Магомедова Басират Ризвановна
Проект «Кораблик» для старшего дошкольного возраста
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 с. Сергокала»
Проект «Корабль»
(для старшего дошкольного возраста)
Выполнила:
воспитатель
Магомедова Б. Р.
с. Сергокала
2024г.
Название проекта : «Корабль».
Информационная характеристика проекта :
Тип проекта :
Публикация «Проект „Кораблик“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- по составу участников: групповой (дети, родители, педагоги)
- по целевой установке: информационный практико-ориентированный.
Вид проекта : исследовательский, творческий.
Возраст детей : 5-7 лет.
Участники реализации проекта :
1. Педагог – Магомедова Басират Ризвановна
2. Воспитанники – дети старшей группы
3. Родители старшей группы
Срок работы по проекту : краткосрочный (1 неделя)
Проблема:
Дети проявляют интерес к конструированию из бросового материала, но в процессе деятельности испытывают затруднения в работе с ножницами, практически отсутствует творчество и самостоятельность в изготовлении поделок.
Актуальность проекта :
Накануне Дня защитника Отечества в детском саду планировалось проведение выставки военной техники, изготовленной своими руками совместно с педагогами и родителями. Дети захотели принять участие в выставке, изготовив военный корабль.
Изготовление моделей из бросового материала — занятие интересное и творческое. Бросовый материал есть в любом доме, поэтому изделия из него совершенно не затратные. Не стоит выкидывать на первый взгляд ненужные вещи, надо попытаться продлить их жизнь, используя в интересном техническом творчестве.
Изделия, изготовленные детьми из такого материала, в последнее время пользуются большой популярностью. Такие поделки можно делать вместе с ребёнком, при этом развивать у него мелкую моторику, прививать бережное отношение к природе и развивать творческое мышление.
Актуальность проекта продиктована так же последними нормативными документами Правительства РФ. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорит о необходимости обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, ставит задачи поддержки научно-технического творчества детей.
Цель проекта : развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления моделей несложных объектов.
Задачи проекта :
Образовательные:
- расширять представления детей о Российской армии;
- познакомить с простейшими материалами и инструментами, правилами работы с ними;
- формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- формировать желание и умение трудиться.
Развивающие:
- развивать воображение, память, мышление, речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к защитникам Отечества;
- воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели;
- воспитывать аккуратность в работе.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Продукты проекта :
- для детей: корабль, сделанный своими руками из бросового материала;
- для воспитателя: организация выставки детских работ;
- для родителей: помощь в организации выставки детских работ.
Ожидаемые результаты по проекту :
- для детей: желание и умение создавать макеты своими руками;
- для воспитателя: интерес детей к совместной творческой деятельности, вовлечение родителей в образовательный процесс, возможность представления итогов проекта на Педагогическом совете, на заседании творческой группы ресурсного центра;
- для родителей: интерес к совместной с детьми творческой деятельности, повышение компетентности родителей по техническому моделированию.
Этапы реализации проекта :
Этапы проекта Действия детей Действия педагога Действия родителей
Подготовительный Не ожидается Изучение литературы, опыта коллег по теме, нахождение чертежей, развёрток. Поиск информации о корабле, подготовка бросового материала.
Деятельностный Участие в разных видах деятельности (см. содержание проекта) Организация различных видов деятельности с детьми.
Информирование родителей о ходе реализации проекта
Проведение мастер-класса для родителей Участие в мастер-классе по моделированию
Завершающий Помощь в оформлении выставки, участие в развлечении Оформление выставки, проведение итогового мероприятия (развлечение, подготовка презентации проекта. Посещение выставки, оценка результатов реализации проекта.
