Папки-передвижки

Проект «Я узнаю свой город Грязи по названиям улиц!» для старших дошкольников (2 фото)

Галина Голубых
Проект «Я узнаю свой город Грязи по названиям улиц!» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В последние годы в России произошли изменения во многих сферах жизни, которые привели к значительной потере духовных ценностей у подрастающего поколения. Сегодняшние дети, это наше общество через 15-20 лет. И любой педагог несет ответственность за формирование общественного сознания, а значит за будущее нашей страны.

Я считаю, что проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьёзных проблем общества. Детство–самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Малой Родине, семье, Отчизне.

Темочки:

Мы, педагоги должны показать нашим детям величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу.

Работа посвящена изучению истории героев Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы и географические объекты города Грязи. Главная цель данной методической разработки в том, чтобы повысить качество образования дошкольников за счёт эффективного использования инновационных технологий, взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнёрами.

Введение

Хранить память, беречь память – это наш

нравственный долг перед потомками.

Память – наше богатство, это дорога в грядущее.

Д. С. Лихачёва

В настоящее время- в период обострения ситуации в мире- очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой мы живём.

Особенно важно донести до детей мысль, что много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Очень важно, как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к явлениям общественной жизни. Благодаря памяти происходит как бы соединение настоящего, прошлого и будущего. Героизм и мужество советских людей доказали всему миру, что «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». Память о тех, кто ценой жизни сохранил мир для потомков, надо помнить всегда.

Цель:

- сформировать представление у детей старшего дошкольного возраста об истории подвига русского народа в годы Великой Отечественной войны. - сформировать чувство любви к прошлому, настоящему и будущему своего города;

- воспитание чувства патриотизма;

Задачи:

- познакомить детей с историей Великой Отечественной войны посредством познавательных мероприятий, организовать экскурсии в краеведческий музей, к памятнику «Катюша», аллее Памяти участников войны в городе Грязи;

- познакомить с труженицами тыла, историей их трудового подвига во время Великой Отечественной войны посредством встречи с ними на вечере «Памяти»;

- оказание посильной помощи участникам СВО через организацию акций: «Неделя добра», «Суп да каша», «Цветок ветерану»;

- воспитывать уважение к защитникам Отечества;

- расширять знания о Родине, своем родном крае, месте рождения.

Сроки реализации проекта - 3месяца (январь, февраль, март).

Целевая аудитория: дети 6-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный работник.

География проекта: г. Грязи

Планируемые результаты:

- возрождение патриотического воспитания;

- формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества.

- воспитание любви к родному городу, как к малой Родине, развитие потребности в изучении истории своего родного края и Отечества.

Предварительная работа:

- экскурсии по городу Грязи, знакомство с достопримечательностями;

- посещение краеведческого музея, центральной районной библиотеки;

- беседы с детьми о том, на каких улицах они живут;

- рассматривание фотографий с видами города в фотоальбоме;

- слушание песен о городе Грязи.

Новизна: применение новых современных технологий: ИКТ, Интернет-ресурсы, исследовательская работа, активное привлечение родителей к совместной деятельности, использование лэпбука для закрепления знаний об армии.

Основные формы: экскурсии, беседы, организация ОД, выставка детских творческих работ.

Этапы работы:

-чтение художественной литературы; разучивание стихотворений; беседы с воспитанниками; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; организация образовательной деятельности с детьми;

совместные мероприятия с родителями.

Давно доказана истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется с ним навсегда. С любви к родителям, семье закладываются основы патриотизма. В дошкольном детстве, когда идёт формирование основных качеств человека, закладывается отношение к окружающему миру, интерес к истории своей Родины. Мы не только должны знать свою историю, но и хранить её, передать своим потомкам. Сегодня как никогда актуальна тема войны и мира.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Поэтому мы, взрослые, обязаны помочь ребёнку в формировании чувства уважения и гордости за исторические и современные достижения страны, сохранение памяти о героических страницах прошлых лет. Воспитание нравственных чувств дошкольника – процесс длительный, не терпящий сиюминутных «побед», работы «от случая к случаю». Формирование чувства патриотизма подразумевает к тому же развитие социального опыта ребёнка, что также требует времени. В последнее время наше общество почти утратило традиционное российское патриотическое сознание. Всё чаще можно столкнуться с равнодушием, цинизмом, неуважительным отношением к государству. Поэтому нашей целью является возрождение патриотизма.

