Анна Абильмажинова
Проект на тему «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
на тему :» Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование».
Вид проекта : познавательный, творческий, групповой, среднесрочный;.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители детей.
Срок реализации проекта : 2 месяца
Место проведения: МАДОУ ЦРР д/с №66 «Яблонька»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Публикация «Проект на тему „Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Задачи:
• -Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
• -Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
• -Развивать наблюдательность;
• -Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать;
• -Развитие умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;
• -Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;
• - Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности;
• -Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, при проведении опытов и экспериментов;
• -Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
• -Повысить компетентность родителей в познавательном развитии дошкольников;
• -Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Актуальность:
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование. Опыты и эксперименты вызывают у детей огромный интерес. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Чем разнообразнее и интересней поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем самым его развитие происходит быстрее и полноценнее. Дети в дошкольном возрасте, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать и т. п.
В младшем дошкольном возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, о распространении звука в воздухе и воде, как замерзает вода зимой и т. д.
Опыты, которые самостоятельно проводятся детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.
Тимирязев Климент Аркадьевич российский естествоиспытатель писал так, что «люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Формы работы:
-Беседы;
- Занятия;
- Наблюдения и труд;
- Эксперименты.
Форма организации детей может быть :
1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты
1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
2. Умение использовать разные способы и приемы познания.
3. Интерес к экспериментированию у детей.
4. Готовность к логическому познанию.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно – диагностический.
На первом этапе был проведён анализ необходимой литературы (научной и методической) по данной теме.
Разработан перспективный план по работе с детьми и родителями. Составлен план мероприятий с опорой на сетку ООД и подобрана детская литература.
Разработаны картотеки к данному проекту : опыты и эксперименты в средней группе; наблюдений за объектами неживой природы. Так же было проведено анкетирование родителей для того, чтобы выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
В результате этого анкетирования было выявлено, что у родителей очень низкая степень участия в поддержании познавательного интереса у детей. Для мотивации родителей к совместной экспериментальной деятельности с детьми было организовано посещение родителями наших занятий, подобран и оформлен консультативный материал в уголке для родителей «Экспериментируйте с детьми дома», «Чего нельзя и что можно», «Играем – значит познаём». Так же родители были привлечены к пополнению уголка экспериментирования в группе. Приборы помощники: микроскоп, магниты, пластиковые бутылки, ведёрки, стаканы, воронки.
Природные материалы:
: минералы, глина, крупный и мелкий песок разный по цвету. Ракушки различные по величине, камушки морские, кусочки коры, шерсть, мох.
Бросовый материал: проволока, пробки деревянные.
Прочие материалы: деревянные зубочистки, мука, соль, цветные стёклышки, формочки.
2 этап.
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
Один раз в неделю организуется ОД, в ходе которой младшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Дети делают самостоятельные умозаключения по результатам исследования в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.). Ребенку важно, если его мама и папа поддерживают его интересы, поэтому мы решили привлекать родителей своих воспитанников к помощи.
Родителям было предложено, проделать для своего ребёнка в домашних условиях, ряд опытов с водой, опыт с водой разной температуры. Опыты с цветом красочная лампа, радужная вода. Что растворяется в воде, а что нет и т. д. После того как родители проведут исследование им необходимо было задать вопросы своему ребёнку, например такие как, для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Где можно найти воду дома? и т. п. Родители помогали и направляли детей на выполнение заданий. Хотелось бы подчеркнуть, что сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
3 этап. Заключительный.
Проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.
Работа с родителями:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта
Формы сотрудничества с родителями:
-ознакомление родителей с задачами опытно-экспериментального проекта;
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
-Подгрупповые тематические консультации:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Организация домашней лаборатории»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
-Наглядная информация
-Обмен опытом.
Перспективный план:
1 месяц Февраль:
1 неделя «Волшебные картинки»
Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы и оборудование: разного цвета стекла.
2 неделя «Все увидим, все узнаем» Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
Материалы и оборудование: увеличительные стекла, лупы по количеству детей, бинокль.
3 неделя «Песочные замки» Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материалы и оборудование: совки, различные сита, ведерки, миски, песок, вода.
4 неделя «Куда пропала вода?»
Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Материалы и оборудование: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка.
2 месяц Март
1 неделя «Водяная мельница»
Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Материалы и оборудование: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой.
Дидактическая игра «Вода и её свойства»
2 неделя «Звук и вода»
Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки.
Материалы и оборудование:
Дидактическая игра «Приключение Буратино»
3 неделя «Угадайка»
Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
Материалы и оборудование: предметы из одного материала разных размеров, большие и маленькие машины, матрешки, мячи, мешочек, непрозрачные коробочки разных размеров.
4неделя
«Ловись, рыбка, и мала, и велика»
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы и оборудование: рукавичка с магнитом, бумажная салфетка,
стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической
пластиной внутри.
Дидактическая игра «Свойства бумаги»
Заключение
Разрабатывая проект, нужно уметь правильно ставить цель. Также важно спланировать и образовательный процесс на основе темы проекта, создать познавательную, безопасную, развивающую среду в группе, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность.
Подводя итоги необходимо подчеркнуть, что в ходе проекта был разработан цикл познавательных занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших дошкольников, также существенно был пополнен уголок «экспериментирования», где дети проводят простые и более сложные опыты. Мы проводили опыты с водой (льдом, песком и т. д. Ребята были очень заинтересованы и с восторгом рассказывали родителям о своих открытиях.
Проведенная нами педагогическая диагностика показала, что у большинства детей сформированы предпосылки познавательной деятельности, ребята сами инициируют наблюдения и задают вопросы.
С высоким уровнем развития - 27% (6 дет.)
У этих детей познавательное отношение устойчиво. Ребята видят проблему самостоятельно, активно выдвигают предположения, способы решения проблемы, стараются самостоятельно планировать деятельность, осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Доводят начатое до конца. Формулируют в речи: достигнут или нет результат. Стараются делать выводы.
Со средним уровнем – 64% (21 дет.)
Эти дети проявляют активный познавательный интерес. Ребята видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети высказывают предположения самостоятельно, иногда с помощью взрослого. Принимают активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.
Самостоятельно готовят материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляют настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.
С низким уровнем развития – 9% (7 дет.)
У этих ребят познавательный интерес не устойчив. Они не всегда понимают проблему. Редко проявляют самостоятельность и инициативу в выборе способа действия. Допускают ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из за недостаточного осознания их качеств и свойств. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, псевдо логические, дети ориентируются на внешние несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание.
Таким образом, результаты, предполагаемые нами педагогами в начале реализации проекта : «способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач; умение использовать разные способы и приемы познания; интерес к экспериментированию у детей; готовность к логическому познанию» в целом были достигнуты.
В результате повторного анкетирования родителей была выявлена высокая степень роста заинтересованности родителей в совместных занятиях с детьми по экспериментальной деятельности. Нам все - таки удалось заинтересовать родителей.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с огромным восторгом проводят опыты и эксперименты дома, а их мамы и папы активно в этом участвуют, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Родители поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать, что - то новое.
Литература:
1. Г. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»
2. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить оргинизаторские и коммуникативные качества личности. – М. : Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.
3. Дахин А. Н. Инновационная педагогика и системный анализ, 2009.
4. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»
Кларин М. В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 2005.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М. : Народное образование, 2008. – 256 с.
6. Сивкова Н. И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения. 2010.