороший, показывают «класс» большим пальцем руки)
Воспитатель: Ребята! Теперь я вам предлагаю занять свои места и сделать портрет клоуна на объявлении. Заготовка объявления у вас лежит на столе. Детали находятся в тарелочках. Приступаем к работе.
Дети выполняю работу. Затем рассмотреть все портреты, оценить их, сравнить с оригиналом. Расспросить для чего они выполняли эту работу.
Воспитатель складывает портреты в коробку и говорит, что отдаст из Мише и Тигру.
Подведение итогов занятия: спросить детей о том, какая помощь требовалась героям? О каких героях шла речь? Что детям понравилось больше всего? Учить детей замечать в выполненных работах красоту, поднимать настроение ребятам от выполненных работ.
Рисование «Нарисуй эмоцию»
Интеграция образовательных областей:
«Художественное творчество» (рисование, «Познание»(формирование целостной картины мира, «Речевое развитие».
Цель: познакомить детей с различными видами эмоций. Воспитывать самостоятельность и интерес при работе с красками. Учить детей правильно определять мимику лица, при выражение различных эмоций.
Задачи:
Образовательные: научить распознавать эмоции, обучить умению графически изображать различные эмоциональные состояния.
Развивающие: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Развить логическое мышление, воображение, память, творчество.
Речевые: Развивать связную речь, участвовать в обсуждениях, учиться отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Воспитательные: Воспитывать интерес к рисованию, к изображению эмоций.
и оборудование:
Зрительный ряд: Иллюстрации с изображением различных эмоций.
Раздаточный материал: заготовки для каждого ребенка с изображением лица-маски (без бровей и губ, краски, кисточки, салфетки, стаканчики с водой.
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на мольберт, на котором весят карточки с изображением различных эмоций.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы должны угадать эмоцию.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется выражение лица при определенной эмоции.
Дидактическая игра "Угадай эмоцию"
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Подведение итогов
- С чем мы сегодня познакомились?
- Какие эмоции узнали?
- Как меняется лицо, при определенной эмоции, которую испытывает человек?
- Что рисовали мы на шаблонах?
- С какими эмоциями мы подводим итог занятия?
Лепка. Коллективная работа «Колобок»
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
Цель: Развивать творческое воображение детей; создавать условия для развития творческих способностей; развивать у детей способность к созданию собственного замысла.
• Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
• Закреплять знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания;
• Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику;
• Учить составлять композицию по литературному произведению;
Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений;
• Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с пластилином.
Материалы: пластилин, стеки, иллюстрации к сказке «Колобок», иллюстрации с изображением диких животных.
Предварительная работа: Чтение сказки «Колобок»; беседа по сказке; просмотр иллюстраций, просмотр мультфильма.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
Давайте ребята сегодня мы с вами вспомним русскую народную сказку «Колобок». Мы много раз её читали.
Воспитатель: А загадки мои отгадаете?
Приготовили ушки на макушки слушаем внимательно, руку поднимаем.
Любит очень есть морковку,
Грызёт капусточку он ловко,
Белый, серый и косой,
Кто же осенью холодной
Ходит очень голодный?
Из куста зубами щёлк,
Это зубастый, серый… (Волк).
Зимой в берлоге спит
И немножечко храпит.
А проснётся — давай реветь,
А зовут его. (Медведь).
Кур в деревне крадёт. (Лиса)
Молодцы! Я сегодня предлагаю вам слепить персонажей из этой сказки. Мы с вами рассматривали иллюстрации сказки «Колобок», я предлагаю вам сегодня окунутся в мир лепки и стать творцами.
Первый стол будет лепить волка, второй стол – медведя, третий стол – лису, четвертый-зайца, пятый-колобка и дерево.
Вы очень способные и я уверена у вас всё получится.
Распределить по желанию детей, кто какое животное хочет лепить.
Объяснение к работе:
Давайте вместе вспомним, из каких частей состоят животные (ответы детей). Правильно, из туловища, головы, лап и хвоста. На наших столах лежит пластилин. Надо разделить его на три части. Одна часть должна быть чуть побольше, а две другие части – одинаковые. Из большей части вы слепите туловище, из другой части голову, а последнюю часть надо разделить на пять равных частей, это будут лапы и хвост.
Вы очень способные и я уверена у вас всё получится.
Распределить по желанию детей, кто какое животное хочет лепить.
Пальчиковая гимнастика с совместным проговариванием «Колобок»
Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)
тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)
А потом его катаем, (катаем)
На окошко сажаем. (раскрывают ладони)
Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)
Укатился озорник! (вращение кистями)
С чего мы начинаем лепить? (с туловища). Почему? (потому, что к нему будем присоединять все части). Как мы будем лепить туловище, на что оно похоже? (на овал). Правильно, туловище овальное. Раскатываем овал.
А голова на что похожа? (на круг). Раскатываем круг.
Теперь мы их соединяем и примазываем, чтобы голова крепко держалась. Мордочку у животных вытягиваем. А ушки соединяем и прищипываем. Что же осталось нам слепить? (лапы и хвост). Сколько лап у животных? (четыре). Мы сделаем их из шариков. Но нам понадобится пять шариков. Пятый шарик будет для хвоста медведя, а для хвостов лисе и волку возьмите пластилина побольше. Чтобы слепить дерево, нужно скатать колбаску, зауженную немного кверху, путем приплющивания сделать крону дерева, соедить со стволом и скатать маленькие яблочки.
Ребята лепят и складывают композицию.
Итог: Посмотрите, ребята, какие симпатичные персонажи у нас получились. Давайте их поставим на нашу полянку.
Посмотрите, какую красивую картину мы слепили вместе.
Настольные игры: пазлы «Любимые сказки», «Волшебные сказки», «Собери сказку»; лото «Театр настроения»
Цель: развивать память, развитие речи, логическое мышление, дружеские отношения детей в игре.
Театр на палочках «Смешарики»
Цель: учить детей придумывать свою историю про главных героев - смешариков, учить обыгрывать сюжет истории, вызвать радостное настроение от показа театра.
Показ масочного театра «Маша и медведь»
Цель: развивать интерес к театрализованной игре, путём активного вовлечения детей в игровые действия, желание попробовать себя в разных ролях. Развивать воображение, творчество, помочь детям понять, что можно по-разному сыграть роль, передавая смену эмоций и переживаний в разных обстоятельствах в ходе обыгрывания сказки.
Театр на фланелеграфе «Пых», «Колобок»
Цель: знакомство детей с одним из видов театра «На фланелеграфе», вызвать чувство радости, создать веселое настроение, учить детей отвечать на вопросы сказки.
Посещение с детьми
Костюмерной комнаты в детском саду.
Цель: познакомить детей с костюмерной комнатой, рассказать, показать какие костюмы, атрибуты имеются для выступлений, заинтересовать детей, показать некоторые костюмы, чтобы дети смогли назвать каких героям из сказок они подходят.
Работа с родителями группы:
«Театр своими руками».
Цель: изготовление родителями для театрализованной деятельности в группе пальчикового театра из фетра «Три медведя».
Исценировка р. н. с. «Заюшкина избушка»
Цель: способствовать развитию творческого потенциала детей;
Образовательные: Создавать условия для проявления положительных эмоций;
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.