Галина Милаева
Проект «Важные и нужные профессии Атяшевского района»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша жизнь меняется очень быстро: уже умерли некоторые профессии и родились новые, о которых знают даже не все взрослые. Ребенок должен научиться ориентироваться в многообразии профессий, знать их специфику для того, чтобы впоследствии суметь осуществить осознанный выбор направления профессиональной деятельности.
Публикация «Проект „Важные и нужные профессии Атяшевского района“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Динамичность развития современного общества обусловила изменения требований к качеству образования, к личности, взращенной отечественной системой образования. В связи с этим идея формирования успешной личности, быстро адаптирующейся к меняющимся обстоятельствам социальной действительности, стала превалирующей идеей образования. Воплощение данной идеи в практике воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, несомненно, связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и его основополагающего принципа, направленного на приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи. Нельзя не заметить, что реализация данного принципа невозможна без включения ребенка дошкольного возраста в систему ранней профориентации.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего, четких представлений о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения процесса позволит ребенку понять его ценность (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т. п.).
Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Дошкольник тоже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка дошкольного возраста, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной образовательной области.
Детский сад является первоначальным звеном единой непрерывной системы профориентационной работы. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации, чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в ознакомлении ребенка с различными видами труда.
Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем более разнообразны будут приобретенные ребенком в период дошкольного детства умения и навыки, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка.
Таким образом, актуальность работы по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста определена следующими факторами:
необходимостью модернизации традиционных подходов к проблеме трудового воспитания, обусловленную, во-первых, возрастающей степенью технологизации всех сфер человеческой деятельности, а во-вторых, влиянием экономического кризиса на социальную составляющую нашей жизнедеятельности;
отсутствием на современном рынке образовательных услуг качественных образовательных продуктов, не только представленных в цифровом формате, но и прошедших комплексную оценку качества и рецензирование в соответствующих образовательных сообществах;
социальным запросом на оптимизацию процесса социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством ранней профориентации;
необходимостью создания современной модели организации работы по ранней профориентации с детьми старшего дошкольного возраста;
необходимостью качественного методического обеспечения процесса ранней профориентации дошкольника.