Евгения Теречева
Конспект занятия в рамках проекта «Игры народов Пензенской области»
Актуальность. «Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”, – пишет в своей книге "Русские народные игры и их классификация" А. А. Таран. В народных играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. На разных этапах истории, у разных народов они помогают пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к национальным традициям и обычаям.
Публикация «Конспект занятия в рамках проекта „Игры народов Пензенской области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пензенская область, Пенза
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Данный проект приурочен ко дню 82-летнего образования Пензенской области.
Цель проекта – сформировать интерес к культуре народов, населяющих Пензенскую область (татары, мордва, чуваши, русские, воспитывать положительное отношение к людям разных национальностей.
Задачи:
- пробудить у детей интерес к прошлому своего края;
- содействовать возрождению краевых традиций;
-приобщать к нравственным идеалам своего народа;
-формировать этническую толерантность.
Ход совместной деятельности с детьми.
Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о народах, которые проживают на территории нашей области. Скажите, пожалуйста, как называется наш город? А область? Вы знаете, как ещё называется Пензенская область?
Сегодня мы вам расскажем, какие народы проживают на территории Сурского края.
Русские. Игра «ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге. Ход игры : Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Посмотри на небо, Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три! Последняя пара беги! Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Татары. Игра «Тимербай» Цель: Вырабатывать у детей быстроту реакции, ловкость, сообразительность. Учить показывать движения с выбранными ребёнком предметами. Ход игры : Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга и говорит: Пять детей у Тимербая, дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, нашалились, наплескались, хорошенечко отмылись и красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, в лес под вечер прибежали, друг на друга поглядели, сделали вот так! С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает ребенка на роль Тимербая. Правила игры : движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Мордва. Игра «Ветер - ветерки» «Варма-варминеть» (с бубном). Содержание и правила игры : Считалкой выбирают ведущего игры «ветра», остальные играющие - «ветерки». Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» быстро бегают по участку, сильно махая руками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается. Повторять игру можно 3-4 раза.
Чуваши. Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ). Цель: упражнять в умении перепрыгивать через вращающуюся верёвку; развивать скоростно-силовые качества ног, ловкость, координационные способности. Ход игры : в игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее. Правила игры : задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.
Украинцы. Игра «Коты». Для игры понадобятся : игроки от трёх до десяти человек, платочек завязать глаза, ограниченная игровая площадка и 6 – 10 палочек, которые и будут котами. Ход игры : В начале игры выбирают водящего и завязывают ему глаза. Дают ему в руки котов-палочки и двое игроков начинают его крутить и водить в разные стороны, стараясь запутать, сбить ориентир. Далее один из сопровождающих говорит: «клади двух котов» и водящий должен положить 2 палочки на землю. И так его водят, пока он не разложит все палочки. Потом его возвращают на исходную точку, развязывают глаза и он без подсказок должен найти и собрать всех котов. Самым лучшим игроком будет, тот, кто без подсказок быстрее всех найдёт все палочки. Потом выбирают следующего водящего, и начинается игра заново. Правила игры : водящего нельзя уводить за пределы игровой площадки. Ему можно подсказывать словами: тепло, жарко, холодно, прохладно. Если игрок не может долго найти последнего кота, то ему показывают его, и он проигрывает.
После игр педагог вместе с детьми повторяет, как называется наша область, и какие народы проживают на территории Сурского края. Дети делятся впечатлениями, какая игра понравилась больше.