Содержание проекта :
Формы Тема Цель Пособия Сроки Ответствен-ный
Понедельник
Беседа с использованием презентации «Военная техника и военные профессии» Расширять знания детей о военной технике, о службе в армии, о родах войск Презентация, проектор, экран, ноутбук,
загадки, пословицы и поговорки Утро Воспитатель
Чтение художественной литературы В. Тюрин "Ездим плаваем летаем" Формировать представление о военной технике Текст произведения Утро Воспитатель
Подвижная игра «Море волнуется» Учить передавать в игре особенности военной техники - Прогулка Воспитатель
Дидактическая игра «Разрезные картинки» (корабль) Закрепить умение детей собирать целую картинку из частей Разрезные картинки или пазлы - корабль Вечер Воспитатель
Оформление информации в уголке для родителей, в сети интернет ВК «Внимание! Новый проект!» Познакомить с информацией о проекте, привлечь родителей к подбору необходимой детской литературы, справочных материалов, презентаций по теме Уголок для родителей Вечер Воспитатель
Вторник
Игры с мозаикой «Построй корабль» Развивать творческие способности детей Мозаика Утро Воспитатель
Беседа с использованием презентации «Водный транспорт» Расширять знания детей о водном транспорте, в т. ч. военном Презентация, проектор, экран, ноутбук, загадки Утро Воспитатель
Конструирова-ние из снежных комков «Корабль» Развивать творческие способности детей, воспитывать желание работать в коллективе Железная лопата, санки, вода Про-гулка Воспитатель
Дидактическая игра «Четвертый лишний» Развивать внимание, мышление детей, умение доказывать свою точку зрения Картинки (презентация) Вечер Воспитатель
Рисование «Водный транспорт» Закреплять умение детей рисовать транспорт, передавая его характерные особенности Листы бумаги, карандаши, мелки, фломастеры, краски (по выбору детей) Вечер Воспитатель
Выставка книг в книжном уголке «Все о кораблях» Расширять знания детей о военных кораблях. Книги, энциклопедииальбомы Вечер Воспитатель
Оформление информации в уголке для родителей, в сети интернет ВК Приглашение на мастер-класс Создать у родителей интерес к совместной с детьми творческой деятельности Уголок для родителей Вечер Воспитатель
Среда
Дидактические игры «Разрезные картинки», «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Назови военную технику», «Кто быстрее соберет корабль», «Сколько», «Узнай по описанию» Воспитывать интерес к военной технике, развивать мышление, речь детей Материал для игр Утро Воспитатель
Беседа с использованием ТРИЗ – технологии (системный оператор) «Устройство корабля» Продолжать расширять знания детей о корабле (надсистема – водный транспорт, подсистема – строение корабля, прошлое корабля, будущее корабля) Схема на доске, презентация, проектор, ноутбук, экран, фломастеры, мелки Утро Воспитатель
Аппликация «Военный корабль» Формировать умение детей создавать изображение корабля Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей Утро Воспитатель
Сюжетно-ролевая игра «На корабле» Поощрять выбор темы для игры, учить развивать сюжет на основе полученных знаний, использовать в играх постройки Корабль из снега, заместители по выбору детей Про-гулка Воспитатель
Раскрашивание картинок «Водный транспорт» Закрепить представления детей о водном транспорте Раскраски с изображением водного транспорта Вечер Воспитатель
Мастер-класс для родителей «Военная техника своими руками» Формировать интерес к совместной с детьми творческой деятельности, повысить компетентность родителей по техническому моделированию. Материал, необходимый для создания макета Вечер Воспитатель
Четверг
ЛЕГО конструирование «Военная техника» Развивать творчество детей в процессе конструирования военной техники Лего конструкторы Утро Воспитатель
НОД конструирование «Корабль» Формировать умение создавать макет корабля своими руками из бросового материала. Материал, необходимый для создания макета: коробки из-под яиц, цветная бумага, ножницы, клей, краски и т. д. Утро Воспитатель
Творческая мастерская «Военная техника» Развивать интерес детей к конструктивно-модельной деятельности Бросовый материал пластилин, цветная бумага, клей Вечер Воспитатель
Индивидуальные консультации для родителей, в т. ч. в сети интернет ВК «Военная техника своими руками» Привлечь родителей к участию в выставке военной техники, сделанной своими руками Уголок для родителей Вечер Воспитатель
Пятница
Развлечение Ко Дню защитника Отечества Закрепить представления детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества. Атрибуты, спортивный инвентарь (см. сценарий) Утро Воспитатель
Подвижные, сюжетно-ролевые игры По желанию детей Способствовать обогащению знакомых игр новыми впечатлениями. Выносной материал, снежные постройки Про-гулка Воспитатель
Оформление выставки «Военная техника» Представить результаты проектной деятельности Макеты, сделанные детьми, детьми совместно с родителями Вечер Воспитатель
Игры детей с солдатиками и военной техникой «Военные учения», «Военный парад» и др. по замыслу детей Продолжать учить развивать сюжет на основе полученных знаний, использовать в играх постройки Строитель-ный материал, солдатики, военная техник Вечер Воспитатель
Оформление информации в уголке для родителей, в сети интернет ВК Приглашение на выставку Привлечь родителей к оценке результатов совместной с детьми творческой деятельности Уголок для родителей Вечер Воспитатель
Заключение (итог, результат)
В ходе реализации проекта дети познакомились со строением корабля, применили полученные знания в процессе его конструирования, в играх. Родители проявили интерес к совместной с детьми творческой деятельности. В детском саду организована выставка военной техники ко Дню защитника Отечества. Цель проекта достигнута, проект реализован в полном объеме.
