Курзина Татьяна
Проект «Птицы наши друзья» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-речевой, творческий.
Вид проекта : групповой.
Участники проекта : дети раннего возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность: 2 недели.
Актуальность проекта.
Отсутствие у детей знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о наших пернатых друзьях. В современных условиях проблема экологического воспитания
Публикация «Проект „Птицы наши друзья“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
приобретает особую остроту и актуальность. Перелётные птицы ежегодно оказываются в большой опасности в связи с сильными зимними холодами, морозами. Прилетев в родной край, они не нашли ни тепла, ни привычного для них корма. В этой ситуации большая
ответственность ложится на человека. В его силах помочь пернатым - построить новые скворечники, сделать кормушки и регулярно следить за наличием корма.
Беседа с детьми показала, что у детей скудные представления о названиях птиц, об их образе жизни, повадках, роли человека в жизни пернатых.
Беседа с родителями показала, что они недостаточно информированы и не всегда уделяют этой проблеме достаточно внимания. В результате мы поставили перед собой цель не только обогатить представления детей о пернатых, но и мотивировать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.
Цель проекта :
Способствовать формированию представлений о птицах, как о живых существах в природе (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов, помочь увидеть многообразие мира птиц, обеспечить ознакомление детей с понятием «прилёт птиц», как с одним из природных явлений весны.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Укрепить отношения между родителями, детьми и педагогами.
Задачи проекта :
Способствовать расширению представлений о птицах (названия, что делают: летают, поют, клюют, строят себе гнёзда-домики).
Способствовать обогащению представлений детей о перелётных птицах (грачи, скворцы и т. д) : прилетают, добывают корм, выводят птенцов, заботятся о них.
Обогатить словарный запас.
Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами.
Содействовать развитию продуктивной деятельности, творческих способностей.
Содействовать воспитанию любви и заботливого отношения к пернатым.
Ожидаемый результат:
Дети: Узнают на картинках по внешнему виду птиц, называют их (голубь, воробей, ворона, синичка).
Знают, что некоторые птицы прилетают к нам весной (грачи, скворцы).
Оказывают помощь воспитателю в подкормке пернатых.
Наблюдают за изготовлением кормушек для птиц.
Совместно с воспитателями и родителями участвуют в творческой деятельности (рисовании, лепке, играх – имитациях и др.)
Родители: Повышение педагогической грамотности родителей.
Творческое взаимодействие с детьми и педагогами.
Этапы проекта :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап.
1. Подбор методической и детской литературы по данной теме.
2. Подбор дидактических и наглядных пособий, настольно-печатных, дидактических игр.
3. Составление календарно-тематического планирования по теме: «Птицы – наши друзья».
4. Создание альбома «Птицы».
5. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
Основной этап. Работа с детьми.
Познавательное развитие.
Познание предметного и социального мира: «Птицы в городе».
Задачи: Обеспечить ознакомление детей с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц (воробей, голубь, синица, сорока, способствовать развитию зрительного внимания, умения находить общий признак предметов, формированию предпосылок для развития логического мышления.
Наблюдение за птицами. Задачи: Помочь детям в ходе наблюдения находить ответы на вопросы об особенностях внешнего вида, передвижения птиц. Активизировать в речи детей понятия, связанные с названиями птиц, частей тела.
Наблюдение «Озорные воробьи». Задачи: Побуждать детей к наблюдению за действиями птиц - прыгают, чирикают, перелетают с ветки на ветку, способствовать развитию любознательности, обеспечить запоминание названий птиц, обратить внимание на то, что птицы наши друзья, мы должны заботиться о них.
Наблюдение за вороной. Задачи: Обратить внимание на особенности внешнего вида вороны, обеспечить ознакомление со строением тела птиц : голова, туловище, хвост, клюв, крылья, тело покрыто перьями, вызвать желание имитировать звук вороны, интерес к наблюдению за птицами.
Наблюдение за голубями. Задачи: Содействовать расширению знаний о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания (Как называют эту птицу? Какого цвета пёрышки у голубя? Какого голубь размера? Голубь — перелётная птица? Почему голубя называют почтальоном).
Игра с фигурами «Домики для птиц». Задачи: Содействовать формированию представлений о форме, цвете и величине предмета (домика для птички, соотносить предметы по определённым признакам.
