Елена Иванова
Проект «Профессия библиотекарь» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Без высокой культуры чтения
Нет ни школы,
Ни подлинного умственного труда.
В. А. Сухомлинский.
Актуальность
У детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада, семьи и сотрудников библиотеки. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста, обеспечивают всем гражданам доступ к знанию и культуре. Во всем мире библиотеки являются первым прибежищем для пользователей информации, доступным для всех слоев населения
Публикация «Проект „Профессия библиотекарь“ в старшей группе» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Библиотекарь. Знакомство с профессией
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Руководят обширными интеллектуальными заведениями-книгохранилищами библиотекари.
Библиотекарь – это квалифицированный специалист, который должен отлично разбираться в ассортименте книг, быть филологом и немного – историком.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточными знаниями детей о значении библиотек, профессии библиотекарь.
Вид проекта : краткосрочный
Срок реализации проекта : 10.09.2019-10.12.2019
Участники проекта : воспитанники старшей групп МБДОУ" Детский сад 29",воспитатель,библиотекарь,родители.
Цель проекта : развивать интерес к различным профессиям,в частности к профессии библиотекарь;
обеспечить начальное профориентационное представление с помощью дидактических и методических пособий.
Задачи для воспитанников:
1. Познакомить с профессией библиотекарь,с профессиональными действиями библиотекаря,с назначением библиотек;
2. Развивать интерес к профессии библиотекарь;
3. Воспитывать интерес и любовь к книге,бережное отношение к ней;
4. Воспитывать в детях чувство уважения к чужому труду.
Задачи для педагогов:
1. Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
2. Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по ознакомлению с профессией библиотекарь.
3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.
Задачи для родителей (законных представителей) :
1. Способствовать повышению уровня духовно-нравственной культуры у родителей (законных представителей).
2. Содействовать в повышении качества работы родителей с детьми по использованию книги.
3. Вовлекать родителей (законных представителей) в познавательный диалог с детьми для совместного поиска информации.
4. Привлекать родителей (законных представителей) к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме "Профессия библиотекарь"
5. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
Основные принципы реализации проекта :
1. Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности старших дошкольников.
2. Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения.
3. Принцип связи воспитания с жизнью и трудом.
4. Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
5. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций.
Предполагаемые результаты:
Для воспитанников:
1. Знание детьми информации о профессии – библиотекарь.
2. Понимание значения слова, профессия;
3. Умение самостоятельно организовывать сюжетно–ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессии – библиотекарь. Проявление признательности и уважения к труду взрослых;
4. Умение бережно относиться к книге;
5. Владеть культурно гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до иллюстрации, осанка и т. п).
Для педагогов:
1. Обновление содержания работы по ознакомлению детей с профессией билиотекарь.
2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом о библиотекаре и библиотеке.
3. Создание и пополнение групповой библиотеки детской литературы.
Для родителей (законных представителей) :
1. Повысить качество работы родителей с детьми.
2. Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
3. Родители владеют практическими умениями и навыками в воспитании будущих читателей.
Формы и содержание работы с детьми :
1. Педагогическая диагностика.
2. Игровая деятельность.
3. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
4. Досуговая деятельность.
5. Этические, ситуативные беседы.
6. Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
7. Рассматривание альбома :"Профессия -библиотекарь".
8. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о библиотеках.
9. Изготовление альбома:"Профессия -библиотекарь".
10. Оформление стенда"Книга -наш друг и учитель"
11. Экскурсии в библиотеку.
12. Организация книжного уголка"Мир книги".
13. Тематическая выставка"Мои любимые сказочные герои".
Формы и содержание работы с родителями (законными представителями) :
1. Анкетирование с целью выяснения отношения родителей к семейному чтению.
2. Консультирование для родителей "Что читать детям от 5-6 лет?".
3. Выставка совместных с родителями детских работ по русским народным сказкам.
4. Выставка детской художественной литературы "Мои любимые сказочные герои".
5. Совместное оформление папок-передвижек"Художники -иллюстраторы детских книг".
6. Совместная досуговая деятельность.
7. Совместное творчество.
Этапы и сроки реализации проекта.
1 этап Подготовительный
Сроки реализации: сентярь.
Цель : обеспечение мотивационной готовности к освоению проекта.
№ п/п Содержание Формы работы Сроки реализации
1 Создание педагогических условий Отобрать предметы труда необходимые для людей данной профессии.
Отобрать иллюстрации об этой профессии.
Найти литературу, рассказывающую о профессии библиотекарь.
Заключение договора с библиотекой на совместную деятельность.
Ежедневное чтение произведений художественной литературы. Сентябрь.