Используемая литература:
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2015.
3. Журавлёва А. П., Болотина JI.A. «Начальное техническое моделирование» (пособие для учителей начальных классов во внешкольной работе). – М. : «Просвещение», 1982.
4. Сборник проектов по начальному техническому моделированию для воспитателей, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей и детей / Составитель Л. В. Грушина, старший воспитатель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, 2015 г.
Приложение №1
Тема непосредственно образовательной деятельности: Конструирование «Корабль».
Возраст детей : 5-7 лет, старшая группа
Цель: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков в процессе создания макета корабля.
Задачи:
В ОО «Художественно-эстетическое развитие» : формировать умение детей делать макет корабля из бросового материала, самостоятельно создавать конструкцию по предложенной схеме и по словесной инструкции воспитателя, совершенствовать изобразительные навыки и умения.
В ОО «Познавательное развитие» : закреплять умение обследовать предметы, действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, расширять представления детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества.
В ОО «Социально-коммуникативное развитие» : закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, помогая друг другу
В ОО «Речевое развитие» : развивать умение поддерживать беседу, формировать умение составлять небольшие описательные рассказы, рассказы творческого характера о корабле.
В ОО «Физическое развитие» : развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предшествующая работа: Беседа с использованием ТРИЗ – технологии (системный оператор) «Устройство корабля» (надсистема – водный транспорт, подсистема – строение корабля, прошлое корабля, будущее корабля, рассматривание иллюстраций, раскрашивание картинок, художественное творчество «Корабль» (рисование, аппликация, мозаика, лего и т. д.).
Материал: схема создания корабля из яичного лотка, лотки бумажные из- под яиц, гуашь, цветная бумага, 2 деревянные палочки, нитки, клей ПВА, клей – карандаш, кисточки, ножницы.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, конструирование из бросового материала, изобразительная (рисование, аппликация, коммуникативная.
Форма проведения: совместная деятельность в творческой мастерской.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит разнообразный бросовый материал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой интересный материал появился в нашей творческой мастерской.
Дети рассматривают.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно из этого материала смастерить?
Дети предлагают свои варианты.
Вводная часть.
Воспитатель загадывает загадку:
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном (Корабле)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель предлагает сделать корабль и представить его на выставке военной техники в детском саду.
Основная часть.
Воспитатель: Давайте вспомним строение корабля (используется системный оператор – ТРИЗ)
Дети: рассматривают схему, называют части: днище, борта, палуба, нос, корма, надстройка.
Воспитатель: Как вы думаете, чем может быть лоток из-под яиц при конструировании корабля?
Дети: основой – днищем, бортами, палубой.
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте посмотрим схему изготовления корабля из нашего материала.
Дети рассматривают схему, описывают процесс изготовления корабля :
1. Разделить лоток на 2 части.
2. Покрасить одну часть - темным цветом, другую – светлым.
3. Соединить 2 части с помощью клея ПВА.
4. Вырезать из цветной бумаги паруса, флаг
5. Сделать дырочки и установить деревянные палочки для флага и парусов.
6. Надеть паруса на палочки, приклеить флаг.
7. Украсить корабль.
Воспитатель предлагает детям смастерить корабль из предложенного материала в соответствии со схемой.
Дети садятся за приготовленные для работы места, рассматривают предложенные материалы, делают макет корабля. При этом они могут работать как самостоятельно, так и в небольших подгруппах совместно.
Воспитатель помогает определить последовательность действий по схемам, проводит индивидуальную работу, оказывает помощь при необходимости.
Детям, которые закончили работу раньше других, воспитатель предлагает придумать творческий рассказ – представить свою модель, придумать историю о своем корабле.
Итог.
Дети представляют свои модели кораблей. Все макеты размещаются на выставке военной техники в группе.
Приложение №2
Сценарий физкультурного развлечения к 23 февраля
для старшей группы.
Дети под музыку входят в зал.
Ребенок:
А у нас сегодня праздник
Очень знаменательный
Потому что папин праздник
Просто замечательный.
Дети рассказывают стихи о профессиях пап и показывают картинки:
1. Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа-шофёр.
2. По синему небу летит самолёт -
Им управляет папа-пилот.
3. Дружно шагает с военными в ряд
В серой шинели папа-солдат.
4. Кто в многоборье у нас рекордсмен?
Мы отвечаем: “Папа-спортсмен!”