Д/ и: «Чем похожи, чем отличаются». Задачи: Помочь найти сходство и отличие во внешнем виде синицы и воробья.
Д/ и: «Разрезные картинки, пазлы «Птицы». Задачи: Способствовать развитию усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. Обеспечить развитие умения собирать целую картинку из частей и называть знакомую птицу.
Конструирование из геометрических фигур «Скворечник». Задачи: Вызвать желание построить скворечник для скворца, помочь выложить скворечник из геометрических фигур.
Конструирование: «Дом для птички». Задачи: Способствовать развитию конструктивной деятельности, обеспечить ознакомление с деталями строительного материала (кубик, кирпичик, призма, вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом, поддерживать желание строить что-то самостоятельно, побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек для обыгрывания.
Опытно-экспериментальная деятельность «Пёрышко утонет – или не утонет». Задачи: Способствовать формированию у детей навыка практического экспериментирования с пёрышком птицы.
Дидактическая игра «Найди пару». Задачи: Помочь детям найти двух одинаковых птиц, способствовать развитию внимания, мышления, речи.
Дид. упр. : «Собери птичку». Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук, наблюдательности, зрительного восприятия, помочь собрать птичку из геометрических фигур.
Речевое развитие.
Рассматривание иллюстраций: «Птицы» (Кто это? Почему вы решили, что это птицы? Что делают птицы? Птицы похожи друг на друга? Чем они отличаются? Покажите больших птиц? Покажите маленьких птиц? Покажите птицу, которую вы знаете, и назовите её. Что едят птички) Задачи: Способствовать формированию представлений о птицах, об их многообразии. Активизировать речь детей.
Рассматривание альбома «Птицы». Задачи: Способствовать расширению знаний о разнообразии и отличительных особенностях птиц, обогатить словарь названиями птиц.
Беседа «Такие разные птицы». Задачи: Подвести детей к выводу о том, что птиц много, они все разные по величине, цвету оперенья, клювами и т. д., они едят разную пищу.
Беседа: «Для чего нужны птицы». Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением). Задачи: Вызвать желание общаться со взрослым, способствовать развитию диалогической речи.
Беседа с рассматриванием иллюстраций «Кто к нам в гости прилетел?» Задачи: Способствовать расширению представлений детей о птицах; побуждать внимательно слушать и наблюдать, содействовать развитию коммуникативных способностей.
Беседа «На шесте – дворец, во дворце – певец». Задачи: Обеспечить ознакомление детей с одним из вестников весны – скворцом. Показать детям разные домики – скворечники, которые люди делают для скворцов.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц в книгах. Задачи: Вызвать желание найти в книгах картинки с изображением птиц, помочь вспомнить название птицы, ответить на простые вопросы (кто это? что делает? и т. д.).
Рассматривание картины «Птица кормит птенцов». Задачи: Способствовать расширению знаний детей о поведении птиц весной, формированию доброжелательного отношения к природе.
Рассматривание картины «Грачи прилетели». Задачи: Обеспечить ознакомление детей с перелётными птицами (Грачи - вестники весны, помочь увидеть разницу между грачом и вороной, сравнить их.
Коммуникативная деятельность (развитие речи) : Потешка «Сорока-белобока». Задачи: Обеспечить развитие умения вступать в речевой контакт со взрослым и детьми, реагировать на обращение взрослого с использованием доступных речевых средств, содействовать запоминанию текста, побуждать к повторению за воспитателем стихотворных слов и к игре с пальчиками.
Рассматривание игрушки птицы. Задачи: Вызвать у детей желание рассматривать игрушки; упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов); активизировать словарь: клюв, крыло, лапки и т. д.
Артикуляционные упражнения по теме «Птицы». Задачи: Способствовать развитию речевого аппарата, формированию правильного звукопроизношения.
Чтение: стих-е А. Барто «Синица». Задачи: Помочь запомнить внешний вид синички, понять содержание стихотворения, поддержать познавательный интерес.
Рассказ «Воробей» В. Звягина. Задачи: Вызвать желание слушать авторские произведения, способствовать расширению знаний детей о воробьях, воспитанию любознательности.
«Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке») С. Маршак. Задачи: Обеспечить ознакомление детей со стихотворением, предложить рассмотреть иллюстрации, назвать знакомых животных.
Стихотворение Е. Благининой «Журавушка». Задачи: Способствовать расширению знаний о птицах, напомнить о многообразии мира птиц, обеспечить запоминание названия птицы.
Стихотворение Н. Найденовой «Птичка». Задачи: Способствовать формированию доброго отношения к пернатым; вызвать интерес к художественному произведению.
Стихотворение М. Клоковой «Воробей с берёзы…». Задачи: Вовлечь детей в игровую ситуацию в процессе знакомства с творчеством М. Клоковой, вызвать эмоциональный отклик на сюжет стихотворения, реагировать на обращение взрослого с использованием доступных речевых средств, не оставлять вопросы без внимания.
Стихотворение З. Александрова «Новая столовая». Задачи: Побуждать детей к внимательному слушанию стихотворения, помочь запомнить названия птиц, которые прилетали на кормушку, вызвать познавательный интерес.
Рассказ Л. Н. Толстого «Варя и чиж». Задачи: Побуждать детей слушать и понимать художественное произведение без наглядного сопровождения, способствовать развитию внимания, памяти, усидчивости, воспитанию интереса к окружающим природным объектам – птицам.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Птички».
Задачи: Обеспечить развитие умения правильно держать карандаш, рисовать прямые линии, раскрашивать не выходя за границы рисунка.
Лепка: «Ягодки для птичек». Задачи: Способствовать формированию умения катать шарики круговыми движениями рук, соединять их между собой, развитию мелкой моторики рук, вызвать интерес к лепке. Содействовать развитию чувства формы, воспитанию аккуратности.
Пение песни «Птичка» муз. М. Раухверга, сл. А. Барто. Задачи: Способствовать развитию звуковысотного слуха, формированию потребности в музыке.
Игра на развитие слухового внимания «Узнай птицу по голосу». Задачи: Побуждать детей отгадывать птицу по пению, посредством аудиозаписи.
Конструирование «Домик для птички». Задачи: Вызвать желание построить домик из строительного материала, упражнять в умении устанавливать один кубик на другой, сверху класть призму.
Конструирование: «Зёрнышки для птиц из мозаики». Задачи: Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей; способствовать развитию мелкой моторики рук.
Игровое муз. упражнение: «Птички летают». Задачи: Побуждать детей слушать смену мелодии, изменять движения (на громкую музыку «птички летают», на тихую - «птички спят в гнёздышках»).
Музыкально-дидактическая игра: «Птицы и птенчики». Задачи: Способствовать развитию звуковысотного слуха.
Слушание в аудиозаписи голосов птиц. Задачи: Обратить внимание детей на изменения в природе, послушать пение прилетевших птиц; содействовать развитию наблюдательности.
Физическое развитие.
П/ и: «Птицы». Задачи: Побуждать выполнять игровые действия, ориентироваться в пространстве. Способствовать повышению подвижности плечевых суставов, укреплению мышц рук и спины, развитию выносливости, формированию правильного носового дыхания.
П/ и: «Вороны». Задачи: Способствовать развитию двигательной активности, умения действовать согласно тексту.
П/ и: «Вот под ёлкою зелёной скачут весело вороны». Задачи: Способствовать развитию двигательной активности, умения действовать согласно тексту.
П/ и: «Птички в гнёздышках». Задачи: Побуждать детей выполнять бег со сменой темпа движения, действовать по сигналу, повышать двигательную активность, обогащать двигательный опыт.
П/ и: «Воробушек и автомобиль». Задачи: Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (бег, ходьба и др., содействовать расширению знаний о птицах.
П/ и: «Воробьи и собачка», «Птички». Задачи: Обеспечить закрепление представлений о характерных движениях птиц; побуждать имитировать их голоса; упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных направлениях одновременно всей группой.
Социально-коммуникативное развитие. Трудовые поручения: «Подкармливаем птиц». Задачи: Предложить детям покормить птиц, рассказать о важности этой работы, содействовать воспитанию бережного отношения к ним, стремление им помогать.
Трудовые поручения: «Покажем птичке, какой у нас порядок». Задачи: Побуждать убирать игрушки после игры, приучать к аккуратности, содействовать воспитанию трудолюбия