2 Анализ уровня знаний о профессии библиотекарь Анкетирование родителей (законных представителей, педагогическая диагностика воспитанников. Сентябрь.
3 Создание информационного поля. Организация книжного уголка «Мир книги». Подбор книг с произведениями детских писателей по программе.
Изготовление альбома: «Стихи о библиотекарях. " Сентябрь.
2 этап Практический
Сроки реализации:
Цель: обеспечение практической готовности педагогов, детей и родителей к реализации проекта.
План мероприятий по реализации проекта.
Совместная деятельность воспитателя с детьми Изменение предметного пространства Взаимодействие с родителями (законными представителями) и с другими организациями
НОД Самостоятельная деятельность детей в режиме дня
Месяц :Сентябрь.
НОД по развитию речи: «Откуда пришла книга» Экскурсия в библиотеку.
Викторина по сказкам К. И. Чуковского.
Подготовка и показ кукольного театра по сказке.
Участие в литературных викторинах по творчеству Н. Носова, В. Бианки
Рисование "Библиотека глазами детей".
Сюжетно-ролевая игра "Библиотека". Оформление стенда в ДОУ «Книга - наш друг и учитель».
Тематическая выставка в книжном уголке «Мой любимый сказочный герой».
Совместное оформление папок-передвижек «Художники – иллюстраторы детских книг».
Анкетирование родителей «Семейное чтение».
Месяц :Октябрь
НОД по изо : «Книжки-малышки» Дидактические и настольные игры: "Кому что нужно для работы","Профессии","Лото-пазлы"
Изготовление альбома: «Стихи о библиотекарях. Консультации для родителей "Что читать детям от 5-6 лет?".
Месяц :Ноябрь
НОД по развитию речи:«Художники-иллюстраторы» Беседа «Мои любимые книги»
Чтение стихотворения
С. Я. Маршака «Как печатали книгу»
Показ кукольных спектаклей по мотивам русских народных сказок
Сюжетно-ролевые игры «Сказки на ночь», «Мы участвуем в концерте», «Кукла Таня любит слушать сказки»
Настольные и дидактические игры «Назови автора книги", «Расскажи сказку».
Оформление стенда в ДОУ «Книга - наш друг и учитель».
Тематическая выставка в книжном уголке «Мой любимый сказочный герой».
Конкурс "Папа,мама и я -читающая семья».
НОД :«Кто участвует в создании книги» Чтение и заучивание стихов о книгах, читателях, библиотеке
Показ спектакля для малышей по мотивам сказки «Репка»
Творческое рассказывание «Книга, которую недавно прочитала мне мама»
Ситуации общения: «Я покупаю книгу в магазине», «Как мы с мамой делали книжку-малышку дома», «Моя любимая книга», «Мое любимое стихотворение» Совместное оформление папок-передвижек «Художники – иллюстраторы детских книг». Выставка совместных с родителями детских работ по русским народным сказкам.
Месяц :Декабрь
Рисование «Бабушкины сказки» по мотивам русских народных сказок
Аппликация «Закладка для книги»
Рассматривание иллюстраций в знакомых книгах.
Сбор фотографий для изготовления книги «Наша группа"
Ремонт «больных» книжек
Изготовление альбома «Профессия – библиотекарь». Работа с родителями по создание читательского абонемента своему ребенку.
3 этап Итоговый
Сроки реализации: декабрь.
Цель: определение эффективности проектной деятельности, подведение итогов.
№ п/п Содержание Формы работы Сроки реализации
1 Анализ уровня знаний о профессии библиотекарь Анкетирование родителей (законных представителей, педагогическая диагностика воспитанников. декабрь
2 Оценка результативности реализации проекта Составление отчета о реализации проекта.
Создание презентации по итогам реализации проекта. декабрь
3 Трансляция положительного педагогического опыта Подготовка методических, практических материалов для трансляции положительного опыта.
Публикация отчета в газете «Кораблик детства» и на сайте Учреждения. декабрь
Список литературы:
• А. Зимина «Хранитель культуры и добра» : (профессия - библиотекарь)
• А. Зимина Воспитание школьников. – 2006. – № 9. – С. 40-45 ; 2007. – № 1. – С. 31-39.
• Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения,
• Гурович Л. М. «Ребёнок и книга» пособие для воспитателя детского сада.
• Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М. : Просвещение, 1988.
• Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое М. : АСТ, 1998.
• пособие. Изд-во "Николаев", 2004.
• Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2008.
• сценарии. М. : ТЦ «Сфера», 2003 г.
• Т. А. Шорыгина Профессии. Какие они? Изд. «Гном и Д» 2010 г.
• Т. В. Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях «Сфера» 2003 г.
• Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста - / сост. Н. П. Ильчук и др. -