5. Вылечит тысячи сломанных рук
В детской больнице папа-хирург.
6. Кран установит, прочистит засор
Папа-сантехник, или монтёр.
7. Кто выступает на сцене на бис?
Это известный папа-артист.
Все вместе: Папы для нас очень важны,
Папы наши нам очень нужны!
Песня «Три желания»
Девочки:
В февральский день, морозный день
Все праздник отмечают.
Девчонки в этот славный день
Мальчишек поздравляют.
Мы не подарим вам цветов.
Мальчишкам их не дарят.
Девчонки много теплых слов
У вас в сердцах оставят.
Мы пожелаем вам навек
Чтоб в жизни не робелось,
Пусть будет с вами навсегда
Мальчишеская смелость.
И все преграды на пути
Преодолеть вам дружно,
Но вот сначала подрасти
И повзрослеть вам нужно.
Ведущий:
Вот как раз об этом они и хотели вам сказать.
Мальчики:
Мы уже совсем большие
Все красавцы удалые
Чтоб мужчинами нам стать
Надо в море побывать.
Море начинается
С маленькой реки.
Мы уже не мальчики,
Все мы моряки!
Ведущий:
Путешествовать не страшно?
Может быть, что там опасно?
Мальчики:
Мы опасности в глаза
Посмеемся: ха-ха-ха.
Девочки:
Подождите не спешите
Нас с собою заберите.
Мы поможем вам всегда.
Нас возьмете?
Мальчики: Да-да-да.
Мальчики:
Мы проходим строем,
Все вокруг на нас глядят,
Выправка матросская
У ребят.
Все на палубу друзья,
Отправляться нам пора.
Ждут нас приключения
Всех без исключения.
Звучит музыка, дети маршируют по кругу, проходят на корабль.
Ведущий:
Отправляемся мы в море.
Ждут нас дивные просторы.
Ну что ребята, все готовы?
Дети: Да!
Ведущий: Поднять якоря! Полный вперед!
Дети плывут на корабле, гребут веслами.
Звучит музыка и на мультимедийной презентации дети видят море.
Ведущий: Смотрите, ребята. В море плывет какая-то бутылка. Как нам ее достать?
Дети пытаются достать веслами.
Если не получится, спускается с корабля шлюпка на веревке с матросом на борту (ребенок в обруче). Матрос достает бутылку, и его поднимают обратно на корабль.
Из бутылки достается план - карта с указанием места клада.
Дети отправляются искать клад.
Ведущий-капитан командует (по плану) : лево руля, право руля, полный вперед и т. д.
Ведущий: внимание, ребята. Впереди – остров. Причалим?
На мультимедийной презентации – остров.
Дети выходят на остров, осматривают его.
Дети слышат голос: Вы попали на остров Чунга-Чанга. И все, кто попадает на наш остров, танцуют наш любимый танец «Чунга-Чанга».
Творческий танец «Чунга-Чанга».
В это время корабль захватывает пират.
Пират: Хороший корабль, крепкий. Вот на нем я и отправлюсь за кладом.
Ведущий: Но это же наш корабль!
Пират: Был ваш – стал наш! Вот наш пиратский флаг. Я захватил ваш корабль и теперь буду тут хозяйничать.
Ведущий обращается к ребятам: что делать? (обсуждение) Ведущий напоминает о карте, которую они нашли, обращается к пирату: «У нас есть карта, которая поможет найти клад».
Пират: Карта – это хорошо. Давайте ее сюда.
Ведущий: И не подумаем.
Пират: Сейчас я вас всех в плен возьму, и карта моя будет, и корабль!
Ведущий: Посмотри, Пират, сколько у нас здесь защитников собралось. Это наши отважные мальчики, будущие защитники. Думаешь, они тебя испугались?
Пират: Какие же это защитники? Это так, ничего особенного. Мы – пираты, самые ловкие!
Ведущий: А вот мы сейчас вам покажем, какие сильные и ловкие у нас мальчики. Они настоящие защитники.
Пират: Сильнее меня? Тогда давайте канат тянуть? Кто сильнее?
Игра «Перетягивание каната»
Пират (проигрывает) : Так нечестно, вас больше! Отгадайте лучше мои морские загадки:
Полосатая рубашка называется… (тельняшка)
Нет тельняшки без полос. Кто в тельняшке, тот… (матрос)
Все моря и океан покорил наш… (капитан)
От страны своей вдали ходят в море … (корабли)
Плещут волны на просторе, берегов не видно… (в море)
Или:
1) Головной убор моряков. (Бескозырка.)
2) Полосатая одежда моряков (Тельняшка.)
