светлана царёва
Проект «Наш огород на подоконнике»
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Наш огород на окне».
Публикация «Проект „Наш огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения большое значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой. Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Тип проекта : исследовательский - познавательный.
Сроки реализации проекта : март-май.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель.
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать интерес к познавательной деятельности;
- расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва) ;
- уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение;
- учить детей приемам посева семян;
- формировать умение выращивать рассаду из семян;
- воспитывать желание ухаживать за растениями;
- формировать партнёрские отношения между воспитателем, детьми.
Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.
1 этап. Подготовительный
- Создание проблемной ситуации: внесение семян фасоли, перца и лука.
- Беседа с детьми: «Можно ли вырастить овощи на окне?».
- Беседа с детьми: «Как вырастить цветы на окне?»
II этап. Организационный
•Беседа с детьми о создании огорода на окне.
•Беседа с детьми «Что такое огород и что на нем растет?».
III этап. Этап реализации
•НОД «Посев семян фасоли, перца, для выращивания рассады»
•Совместный уход за растениями в огороде на окне (полив, рыхление, опрыскивание).
• Практическая деятельность: посадка лука на зелень.
•Наблюдение за ростом лука и всходами семян.
• Чтение детям : Е. Алябьева «Овощи?»,
ТА. Максакова «Посадили огород», Г. Козырина «А у нас в саду порядок», О. Емельянова «Что растет в огороде», В. Корнин «Что растет на нашей грядке», Т. Шорыгина «Не сажайте огород возле дорог!», Ю. Тувим «Овощи», В. Пальчинскайте «Гороховый домик», А. Кочергина «Что растет у Натки на зеленой грядке?», В. Кудрявцева «Тяпы-ляпы», русская народная сказка «Мужик и медведь», белорусская сказка «Пях», Дж. Родари «Чиполлино», Р. Е. Дерикот «Фасолинки».
•Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде?».
•Оформление дневника наблюдений за ростом растений.
• Художественное творчество: лепка «Натюрморт из овощей».
•Пальчиковая гимнастика «Капуста».
•Экспериментальная деятельность «Нужен ли корешкам воздух?».
• Практическая деятельность: посев семян цветов-бахатцы.
•Дидактическая игра «В саду ли в огороде».
•Пальчиковая игра «Растение».
•Подбор стихотворений и загадок об овощах.
•Дидактическая игра «Найди по описанию».
•Труд «Высадка фасоли в горшок».
•Сюжетно-ролевая игра «Магазин витаминов».
•Опыт «На свету и в темноте».
•Дидактическая игра «Вершки и корешки».
•Игра-эстафета «Посади картошку».
•Наблюдение первыми цветами-бархатцы.
•Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
•Настольная игра лото «Что где растет?».
•Игра-эстафета «Сварим суп из овощей».
•Составление рассказов из личного опыта «Что растет на нашей даче?».
•Фотографирование фаз роста растений, деятельности детей.
•Дидактическая игра «Угадай на вкус».
IV этап. Итоговый
-Создание фотоальбома «Огород на окне».
-Создание папки: «Витамины».
Продукты проекта : дневник наблюдений, картотека загадок, папка: витамины,фотографии «наш огород».
Результативность: дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.