Конспект по проведению праздника, посвящённого Дню Защитников Отечества

Цель:

- воспитывать уважение к защитникам Отечества;

- расширять кругозора дошкольников;

- развивать интерес и уважение к историческому прошлому России, к её традициям

Воспитатель:

- День защитника Отечества каждый год отмечает вся страна. Знать прошлое своей страны, гордиться настоящим, оставаться человеком в любой ситуации - это значит быть настоящим гражданином России. Много раз враги нападали на нашу землю, но всегда терпели поражение. России славные сыны не давали в обиду свою матушку Русь. Днем и ночью, в дождь и снег, в жару и холод российские летчики, танкисты, моряки, пограничники охраняли рубежи нашей великой страны, защищали нашу мирную жизнь. В этом году наша великая страна будет отмечать знаменательную дату: 80-ю годовщину Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Ребенок 1. На листке календаря - 23 Февраля.

Праздник дедушек и пап, и мальчишек всех подряд.

Вы за нас горой стоите, перед страхом устоите.

И мы с вами не боимся, и всегда вами гордимся!

Ребенок 2. На защиту Родины, всей нашей России

Мы встаем всем миром, потому что нет нигде

Родины красивей!

Ребёнок 3. Пусть сияет ярко солнце, и пусть пушки не гремят,

Мир людей, страну родную защитит всегда солдат!

- Откуда же брали свою силу воины российской армии? А давала им эту силу и волю к победе любовь к родному Отечеству.

Ребёнок: «Народ России мудрый, честный - веками доблесть доказал.

В суровых битвах – Победитель! Дух, волю, силу показал».

Воспитатель: - Так что же такое Родина? Ребята, давайте подберем однокоренные слова к слову РОДИНА. (Ответы детей: родители, род, родня, народ, родник, родословная).

Родина! Сколько прекрасных дел и подвигов совершает человек ради нее. Наше отечество, наша Родина - матушка Россия.

"Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.»

- За что люди любят свою Родину? (высказывания детей)

Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы.

Задание собери пословицу. (На столе разложены слова, из которых нужно составить пословицы)

- Человек, что, без, родины, соловей, песни, без (Человек без родины что соловей без песни).

- Сторона, чужая, мать, мачеха, родная (Родная сторона – мать, чужая – мачеха).

Уважения заслуживают те, кто в разные годы защищал нашу Родину, и те, кто сейчас оберегает наш спокойный сон. Человек немыслим без Родины, Отчизны, края, места, где он рождается. Всем нам живётся спокойно потому, что с нами наша армия. Поэтому «Армия» и «страна» - понятия неразделимые.

Воспитатель: Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство. Да и как можно не любить родные края, если они…просто родные, если все вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: отца, матери, дедушек, бабушек, братьев, сестер.

- Все чаще мы можем услышать слова «Родина», «Патриот», «Подвиг». Ребята, как вы, понимаете, кто такой патриот? (ответы детей).

Воспитатель: настоящий патриот, так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением патриотического долга перед Родиной.

- Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.

Игра «Назови по - другому».

Защитник Отечества - воин, солдат, боец.

Отечество - Родина, Отчизна.

Храбрый солдат - мужественный, смелый, бесстрашный, отважный, доблестный.

Продолжи пословицы:

• Мир строит – а война … (разрушает)

• Трудно в ученье… (легко в бою)

• Один в поле… (не воин)

• Один за всех… (и все за одного)

• Щи да каша… (пища наша)

• Храбрый побеждает… (трус погибает)

Задание «Донесение»

-участвуют по 6 человек в команде (1 солдат в каждой команде стоит возле ориентира). Перед командами лежит обруч, к нему привязаны 6 воздушных шарика, в каждом из которых, вложена бумажка с буквой. Игроки каждой команды по очереди выполняют следующее задание: прыжки из обруча в обруч, хлопают шар, достают бумажку, отдают солдату, который выкладывает слова «Родина» и «Россия», а сами возвращаются назад передают эстафету.

Воспитатель: А сейчас, ребятки, отгадайте - ка загадки.

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт

Человек им управляет, что такое … (самолёт)

Грянул гром, весёлый гром. Засверкало всё кругом.

Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют. Это праздничный… (Салют)

Можешь ты солдатом стать: плавать, ездить и летать

А в строю ходить охота ждёт тебя солдат (пехота)

Снова в бой машина мчится режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом управляется (танкистом).

Брат сказал: «Не торопись» лучше в школе ты учись,

Будешь ты отличником станешь (пограничником)

Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять

И служить не на земле, а на военном (корабле).

И в заключении нашего праздника мы дарим вам песню: «Мирные небеса».

Экскурсия на тему: «Я узнаю свой город Грязи по названиям улиц!»

Цель: закрепить знания детей о родном городе, его истории.

Задачи:

- познакомить детей с героями ВОВ, в честь кого названы улицы города Грязи;

- прививать интерес к истории родного города;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине, желание бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Педагог: Знаете ли, ребята, сколько улиц в нашем городе? (высказываются предположения). А какие улицы носят имена героев Великой отечественной войны? Сегодня мы совершим путешествие по этим улицам и узнаем о людях, чьи имена они носят. Согласны?

История города Грязи имеет необыкновенное прошлое: “Петр I, проезжал дождливой осенью через эти места на корабельную верфь Воронежа, вынужден был сделать остановку. Государева повозка завязла по самую ступицу в грязи. Мужики выручили повозку царя”. С этой поры и повелел государь назвать эту деревню Грязями.

Каждый день, а то и каждый час на нашей земле уходят в вечную память, те которым мы благодарны за спокойное небо над нашими головами, те, которые шли в бой и спасли нас от ужаса войны. Самое малое что мы можем сделать – это помнить о них. Вечно помнить о том, что мы в неоплатном долгу перед ними и постараться передать эту память нашим детям.

Облик нашей малой Родины прекрасен, и знать, что мы наследники всего этого очень приятно и почётно. Каждая из его улиц может рассказать о прошлом Грязей.

Тогда отправляемся, первая остановка – улица Гастелло.

Одна из улиц нашего города названа в честь лётчика- капитана Николая Гастелло, который совершил подвиг - наземный таран немецко-фашисткой техники. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся танков, и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели.

В это время фашистский снаряд догнал самолёт капитана Гастелло, получив прямое попадание, объятый пламенем - экипаж решил не допустить врага на родную землю. Развернув горящий самолёт, лётчик направил его в самую гущу немецких танков. Образ Николая Гастелло стал символом бесстрашия, отваги, готовности биться вместе с народом против врагов нашей Родины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г. Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.

В городе Грязи Липецкой области на доме № 10 по улице Тельмана, где родился и вырос Герой Советского Союза И. В. Шкатов, установлена мемориальная доска.

В середине октября 1944 года лейтенант Шкатов получил приказ: ему надлежало силами взвода форсировать реку Шешупе, захватить плацдарм и удерживать его до подхода основных сил 192-й стрелковой дивизии. Во время переправы немцы заметили десант и открыли шквальный огонь. До берега добрались всего 12 человек. 16 октября на горстку бойцов немцы обрушили сильнейший минометный огонь, а затем пошли в атаку. В течение многих часов малочисленная группа бойцов отражала яростные атаки немцев. Лейтенант Шкатов несколько раз был ранен, но не выпускал из рук автомата. В критический момент боя он поднял оставшихся в живых в штыковую атаку. В этом бою Иван Шкатов погиб смертью героя, но задание командования было выполнено. За этот подвиг указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года лейтенанту Шкатову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Парк в городе Грязи назван в честь Флёрова Ивана Андреевича - командира отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии, капитана. В первые дни войны он был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии.