3) Башня на берегу моря с сигнальными огнями. (Маяк.)
4) Корабельный подвал. (Трюм.)
5) На камбузе кок, он обед всем готовит.
Матросы на палубе чистят и моют.
А как называется часть корабля,
Где службу несет капитан у руля? (Рубка)
6) Любимый танец моряков. (Яблочко)
7) В чем измеряется скорость корабля? (В узлах)
8) Подводная мина (Торпеда)
Пират: Молодцы, молодцы, сообразительные! А девчонок зачем взяли с собой?
Ведущий: А девочки всегда поддерживают наших защитников в трудную минуту и помогают им.
Пират: Ну, это понятно, но в настоящем бою от них нет никакого толку. Они только плакать могут.
Ведущий: Не правда, наши девочки очень ловкие и быстрые.
Пират: Тогда пусть они нарвут мне бананов.
Игра «Сорви банан».
Пират: Да, шустрые девочки. А мальчики, такие сильные — ну просто настоящие защитники. Зато мы, пираты, внимательнее.
Ведущий: А вот это давайте проверим! Я буду говорить – а вы должны выполнять все движения. Будьте внимательны!
Игра «Повторяй за мной» :
Вместе встали, потянулись,
Головы вверх и улыбнулись.
Руки в стороны, вперед.
Шагаем, влево поворот.
Вместе руки опускаем,
Вправо, дружно пошагаем:
Ноги выше поднимаем.
На месте стой, раз, два.
Всё, закончилась игра!
Ведущий: Какие все молодцы. Даже пират справился.
Ведущий: Наши ребята дружны и сплочены. Они умеют любую задачу выполнять вместе, как настоящие солдаты. А один в поле – не воин!
Пираты: Ой, какие молодцы ребята. Так с ними весело и интересно время проводить. Я хочу с вами дружить.
Ведущий: Так может вам тогда перестать быть пиратом вовсе, а стать защитником, как наши папы?
Пираты: Нет, мы, пираты, не можем жить без моря.
Ведущий: Не беда, в Российской армии существует много войск. Сейчас мы их вспомним, заодно и проверим смекалку наших мальчиков.
Слушайте загадки:
Очень я люблю играть:
Бегать, прыгать и стрелять,
Смеется мама: «Мой сынок
Ворошиловский…» (Стрелок)
У забора на рассвете
Службу я несу в секрете.
Пока в школе я отличник,
Но скоро буду… (Пограничник)
Самолет мой уж на взлете,
И готов я быть в полете.
Штурвал держу, смотрю на счетчик,
Значит я военный… (Летчик)
Услышал боцмана приказ,
Выполню его я в раз.
Всегда я смел, не вешу нос!
Настоящий я … (Матрос)
Ведущий: Точно, пираты, вы же можете быть матросами и защищать нашу Родину на корабле. Будете также ходить в плавания.
Пират: Ага, и мальчишек ваших с собой возьмем на корабль!
Ведущий: Нет, что вы. Им еще надо подрасти, многому научиться…
Пират: А давайте, мы им прямо сейчас покажем, как управлять кораблем… Ну пока хотя бы маленьким корабликом.
Игра «Тяни кораблик»
(На одном конце веревки привязан кораблик, на другом палка. Мальчики берут в руки палки. Вращают, чтоб накручивалась на палку веревка, пока кораблик не окажется в руках. Кто первый, тот выиграл).
Ведущий: Замечательная игра. Но пора уже клад искать и домой возвращаться.
Дети ищут клад, пират помогает («Холодно - горячо»).
Пират: Жалко с вами расставаться, но я останусь на своем острове. Приезжайте ко мне в гости.
Все садятся на корабль и отправляются в обратное плавание.
Ведущий: Вот и пришла пора поздравить наших мужчин с праздником.
Выходят девочки и читают стихи:
1. Сегодня очень славный день
Защитников отважных,
И наших пап, и всех парней
Сильных, смелых, важных!
2. С детства мальчики желают
Защищать свою семью,
Покорить хоть что-то в мире
Хоть маленькую высоту!
Ведущая: Наш праздник подходит к концу, господа.
Давайте же крикнем солдатам «ура»!
1 ребенок: 23 февраля — день особо важный
Всем защитникам: «Ура»,
Дружно вместе скажем.
2 ребенок: Чтобы был на всей планете
Мир для человечества,
Запустим в небо мы салют
Защитникам отечества.
Песня «Наша армия»
Ведущий:
Теперь наступает подарков черед.
Девчонки давайте, смелее вперед.
Девочки дарят подарки мальчикам.
Дети дарят подарки папам.