За три месяца боевых действий батарея Флёрова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями. Гитлеровцы устроили за новым оружием настоящую охоту. Как только им удавалось засечь ее местонахождение, они сразу же посылали туда танки и авиацию. Но батарея не задерживалась долго на одном месте - дав залп, сразу же меняла позицию. Боевой опыт батареи Флёрова был взят на вооружение. Тактический прием - залп - смена позиции - широко использовался подразделениями "катюш" в ходе войны. В начале октября батарея Флёрова вместе с другими частями оказалась в окружении. Будучи тяжело раненым командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1963 года Иван Андреевич Флёров посмертно был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Есть улица, названная в честь Александра Матросова - стрелка-автоматчика, красноармейца. У этого героя другая история: 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Псковской области. Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения. Через несколько дней имя Александра Матросова стало известным всей стране. Подвиг Александра Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Матросову Александру Матвеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В названии улиц нашего города видна его история, ведь многие из них названы именами героев Великой Отечественной войны. Одна из таких улиц носит имя героя Советского союза И. А. Флерова. В 1941 году ушёл на фронт и был назначен командиром взвода особых орудий. Этими орудиями оказались прославленные Катюши. В одном из своих сражений с группировкой немецких войск батарея Флёрова оказалась в глубоком тылу противника. Флёров потерял связь. Сложилась крайне опасная ситуация: снарядов оставалось всего на один залп, все дороги оказались перекрыты немцами. После нескольких дней пребывания в тылу врага горючее оказалось на исходе. По приказу Флёрова было слито всё горючее, моторы были законсервированы и зарыты в землю, кузова сожжены. После нескольких попыток прорваться к своим, Флеров всё-таки отдал приказ уничтожить установки. Погиб почти весь личный состав, пал в том бою и Флёров. После войны памятник Катюше установили в нашем городе, а имя Ивана Андреевича запечатлено на доске почета Аллеи славы.

Ребята, мы будем и дальше знакомиться с улицами нашего города, и героями Великой Отечественной войны в честь кого их назвали. В заключении экскурсии прочту вам такие слова:

Благодарю судьбу, что здесь я родилась,

Что здесь мой отчим дом и здесь мои друзья.

Я так люблю тебя Российская земля,

Родной мой город Грязи - Родина моя!

Есть улицы центральные, высокие и важные,

С витринами зеркальными, с гирляндами огней.

Но мне милей нешумные, милей одноэтажные.

От их названий ласковых становится светлей.

Небольшой городок над рекою Матырой.

Здесь берёзы шумят и цветут тополя,

Это лишь уголок необъятной России,

Это милая сердцу родная Земля.

- Ребята, мне очень хочется, чтобы вы всегда любили свою родину, стали её гордостью, берегли свой край и приносили ему пользу.

Заключение

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

Мы всегда будем помнить о людях, отдавших свои жизни за светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах. Самое главное для нашего поколения - это сохранить память о тех страшных днях, о героических участниках войны, о наших дедах и прадедах.

Жизнь людей, которым пришлось пережить трудные годы Великой Отечественной войны, станет примером для ребят нашего поколения.

Практическая значимость:

- без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без знания истории о войне, о героях ВОВ, нельзя вырастить достойных граждан. Эти качества необходимо воспитывать с раннего детства.

В результате проведенных мероприятий, я увидела положительную динамику патриотической воспитанности у детей. Ребята получили новую полезную информацию, у них возникло большое количество вопросов, они активно обсуждали то, что узнали на экскурсиях, занятиях, рассказывали родителям о своих планах на будущее.

В феврале 2025 года дошкольники детского сада №3 «Радуга» города Грязи приняли активное участие в акции «Письмо солдату», приуроченной ко Дню защитника Отечества. Ребята сделали поздравительные открытки, в которых выразили свою благодарность за службу, за защиту нашей Родины, за мир и покой в нашей стране! Пожелали солдатам крепкого здоровья и верных друзей.

Проект «Я узнаю свой город Грязи по названиям улиц!» для старших дошкольников
Фото «Я узнаю свой город Грязи по названиям улиц!»
Публикации по теме:

Брэйн-ринг «Я люблю свой милый город».  Командные игры между детьми и родителями средней группы Воспитатели высшей категории - Румянцева Татьяна Анатольевна, Блохина Любовь Ивановна, музыкальный руководитель – Денисова Марина Николаевна.

Городская акция «Люблю свой город»Городская акция «Люблю свой город» В рамках акции «Люблю свой город» всем желающим предлагалось проверить свои знания по севастополеведению с помощью теста. Тест «Люблю.

Игры-упражнения «Знай и люби свой город» Игровое упражнение «Продолжи» Наш город называется. Жителей нашего города называют. Зенковский парк – место… Прокопьевск – жемчужина….

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Я узнаю свой город Грязи по названиям улиц!» для старших дошкольников
Опубликовано: 5 марта 2025 в 10:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Я узнаю свой город Грязи по названиям улиц!» для старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Голубых (УИ 2962163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД